Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
Лазарева Ольга Геннадьевна
преподаватель
Консультация для преподавателей колледжа «Особенности образовательного процесса в колледже со студентами с ОВЗ»
Лиц с инвалидностью, «особенных детей и взрослых» в мире принято называть - «лица с ограниченными возможностями здоровья» /ОВЗ/. Этот термин был введен как наиболее корректная и толерантная форма обращения.
Лица с ограниченными возможностями здоровья - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
К лицам с ОВЗ относятся лица:
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
с нарушениями речи;
с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
с задержкой психического развития (ЗПР);
с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Выпускники общеобразовательных учреждений должны получать среднее профессиональное образование либо высшее образования, в том числе и лица с ограниченными возможностями. Студенты с ОВЗ должны быть включены в инклюзивный образовательный процесс как можно раньше.
"...Инклюзивное образование совместное обучение (воспитание), включая организацию
совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования,
лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений..."
Необходимо создать безбарьерную среду в инклюзивном образовательном процессе в СПО
при обучении и профессиональной подготовке людей с ОВЗ.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Каждый человек вне зависимости от своих умений, достижений, способностей ценен для общества в котором он живет;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
каждый человек способен чувствовать и думать;
В настоящее время в дошкольных и общеобразовательных учреждениях для лиц с ОВЗ действует государственная программа «Доступная среда», исходя из которой, лица с ограниченными возможностями занимаются совместно с другими обучающимися. Общеобразовательные учреждения разделены на восемь видов, в зависимости от характера заболевания учащихся с ограниченными возможностями. Восемь видов учреждений объединены в сеть учреждений коррекционно-развивающего обучения.
В системе профессионального образования (СПО) сети подобных учреждений не существует, так как нет структурных единиц, которые могли бы составлять основу такой сети, именно поэтому с окончанием школы у учащегося с ОВЗ возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям.
Дети с ограниченными возможностями имеют право получить среднее профессиональное образования, что законодательно закреплено наравне со всеми остальными.К «необычным» детям в образовательных и дошкольных учреждениях уже привыкли. Однако когда учащийся с ОВЗ оканчивает школу, то при поступлении в техникум таких детей ждет другой круг сверстников, еще не привыкший к их «необычности».
Для системы образования определяющим фактором является необходимость обеспечения особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Прежде всего, возникают трудности социализации детей с ОВЗ в учреждениях профессионального образования. Поэтому одной из главных задач данного учреждения является создать все условия для лучшей и быстрой адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат.socialis - общественный) – процесс усвоения и активного
воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социализация необходима для того, чтобы студенты с ОВЗ смогли эффективно
взаимодействовать с новым коллективом, и научились «жить» совместно, помогая друг другу.
Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры
человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с
особенностями психофизического развития носит социальный характер. Ребенок учится быть
как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача
социального опыта в семье, в школе, учреждении СПО, ВУЗе; взаимное влияние студентов
в процессе общения и совместной деятельности.
Для успешной адаптации студентов с ОВЗ должно существовать негласное правило:
студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента. Такие дети должны быть
полностью включены в педагогический процесс, выполнять все манипуляции на практических занятиях и активно участвовать в жизни техникума. Для студента с ограниченными
возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.
В процессе организации и реализации совместного воспитания/обучения лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования отмечаются определенные трудности.
Рассмотрим проблемы, которые возникают у участников образовательного процесса.
В первую очередь выделяют трудности, связанные с увеличением нагрузки на специалистов, непосредственно занимающихся со студентами с ОВЗ. Все педагогические работники должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями студентов с ограниченными возможностями здоровья и должны учитывать их при организации образовательного процесса
Важным моментом является недостаток необходимых знаний, навыков у педагогических и инженерно-технических работников. Поэтому возникает необходимость в обучении специалистов методикам работы и со здоровыми студентами, и со студентами с ОВЗ одновременно.
Преподаватели, работающие со студентами с ОВЗ должны помнить следующее:
Каждый студент научится всему, для этого необходимо разное количество времени и усилий со стороны студента, и со стороны преподавателя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым студентом.
Путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху». Для студента с ОВЗ очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Для этого уровень сложности предлагаемых педагогом заданий должен соответствовать уровню возможностей студента. Нужно помнить: оценивая работу студента с ОВЗ, прежде всего, необходимо обращать внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
Темп продвижения каждого студента определяется его индивидуальными возможностями. Студент с ОВЗ не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее», «поторопись», «ты опять последний». Этими словами достигается, как правило, обратный эффект, срабатывает принцип: «Пусть неправильно, зато быстро, как все».
Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения» Преподаватель знает, в чем заключаются трудности обучения студента с ОВЗ и как их преодолеть эффективными способами, т. е. от знания причины ошибки к ее устранению.
Постоянное отслеживание продвижения студента с ОВЗ. Педагог всегда должен представлять: что студент с ОВЗ уже может сделать самостоятельно, что он может сделать с помощью педагога, родителей, в чем эта помощь должна выражаться.
В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии студента с ОВЗ, выявленные в процессе психологической диагностики, наблюдения.
Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса для лиц с ОВЗ:
Обучаясь дистанционно, нет ограничений пространственными и временными рамками, можно учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном темпе.
Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы студенты с ОВЗ получали информацию в полном объеме, доступном для понимания. Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения, которая позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности студента с ограниченными возможностями здоровья, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции, как в деятельность студента с ОВЗ, так и в деятельность преподавателя.
Для успешного обучения студентов с ОВЗ необходимо создать толерантную социокультурную среду, способствующую формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ осуществляется педагогом-психологом, а социальное сопровождение происходит при участии классного руководителя или куратора группы, но в тесном сотрудничестве, как с педагогом-психологом, так и со всеми
преподавателями учебных дисциплин.
Для успешной социализации студентов с ОВЗ в условиях образовательного учреждения
необходимо полное принятие таких детей, помощь на пути адаптации, активное включение их в жизнь учебного заведения и т.д. Мы должны помнить, что дети с ОВЗ – это обычные дети, только «особые».
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:
- создание благоприятного психологического климата в учебном заведении помогает
преодолеть барьер образовательной среды;
- принятие студентов с ОВЗ как здоровых дает хороший результат на пути овладения
профессией;
- создание условия для развития потенциальных способностей личности позволяет людям
с ОВЗ стать полноценными членами общества.
Интернет-ресурсы: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/501-2013-04-17-11-34-57.html
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/02/13/sovremennye-innovatsionnye-pedagogicheskie-tekhnologii-v