СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО на занятиях по физической культуре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается в настоящее время приоритетной государственной задачей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО на занятиях по физической культуре"»

Слайд 1

Применение здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО на занятиях по физической культуре.

Слайд 2

Свое выступление я хотела бы начать со слов Ивана Павловича Павлова о здоровье.

Здоровье – это бесценный дар природы, оно дается увы, не навечно, его нужно беречь. И во многом оно зависит от самого человека, от его образа жизни, условий труда, питания и привычек.

И. П. Павлов.

Слайд 3

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей остается в настоящее время приоритетной государственной задачей.

Большое внимание этой проблеме уделяется Федеральным государственным образовательным стандартом, который вступил в силу приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Их комплекс получил название «Здоровьесберегающие технологии».

Слайд 4

Их цель – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада, воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Слайд 5

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.

Слайд 6

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД по физической культуре, проблемно – игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж.

Слайд 7

  1. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Слайд 8

В своей работе я применяю все формы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (НОД, утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, праздники и развлечения). Но более подробно остановлюсь на НОД.

Слайд 9

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в спортивном или музыкальном зале и одно занятие на улице.

Младшая группа -15 минут.

Средняя группа – 20 минут.

Старшая группа – 25 минут.

Подготовительная группа – 30 минут.

Я использую различные типы и виды занятий: игровые, сюжетно – игровые, игры эстафеты, контрольно – зачетные и традиционные. Мне очень нравится подходить к занятиям творчески. Этот подход помогает расположить детей, обеспечить неисчерпаемый интерес к занятиям. Здоровьесберегающие технологии применяются на протяжении всего занятия.

К сожалению, статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно – двигательного аппарата, в том числе развитие плоскостопия. В связи с этим большое внимание в своей работе я уделяю профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки.

Слайд 10

Это прежде всего различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешней стороны стопы, с высоким подниманием колен, в полном присяде) и бега в зависимости от возраста детей и поставленных задач.

Если же у ребенка не правильно сформировалась стопа, то увеличивается нагрузка на позвоночник, это может привести к нарушению осанки. Со всеми вытекающими последствиями (артритом, артрозом, остеохондрозом). Чтобы этого избежать, надо проводить профилактику плоскостопия с самого раннего детства.

Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием, включение в занятие по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно. Что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребенка невозможно, но работа требующая точных движений быстро утомляет детей.

Для поддержания хорошего эмоционального настроения детей я вношу в ходьбу игровые элементы: меняю направление или темп ходьбы, чередую виды ходьбы. Предлагаю превратиться в мышат – при ходьбе на носках, в лошадок, петушков – в ходьбе с высоким подниманием колен, в гусей – при ходьбе в полном присяде и т. д. Сопровождаю ходьбу различными стихами, использую музыкальное сопровождение, бубен, счет. Во время ходьбы обязательно делаю методические рекомендации: держать голову и туловище прямо, живот втянуть и т.д.

Так же работа по профилактике плоскостопия и формированию правильной осанки продолжается во время проведения О.Р.У. упражнений (преимущественно с использованием гимнастических палок)

Слайд 11

Гимнастическая палка – это универсальный спортивный снаряд. Заниматься с ней не только полезно, но и интересно. С ее помощью выполняют упражнения, направленные на развитие физических качеств всего тела. Развивается сила рук, ног, пресса. Совершенствуется и исправляется осанка, развивается координация, ловкость, укрепляется стопа.

Слайд 12

При выполнении ОВД также уделяется внимание формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия. (Ходьба по канату приставным шагом, ходьба по массажным дорожкам, перешагивание через предметы, ходьба с мешочками на голове, ходьба по скамейке, прыжки через веревку боком).

Следующей замечательной технологией сохранения и стимулирования здоровья, которую я активно применяю на каждом занятии является – дыхательная гимнастика.

Слайд 13

Это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. А так же профилактики заболеваний дыхательных путей. Кроме того такие упражнения помогают ребенку насытить мозг достаточным количеством кислорода, что в свою очередь помогает улучшить умственную активность ребенка.

Дыхание у детей дошкольного возраста из-за особого строения органов дыхания отличается от этого процесса у взрослых. Дыхание у детей не глубокое, поверхностное, но частое. Поэтому потребность в кислороде при движениях сильно возрастает. У взрослых она удовлетворяется за счет углубления дыхания, у детей за счет учащения дыхания.

Необходимо приучать детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух, проходя через каналы носа, согревается, очищается от пыли и поступает в легкие чистый и теплый.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, по системе йоги и др.) И каждая положительно влияет на организм человека.

В целях систематического использования дыхательных упражнений включаю их в комплекс ОРУ на физкультурном занятии, после бега, после подвижной игры и в заключительной части занятия для восстановления дыхания учитывая детский возраст, для увеличения интереса к выполняемым упражнениям. Я предлагаю игровую ситуацию и дети вживаясь в образ выполняют действие.

Слайд 14

Например дети берут в руки воображаемый одуванчик и начинают на него дуть. При этом представляя, как маленькие парашютики разлетаются в разные стороны, так же сдуваются с ладоней снежинки, надуваются воздушные шары, фырчат ежики. Есть множество упражнений по дыхательной гимнастики. И я в своей работе стараюсь проводить дыхательную гимнастику по каждой лексической теме.

Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

- Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении в том числе и легочной ткани.

- Стимулирует работу сердца, головного мозга, нервной системы.

- Укрепляет защитные силы организма.

- Помогает восстановиться после физических нагрузок.

Универсальность дыхательной гимнастики в том, что она:

- Не имеет противопоказаний.

- Очень результативна.

- Выполняется (стоя, сидя, лежа).

- В помещении и на улице.

- Используется с раннего возраста.

- Выполняется как в покое, так и в ходьбе.

Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным заболеваниям, а так же является неотьемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

Наряду с дыхательной гимнастикой на занятиях по физической культуре я применяю следующую технологию как –

Пальчиковая гимнастика.

Слайд 15

Провожу ее преимущественно в заключительной части занятия. О том, что она имеет важное значение в физическом и психическом развитии ребенка известно с давних пор.

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

А известный физиолог Иван Петрович Павлов в отношении этого выразился следующим образом: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Можно сделать вывод, что начало развитию мышления дает рука.

Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением очень нравится детям. Она положительно влияет на развитие мелкой моторики рук, способствует мышечному развитию и развитию координации движения. Так же решает множество задач в развитии ребенка: помогает развить речь, повышает работоспособность головного мозга, развивает внимание, снимает тревожность.

Применяя пальчиковую гимнастику я придерживаюсь следующих методических рекомендаций:

  1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание.

  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями, или сгибают и разгибают пальцы.

  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе.

  4. Произносить текст необходимо максимально выразительно.

И конечно же я стараюсь, чтобы выбранная пальчиковая гимнастика соответствовала лексической теме занятия.

Слайд 16

По степени положительного влияния на организм ребенка пальчиковой гимнастике не уступают самомассаж и игровой массаж, который я так же применяю на занятиях по физической культуре. Он является эффективным и универсальным средством оздоровления организма. Способствует насыщению организма кислородом, успокаивает нервную систему, позитивно влияет на интеллектуальную деятельность. Наиболее значительный эффект можно получить если сопровождать массажные упражнения речевым материалом, стихами, потешками.

Дети любят играть в и.м.п. с элементами самомассажа - «Зайка ходит в гости к людям». А так же в и.м.п. – «Песик».

Слайд 17

Так же в целях закаливания и оздоровления детей, для повышения сопротивляемости организма простудными заболеваниями мы проводим самомассаж биологически активных зол – «Неболейка» и др. Выполняя такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышци в местах расположения энергетически активных точек. Учу детей при выполнении не давить со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно. Обьясняю, насколько полезен этот самомассаж для нашего организма.

В своей работе я использую технологию музыкального воздействия – ритмопластику.

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку.

Она содержит в себе элементы гимнастики и хореографии. О положительном влиянии музыки при выполнении физических упражнений говорила выдающийся педагог А.В. Кенеман «Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений, эмоциональному переживанию музыкальных образов, развитию музыкального слуха».

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей.

Заинтересовать ребенка в выполнении тех или иных двигательных упражнений легче всего по музыку.

Применение ритмопластики на занятиях по физической культуре позволяет ребенку не только хорошо провести время, выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить необходимые двигательные умения и навыки.

Ритмопластика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Основой ее является мышечное чувство, которое вырабатывается в ходе выполнения движений под музыку.

В водной части я часто использую такой жанр музыки как марш.

В основной части выполняются ОРУ под музыку.

Слайд 18

Так же я часто применяю подвижные музыкальные игры, в которых дети сначала выполняют определенные движения под музыку, а затем убегают от ловишки. Подвижные игры: «Медведь», «Зайцы и лиса», «Воробышку и автомобиль» и др.

В заключительной части занятия применяю дыхательные, пальчиковые музыкальные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.

Физкультурные занятия должны заряжать детей положительной энергией радости и удовольствия. И как показывает опыт – применение ритмопластики этому полностью способствует. Дети получают положительные эмоции и в то же время совершенствуют навыки движений.

Слайд 19

Подвижные и спортивные игры так же относятся к здоровьесберегающим технологиям и являются частью физкультурного занятия. Игра – является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка и усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее чем на учебных занятиях. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-мышечного аппарата и формирование правильной осанки. А так же повышают функциональную деятельность организма, способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и что немаловажно в игре эти качества развиваются в комплексе.

Подвижные игры для дошкольников должны быть достаточно простыми и иметь доступные правила и соответствовать возрастным особенностям детей.

Игра делятся на несколько видов:

- По степени подвижности (малой, средней, большой подвижности).

- По преобладающим движениям (с прыжками, метанием, лазаньем с перебежками и т.д.)

- По предметам которые используются в игре (мячи, ленты, обручи и т.д.)

- По преимущественному формированию физических качеств (формирование ловкости, быстроты, выносливости, силы). К ним относятся «классические» спортивные игры: баскетбол, хоккей, футбол, бадментон и т.д.)

Выбор подвижных игр как правило определяется возрастом детей, задачами занятия и условиями проведения игры. Каждой возрастной группе соответствуют свои особенности организации и методики проведения игры. Подвижные игры можно применять в каждой из трех частей занятия.

В первую вводную часть занятия я включаю игры с невысокой двигательной активностью. Они позволяют стимулировать остроту внимания и общую организацию детей. Это такие игры как: «Поезд», «Нитка и иголка», «Ворота», «Найди свое место», «Пройди не задень», «Великаны и карлики», «Холодно горячо» и т.д. Эти игры в основном направлены на развитие различных видов ходьбы и на внимание.

В основной части занятия использую игровые упражнения для развития, формирования или совершенствования основных видов движений. Это игры: «Попади в круг», «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Гуси лебеди», «Ежик», «Медведь», «Самолеты», «Ловишки» и т.д.

Так же в основной части занятия провожу ОРУ в игровой форме: «Как у дядюшки Федота», «У Маланьи, у старушки», «Ровным кругом» и т.д.

В конце основной части занятия активно применяю игры – эстафеты.

Слайд 20

Эстафеты – это наиболее доступный и эффективный метод активизации двигательной деятельности детей. Они создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

В заключительной части занятия провожу игры средней и малой подвижности. Они позволяют переключать детей с интенсивной нагрузки на постепенно приводящую ее к норме. Это игры такие как: «Летает не летает», «Передай мяч», «Это я», «Тишина у пруда», «3-13-33», «Найди себе пару» и т.д.

Игровые технологии применяемые на занятиях по физической культуре повышают мотивацию ребенка во время занятия и позволяют лучше усваивать материал. В связи с этим я практикую занятия по физической культуре в игровой форме. Они наиболее привлекательны для детей. Это вид занятий, основной составляющей которых являются игры. Занятие состоит из 3 – 5 подвижных игр разной интенсивности, с разным двигательным содержанием, игры – эстафеты.

Слайд 21

В заключении хочется сказать что, применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует ценностные ориентации направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а так же создают стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

А сейчас вашему я предлагаю посмотреть видео с занятий

Видео


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!