СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов и родителей «Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что должны знать дошкольники 2 младшей, средней и старшего дошкольного возрасти дети,  по ориентировке в пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей «Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» - детский сад №51 «Родничок», первой категории с. Кагальник Азовского района










Консультация на тему:

«Методика обучения дошкольников ориентировке в пространстве».
















Составила воспитатель высшей кв. категории

Пунина Людмила Фёдоровна


2 младшая группа.

Детей 4-го года жизни учат различать пространственные направления – «от себя»:

Впереди (вперёд) – сзади, позади (назад), слева(налево) – справа (направо), вверху (вверх), внизу (вниз).

Основой различения пространственных направлений служит чёткое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.

Вверху – там. где голова, а внизу -где ноги, впереди-лицо, а сзади – спина, слева-левая рука, справа-правая рука.

Этому учат детей в повседневной бытовой деятельности. На занятиях по ФЭМП эти знания уточняются в дидактических играх с куклой и в других играх и упражнениях

На занятиях детей упражняют в различении парных противоположных направлений:

вверху-внизу; впереди-сзади; слева-справа .

Детей учат также указывать и называть пространственные направления «от себя».

Например: указать и назвать, куда пошла кукла (направо, налево, вверх, вниз по лесенке). Во время таких упражнений все дети и педагог должны сидеть или стоять лицом в одну сторону.


Упражнения в различении и назывании рук связывают с выполнением различных действий с ними.

В младшей группе дети получают первые навыки ориентировке на плоскости листа. Их учат располагать предметы на листе вверху и внизу; на верхней и нижней полоске, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.

Детей побуждают называть направление действия или местоположение предметов на плоскости.

На физкультурных и музыкальных занятиях, занятиях по рисованию имеются большие возможности для упражнения детей в ориентировке в пространстве, и в первую очередь в определении направлений.


Средняя группа

В средней группе ребёнок учиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Основой различения пространственных направлений служит различение частей тела, определение сторон на самом себе.

Большое значение уделяют упражнениям в различении левой и правой рук.

После того как ребёнок научиться определять расположение предметов, полезно предложить ему повернуться налево или направо (на 90), а позднее- кругом (на 180) и снова сказать, какие предметы по какую сторону от него расположены.

Упражнения на ориентировку в пространстве должны носить игровой характер.

После того как дети приобретут умение различать и называть основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном направлении. Например: найти спрятанную игрушку. Прежде чем приступить к поиску, ребёнок должен повторить какая игрушка и какое направление.

На занятиях по математике важно уделять внимание развитию у детей ориентировке на листе бумаги, плоскости стола.

Им предлагают найти верхнюю и нижнюю полоски счётной карточки. Разложить определённое количество предметов вверху и внизу или слева и справа. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур на таблице. Воссоздать расположение. Рассматривают образец в определённом порядке.

Сначала дети называют фигуру, расположенную в центре (середине), а затем вверху и внизу или слева, справа от неё.

Используются таблицы, на которых изображено от 3 до 5 геометрических фигур.

Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными упражнениями широко используются разнообразные жизненные ситуации, физкультурные и музыкальные занятия, занятия по изодеятельности, утренняя гимнастика, подвижные игры.

Старшая группа.

У детей 5-6 лет закрепляют умение различать левую и правую руки, определять местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении. Направление уже указывают в любом порядке: вперёд-направо, направо-назад.

Важное значение приобретает обучение детей умению определять положение предмета по отношению к другому предмету.

Дети старшей группы учатся ориентироваться на листе бумаги:

находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа; верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Под руководством педагога дети овладевают умением раскладывать определённое количество предметов в указанном направлении: на верхней, нижней части листа, слева, справа и пр. Выполнив задание, ребёнок рассказывает, сколько каких фигур и где разместил. Необходимо учить детей правильно, по смыслу употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу, на площадке.

Важно учить детей ориентироваться в естественных условиях помещения детского сада и ближайшего к нему окружения, запоминать путь к тому или иному месту.


Подготовительная группа.

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в ближайшем окружении. У детей развивают и закрепляют умения ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между собой и предметами, между самими предметами, а также на листе бумаги (на плоскости). Методика работы с детьми должна основываться на выделении противоположных направлений: слева – справа; впереди – сзади т.д.

Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости листа. Закрепляют умение находить середину (центр). верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый , верхний и нижний углы, правую и левую стороны листа бумаги. Формированию у ребёнка умению ориентироваться на листе бумаги служат различные задания на раскладывание предметов. Затем дети рассказывают, что где лежит. Рекомендуется также проводить игры «Кто запомнит?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?» и т.д.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!