СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для преподавателей колледжа «Особенности образовательного процесса в колледже со студентами с ОВЗ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для преподавателей колледжа «Особенности образовательного процесса в колледже со студентами с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для преподавателей колледжа «Особенности образовательного процесса в колледже со студентами с ОВЗ»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»


Лазарева Ольга Геннадьевна

преподаватель

Консультация для преподавателей колледжа «Особенности образовательного процесса в колледже со студентами с ОВЗ»


Лиц с инвалидностью, «особенных детей и взрослых» в мире принято называть - «лица с ограниченными возможностями здоровья» /ОВЗ/. Этот термин был введен как наиболее корректная и толерантная форма обращения.

Лица с ограниченными возможностями здоровья - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. 



К лицам с ОВЗ относятся лица:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

  • с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  • с нарушениями речи;

  • с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

  • с задержкой психического развития (ЗПР);

  • с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

  • с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).



Выпускники общеобразовательных учреждений должны получать среднее профессиональное образование либо высшее образования, в том числе и лица с ограниченными возможностями. Студенты с ОВЗ должны быть включены в инклюзивный образовательный процесс как можно раньше.

"...Инклюзивное образование совместное обучение (воспитание), включая организацию

 совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, 

лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений..."

Необходимо создать безбарьерную среду в инклюзивном образовательном процессе в СПО

при обучении и профессиональной подготовке людей с ОВЗ.



Восемь принципов инклюзивного образования:




  • Каждый человек вне зависимости от своих умений, достижений, способностей ценен для общества в котором он живет;

  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • все люди нуждаются друг в друге;

  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

  • каждый человек способен чувствовать и думать;



В настоящее время в дошкольных и общеобразовательных учреждениях для лиц с ОВЗ действует государственная программа «Доступная среда», исходя из которой, лица с ограниченными возможностями занимаются совместно с другими обучающимися. Общеобразовательные учреждения разделены на восемь видов, в зависимости от характера заболевания учащихся с ограниченными возможностями. Восемь видов учреждений объединены в сеть учреждений коррекционно-развивающего обучения.

В системе профессионального образования (СПО) сети подобных учреждений не существует, так как нет структурных единиц, которые могли бы составлять основу такой сети, именно поэтому с окончанием школы  у учащегося с ОВЗ  возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям.

Дети с ограниченными возможностями имеют право получить среднее профессиональное образования, что законодательно закреплено наравне со всеми остальными.К «необычным» детям в образовательных и дошкольных учреждениях уже привыкли. Однако когда учащийся с ОВЗ оканчивает школу, то при поступлении в техникум таких детей ждет другой круг сверстников, еще не привыкший к их «необычности».

Для системы образования определяющим фактором является необходимость обеспечения особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Прежде всего, возникают трудности социализации детей с ОВЗ в учреждениях профессионального образования. Поэтому одной из главных задач данного учреждения является создать все условия для лучшей и быстрой адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат.socialis - общественный) – процесс усвоения и активного

воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социализация необходима для того, чтобы студенты с ОВЗ смогли эффективно

взаимодействовать с новым коллективом, и научились «жить» совместно, помогая друг другу.

Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры

человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с

особенностями психофизического развития носит социальный характер. Ребенок учится быть

как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача

социального опыта в семье, в школе, учреждении СПО, ВУЗе; взаимное влияние студентов

в процессе общения и совместной деятельности.

Для успешной адаптации студентов с ОВЗ должно существовать негласное правило:

студент с ОВЗ  ничем не отличается от здорового студента. Такие дети должны быть

полностью включены в педагогический процесс, выполнять все манипуляции на практических занятиях и активно участвовать в жизни техникума. Для студента с ограниченными

возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.

В процессе организации и реализации совместного воспитания/обучения лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования отмечаются определенные трудности.

Рассмотрим проблемы,  которые     возникают     у     участников образовательного процесса.

В первую очередь выделяют трудности, связанные с увеличением нагрузки на специалистовнепосредственно занимающихся со студентами с ОВЗ. Все педагогические работники должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями студентов с ограниченными возможностями здоровья и должны учитывать их при организации образовательного процесса

Важным моментом является недостаток необходимых знаний, навыков у педагогических и инженерно-технических работников. Поэтому возникает необходимость в обучении специалистов методикам работы и со здоровыми студентами, и со студентами с ОВЗ одновременно.

Преподаватели, работающие со студентами с ОВЗ должны помнить следующее:

  • Подход к студентам с оптимистической гипотезой (безграничная вера в него).

Каждый студент научится всему, для этого необходимо разное количество времени и усилий со стороны студента, и со стороны преподавателя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым студентом.

  • Путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху». Для студента с ОВЗ очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Для этого уровень сложности предлагаемых педагогом заданий должен соответствовать уровню возможностей студента. Нужно помнить: оценивая работу студента с ОВЗ, прежде всего, необходимо обращать внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.

  • Темп продвижения каждого студента определяется его индивидуальными возможностями. Студент с ОВЗ не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее», «поторопись», «ты опять последний». Этими словами достигается, как правило, обратный эффект, срабатывает принцип: «Пусть неправильно, зато быстро, как все».

  • Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения» Преподаватель знает, в чем заключаются трудности обучения студента с ОВЗ и как их преодолеть эффективными способами, т. е. от знания причины ошибки к ее устранению.

  • Постоянное отслеживание продвижения студента с ОВЗ. Педагог всегда должен представлять: что студент с ОВЗ уже может сделать самостоятельно, что он может сделать с помощью педагога, родителей, в чем эта помощь должна выражаться.

  • В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии студента с ОВЗ, выявленные в процессе психологической диагностики, наблюдения.

  • Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса для лиц с ОВЗ:

Обучаясь дистанционно, нет ограничений пространственными и временными рамками, можно учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном темпе.

Подбор и разработка учебных материалов должны производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы студенты с ОВЗ получали информацию в полном объеме, доступном для понимания. Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения, которая позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности студента с ограниченными возможностями здоровья, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции, как в деятельность студента с ОВЗ, так и в деятельность преподавателя.

Для успешного обучения студентов с ОВЗ необходимо создать толерантную социокультурную среду, способствующую формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ осуществляется педагогом-психологом, а социальное сопровождение происходит при участии классного руководителя или куратора группы, но в тесном сотрудничестве, как с педагогом-психологом, так и со всеми

преподавателями учебных дисциплин.

Для успешной социализации студентов с ОВЗ в условиях образовательного  учреждения

необходимо полное принятие таких детей, помощь на пути адаптации, активное включение их в жизнь учебного заведения и т.д.  Мы должны помнить, что дети с ОВЗ – это обычные дети, только «особые».




Исходя из вышесказанного можно сделать вывод:

- создание благоприятного психологического климата в учебном заведении помогает

преодолеть барьер образовательной среды;

- принятие студентов с ОВЗ как здоровых дает хороший результат на пути овладения

профессией;

- создание условия для развития потенциальных способностей личности позволяет людям

с ОВЗ стать полноценными членами общества.

Интернет-ресурсы: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/501-2013-04-17-11-34-57.html

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/02/13/sovremennye-innovatsionnye-pedagogicheskie-tekhnologii-v



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!