СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов по теме: «Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов по теме: «Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»»

Консультация для педагогов по теме:

«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Целевыми ориентирами по ФГОС стали:

- Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

- Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

- Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.



Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:

1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.


2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

  • Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

  • Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.


3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;

  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);

  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.


4) Формирование основ безопасности

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;

  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.





Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте - обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.



















Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

1) Методы формирования социального повeдения:

- Упрaжнения;

- Поручeние;

- Требoвание;

- Вoспитывающие ситуации.


2) Методы формирования социального сознания:

- Объяснeние;

- Уговор;

- Внушение;

- Просьба;

- Этическая беседа;

- Пример.


3) Методы стимулиpoования:

- Поощрение;

- Соревнoвание;

- Одoбрение;

- Награждение.



Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1)Развитие игровой деятельности

- Сюжетно-ролевые   игры;

- Подвижные игры;

- Театрализованные   игры;

- Дидактические   игры;

- Занятия;

- Экскурсии, наблюдения;

- Чтение художественной литературы,   видеоинформация;

- Досуги, праздники, народные  игры;

- Самостоятельная деятельность  дошкольников;

- Изобразительная деятельность;

- Труд в природе;

- Экспериментирование;

- Конструирование;

- Наблюдение.


2)   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со  сверстниками и взрослыми

- Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники,  просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;

- Индивидуальная работа во время утреннего приема;

- Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

- Дежурство;

- Самообслуживание;

- Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);

- Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры;  сюжетно – ролевые игры, подвижные игры;   театрализованные игры;

- Продуктивная деятельность.


3)   Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:

образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).

- Викторины;

- КВН;

- Познавательные досуги, тематические   досуги, чтение, рассказ, экскурсия;

- Тематические досуги;

- Создание коллекций;

- Проектная деятельность;

- Исследовательская   деятельность;

- Сюжетно – ролевая игра;

- Дидактическая игра;

- Настольно-печатные игры;

- Продуктивная деятельность, дежурство.


4) Формирование патриотических   чувств

- Познавательные беседы;

- Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение,   творческие задания, видеофильмы;

- Дидактическая игра;

- Наблюдение;

- Упражнение;

- Рассматривание иллюстраций;

- Изобразительная деятельность.

5)  Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:

старшая   подготовительная к школе группа

- Познавательные викторины, КВН, конструирование,   моделирование, чтение;

- Объяснение;

- Напоминание;

- Наблюдение;

- Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность,   театрализация.


6) Формирование основ   собственной безопасности:

ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и  улица.

- Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание,  упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;

- Продуктивная деятельность;

- Целевые прогулки, рассказы;

- Дидактические и настольно-печатные игры;

- Сюжетно-ролевые игры;

- Минутка безопасности;

- Показ;

- Объяснения;

- Обучения;

- Напоминание;

- Рассматривание иллюстраций,

- Творческие задания.


7) Развитие трудовой   деятельности

7.1.Самообслуживание

- Чтение художественной литературы, поручения, игровые   ситуации, досуг

- Объяснение, обучение, напоминание,

- Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.

- Рассматривание иллюстраций


7.2. Хозяйственно – бытовой   труд

- Обучение коллективный труд, поручения,

- Дидактические   игры,

- Продуктивная деятельность,

- Экскурсии.

- Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения,   участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте   атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола,   самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для   занятий, убирать их.

Творческие задания, дежурство, задания, поручения.


7.3. Труд и природа

- Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа,   чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов,   целевые прогулки.

- Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в   уголке природы,

- Дидактические и развивающие игры,

- Трудовые поручения, участие   в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка   природы,

- Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,  

- Тематические досуги


7.4. Ручной труд

- Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная   деятельность

- Показ, объяснение, обучение, напоминание,

- Дидактические и развивающие игры,

- Трудовые поручения,

- Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей,   подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное   планирование трудовой деятельности,

- Продуктивная   деятельность,

- Работа с природным материалом, бумагой, тканью,

- Игры и игрушки своими руками.


7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых

- Экскурсии, наблюдения;

- Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;

- Рассказы, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видео;

- Обучение;

- Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;

- Практическая деятельность.


Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:

- игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);

- тренинговые упражнения;

- беседа;

- наблюдение;

- педагогическая  ситуация;

- слушание музыки;

- рисование;

- релаксационная  гимнастика;

- чтение художественных произведений с последующим анализом.


А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:

- игротерапия;

- арт-терапия;

- тренинговые упражнения;

- психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.


Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

- Анкетирование, тестирование родителей, выпуск   газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с   семьей.

- Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

- Проведение тренингов с родителями: способы решения   нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

- Распространение инновационных подходов к   воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.

- Привлечение родителей к совместным мероприятиям по   благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.

- Изучение и анализ детско-родительских отношений   с целью оказания помощи детям.

-  Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.

- Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.

- Повышение правовой культуры родителей.

- Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.

- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя   семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».

- Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый  добрый? За что ты себя любишь? и др.).


Вывод:

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.


Список литературы:

1. Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.

3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.

4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.

5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.

6. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.

7. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!