СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация дефектолога для родителей "Игры и упражнения способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация дефектолога для родителей "Игры и упражнения способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Россияночка" п. Чернянка Белгородской области"












Консультация на тему:


« Игры и упражнения способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков»









Дефектолог: Петренко А.С.













п. Чернянка, 2020г.



Как мы знаем, главной задачей Федерального Стандарта ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. И это особенно важно , т.к. на сегодняшний день проблем со здоровьем , а в том числе и с психоэмоциональным состоянием у наших детей становится все больше.

Психологическая помощь детям на сегодняшний день очень важна, т.к. наряду с достоинствами современных детей ( их эрудированности, развитого воображения, владения компьютерными умениями и многими другими) у большинства же имеются серьезные проблемы именно в развитии эмоциональной сферы , в способности управлять негативными эмоциями , совладать со своими страхами, количество которых резко возросло на фоне повышенного интереса детей к компьютерным играм и негативному влиянию СМИ. Нашим детям гораздо труднее , чем их предшественникам , выстраивать взаимоотношения между собой: договариваться, самостоятельно организовывать игры, проявлять сочувствие к сверстнику и т.п.

Как ведущая деятельность дошкольника, игра является и самым лучшим , и наиболее адекватным средством развития ребенка и коррекции его эмоционально- личностных нарушений . Поэтому в своей работе я стараюсь максимально использовать психологические игры, которые имеют и коррекционную и коммуникативную направленность:

-формируют у детей эмоциональную грамотность- т.е учат переживать, чувствовать, проявлять сочувствие. У ребенка формируется «эмоциональная компетентность». Это значит, что он, в своем личностном развитии, становится способен не только понимать и осознавать свои эмоции, чувства, конструктивно их выражать, управлять ими, но соизмерять свое поведение с интересами и чувствами другого человека, и выстраивать на этой основе адекватные формы взаимодействия друг- с другом.

Доказано, что от степени развития эмоциональной грамотности человека зависит его общее благополучие- и в отношениях с другими людьми, в личной жизни, в семье, и успешность в профессиональной деятельности, продвижение на работе и т.п. А ведь у детей , как и у взрослых есть свои проблемы. И игра- это мощный ресурс, которым ребенок располагает, чтобы ,по –возможности, совладать с ними.

Многие психологи утверждают, что ребенок может самостоятельно справиться с любой психологической травмой. Главное условие для этого- не мешать ему выразить свои переживания в игре. Обыграв травму, ребенок изживает ее, вырабатывая своего рода стратегию поведения в новом мире. Но к сожалению, самостоятельно сейчас дети играют все меньше и меньше. Практически сходит на «нет» передача игрового опыта от старших к младшим , т.к. дети теперь не играют свободно во дворах, а большую часть времени проводят за планшетами, за компьютерами, живое общение заменяется виртуальным. Да и большинство родителей сами уже относятся к «неиграющему» поколению, и испытывают дефицит времени не то что на игры со своим ребенком, но и просто на общение. Детей надо учить играть.

Поэтому основная задача ложится на нас, педагогов и родителей, сделать так, чтобы и в детском саду и дома ребенок продолжал играть , и не в виртуальные , а реальные игры с близким ему окружением сверстников и взрослых.

Психологические игры дают такую возможность. Это и возможность бесконфликтно обсуждать друг с другом то, что ты чувствуешь, проживать различные эмоциональные ситуации, избавляясь при этом от личностных проблем. И сближение детей друг с другом, и преодоление барьеров в общении . Многие из игр направлены на преодоление страхов , неуверенности и тревожности у детей, либо наоборот, способствуют снижению агрессивных проявлений, учат смирять свои амбиции, думать о сверстнике, развивают навыки совместного взаимодействия, работе в парах и в группе.

Коррекционным целям так же способствует возможность переноса ребенком собственных негативных качеств и проблем на игровой образ. Играя, ребенок отстраняется от них, и получает возможность как бы избавиться на время от своих собственных недостатков , со стороны оценить их, проиграть свое отношение к ним.

В своей работе с детьми я так же использую игры, направленные на :

- сближение детей, формирование групповой сплоченности, способности устанавливать контакты друг с другом, цели которых - преодоление неуверенности ребенка на этапе адаптации, возможность лучше узнать друг друга на основе общих интересов, вежливых форм общения. Это такие игры , как : «Давайте поздороваемся», «Ласковое имя», «Ветер дует на того, кто..» и другие.

- развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Цели игр : анализ ребенком эмоционального состояния , способность его выражения средствами мимики и пантомимики, развитие внимания к сверстнику, желания и умения договариваться, согласовывать свои действия с ним. (Игры: «Маленький котенок», «Волшебный стул», «Добрый гномик» и др.).

- на снижение тревожности и преодоление детских страхов. Цель- повышение самооценки ребенка, уверенности в своих силах , овладение техниками работы со страхами, формирование доверия к окружающему . (« Стульчик смелости» , «Я страшилок не боюсь», « Капитан и моряки на корабле», «Слепой танец» и др).

- игры и упражнения на коррекцию поведения, снижение агрессивности, цель которых - обучение детей конструктивным способам разрядки эмоции гнева. («Тигрята на охоте», « Добрые обзывалки» и мн.др.).

Примеры некоторых игр и упражнений для развития и коррекции эмоциональной сферы детей и навыков коммуникативного общения приведены ниже.


ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ.

1. Я И ЖИВОТНОЕ ( с 5 лет).

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Детям предлагается представить, что ря­дом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально отреагировать на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п. Воспитатель говорит ребенку, например: «Что ты будешь чувствовать , если рядом с тобой вдруг окажется ежик? Удивишься? Обрадуешься? Или испугаешься? Покажи, как ты удивишься?» и т.п.

2. БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ( с 4 лет).

Цель: развитие наблюдательности, эмоций, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем — самого взрослого животного. (Как двигаются, мяукают, рычат, играют и т.п.)

3. МАМЫ И ДЕТЕНЫШЫ ( с 5 лет).

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности дви­жений и речи.

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре вы­полняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, «ругать», наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детены­ши должны реагировать на эти действия. Животных называет вос­питатель. Это может быть семья кошек, собак, лошадей, ворон, кур, мышат и т.п. Ребенку предлагается на языке птиц или животных выразить эмоции, с помощью движений обыграть ситуации.

4. МАСКИ ( с 6 лет)

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообрази­тельности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед ос­тальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья эта маска, другой ребенок предлагает изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

5. « МАЛЕНЬКИЙ КОТЕНОК » (с 4 лет).

Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять на­пряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка?» у кого дома есть кошечка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот коте­нок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» уснут, игра заканчивается . Затем повторяется, дети меняются ролями.

6. ВЕТЕР ДУЕТ НА ТОГО, КТО..

Цель: сплочение детского коллектива, создание положительного эмоционального фона, развитие внимания.

Ход игры:

Ведущий говорит: «Ветер дует на того, у кого есть … красный цвет в одежде». В этот же момент все, у кого действительно в одежде есть красный цвет (ведущий должен знать тот признак, который есть у большинства детей), быстро подбегают друг к другу и обнимаются, чтобы «ветер их не унес в небо».


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.

1. ПОХВАЛИЛКИ

Цель: повышение самооценки ребенка, повышение его значимости в коллективе.

Содержание: Все дети сидят полукругом на стульчиках. Один из детей выходит в центр, встает лицом к сверстникам. Дети по очереди говорят что- нибудь хорошее об этом ребенке. Например, что Вася сегодня помог Ане одеться на прогулку, помогал убирать игрушки. Задача воспитателя отметить достижения ребенка, хорошие поступки ребенка, напомнить детям, что ребенок делал сегодня, что у него получилось лучше, чем вчера. Воспитатель должен в каждом ребенке найти что-нибудь хорошее, что тот сделал или как-то проявил. В конце похвалилок необходимо , чтобы ребенок сказал : «Я молодец! » или «Я буду стараться!». Все аплодируют.

В заключении с детьми мож­но провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внима­тельно, заботливо и доброжелательно относить­ся к людям, окружающим нас.

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

  2. Арсеневская О.Н. Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2014.

  3. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.

  4. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2012.

  5. Загородняя М.В. Детская психокоррекция в играх. Ростов на Доу, 2017.

  6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития. 1997.

  8. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- М.: Гном и Д, 2000.

  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2001.

  10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!