СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Буллинг в подростковой среде: причины и последствия»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

За каждой историей травли в детском коллективе, стоит много боли и вопросов: как поступить? Чем помочь ребенку? Как взрослым действовать грамотно, чтобы не навредить?

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Буллинг в подростковой среде: причины и последствия»»

государственное казенное учреждение Самарской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

« Солнечный лучик»

отделение м.р.Хворостянский













Консультация для воспитателей

«Буллинг в подростковой среде: причины и последствия»























Воспитатель : Агафонова О.А.







Уважаемые педагоги!

Тема буллинга в современном мире актуальна и знакома. По данным различных исследований свыше 50% подростков в возрасте от 10до 18 лет подвергались различным видам травли как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

Последствия буллинга те же, что и последствия любого другого вида насилия, будь оно физическим или моральным - ребенок получает психологическую травму. Это может привести подростка к самому страшному - к суициду!

Важнейшими задачами педагогического коллектива является профилактика насилия в детской среде, выявление факторов травли в детском учреждении и оперативное принятие эффективных мер по прекращению буллинга.

Что такое буллинг?

Буллинг- это регулярное психологическое или физическое давление
на жертву (травля), осуществляемое одним человеком (буллером) или группой агрессоров. Это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе, учреждениям с круглосуточным проживанием ( реабилитационные центры, детские дома, санатории и т.д.) . Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа (или любое другое детское учреждение, где дети бывают регулярно) – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов. В школе (учреждении) складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве учреждения, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Виды буллинга

Оскорбление чести и достоинства человека бывают самые разные – это и физическое, и эмоциональное, сексуальное и другие виды насилия.

Существуют следующие виды буллинга:

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.


Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени (клички), с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации подростка. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только подростки, но даже и взрослые).


Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.


Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью группы или всей группой. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске, стенах или в общественных местах.


Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.


Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Современные технологии создают благоприятные возможности для такого негативного явления, как запугивание и издевательство с использованием интернета, мобильного телефона и других технологических ресурсов. Это явление значительно опаснее того, с чем мы имели дело лишь поколение назад. Оно получило название «кибербуллинг».


Причины и мотивы буллинга

Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат группы, класса, школы, детского учреждения). Не последнюю роль здесь играет позиция педагога. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников, воспитанников. Кроме того, педагог может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;

  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).



К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;

  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

  • самоутверждение в коллективе;

  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.



Как определить, что  ребёнок стал жертвой травли?

Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе либо в детской организации. Поэтому взрослым важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

  • ребёнок негативно относится к школе, учреждению, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;

  • возвращается из школы подавленный;

  • часто плачет без очевидной причины;

  • ничего не рассказывает о сверстниках, об одноклассниках и школьной жизни;

  • нарушение сна и аппетита;

  • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.



Кто участвует в травле?

В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);

  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;

  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);

  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;

  • «любимчики» учителей или наоборот изгои.

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Агрессор

Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;

  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;

  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;

  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Наблюдатели

Это самая большая категория участников буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

  1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).

  2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.

  3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.



Влияние буллинга на его участников и последствия

 Теперь давайте проследим влияние буллинга на каждого из его участников.

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что подростковый буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.



Профилактика буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и  травля – не исключение. Профилактика насилия в детском учреждении заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Уважаемые педагоги!

Создайте в своей группе такой психологический микроклимат, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в коллективе сверстников комфортно, спокойно и безопасно.

Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды, благотворительные акции, театральные постановки.

Уделяйте внимание каждому ребенку в группе, присутствуйте в его жизни, отслеживайте смены настроения, внезапно появившейся агрессии, грусти или замкнутости. Необходимо вовремя узнать причину плохого эмоционального самочувствия воспитанника и, в случае необходимости, оказать поддержку ребенку. Помните, что чем раньше произойдет вмешательство, тем меньше вреда будет нанесено ребенку!

Просматриваете личные странички Ваших воспитанников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны.

Привлекайте к работе по профилактике буллинга психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями – не оставайтесь равнодушными!

Современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.


Используемые материалы и ресурсы:


1.https://borov.schools.by/pages/bulling-v-podrostkovoj-srede-prichiny-i-posledstvija

2.https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/34849/1/978-5-91256-514-4_2021_046.pdf

3.https://multiurok.ru/files/profilaktika-bullinga-v-podrostkovoi-srede-1.html

4. «Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах» Составители: А.Е. Довиденко, А.П. Третьякова, А.С. Мелях, Л.А. Губарева, М.В.
Корба, Н.А. Алексеева, Н.В. Коровина, Т.П. Погадаева, Екатеринбург, 2014г.

5. «Буллинг в школе, сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию» С.В.Кривцова. М., 2011.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!