СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: "Организация и проведения прогулок и экскурсий в летний период "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Организация и проведения прогулок и экскурсий в летний период "»

Консультация для педагогов на тему

«Организация и проведение целевых прогулок и

экскурсий в летний период»

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания

окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки – походы,

экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят

массу

впечатлений

и

будут

способствовать

совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует

предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только

проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую

информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует

знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-

похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей

на основе состояния их здоровья и уровня физического развития,

комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с

воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных

условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки

дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы

вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно

обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны

одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых

прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода,

воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор

природного материала.


В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и

другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой

организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник,

вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем.

Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на

ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых

прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети

с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и

цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть

книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время

прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые

растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о

ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о

растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса»

М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят

целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму,

на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными

явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми

явлениями природы, представление о которых складывается длительное

время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия.

Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать

явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует

природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные.

Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение

индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного

материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом,

заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание

детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются

основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать

характерные признаки предметов и явлений. Это достигается

использованием

различных

приёмов

(вопросы,

загадки,

стихи,

обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет

наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную

литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность

удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных

наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание

собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы

сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или

животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают,

используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по

описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети

закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают

словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на

огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно

показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и

животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может

наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии

на

сельскохозяйственные

объекты

начинается

с

предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления

о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с

детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у

заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается

соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит

легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые

стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для

организации

дидактических

игр,

самостоятельной

деятельности

дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять

с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый,

сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь

им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать

сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки

поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять,

воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде,

знакомить с достопримечательностями родного города.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1 П.К. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой»

2 Журналы: «Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения» №11 2009г., №5 2011г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!