Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
Лазарева Ольга Геннадьевна
преподаватель
Консультация для преподавателей колледжа «Особенности адаптации студентов 1 курса к колледжу»
Психологическая адаптация личности – это многогранный процесс психологической включенности студента в систему социальных связей и межличностных отношений.
Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах деятельности:
Профессиональная
Досуговая
Учебная
Семейная и др.
После окончания школы, студент попадает в совершенно иную атмосферу, окружение. Это является для многих переломным моментом в жизни, стрессом, потому как подростку на данном этапе приходится самостоятельно, без помощи взрослых, приспосабливаться к новым условиям.
Адаптация студента к колледжу у каждого проходит по-разному, в зависимости от характера, воспитания, психологической готовности.
Педагогический коллектив и учебная группа на данном этапе играют самую важную роль. Внутренние установки терпят кардинальные изменения. В жизни подростка происходит переосмысление ценностей, освоение новых социальных ролей. От того, насколько успешно и благоприятно пройдет адаптация, зависит дальнейшее развитие и освоение будущей профессии.
Целью работы педагога-психолога и классного руководителя группы на данном этапе являются:
1. Создание благоприятных условий для успешного вхождения в новую роль, будущую профессию;
2. Посредством психодиагностики выявить личностные особенности каждого студента, выделить детей «группы риска»;
3. Разработать рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения, родителям и непосредственно самим студентам, которые помогут наиболее благоприятно адаптироваться;
4. Необходимо исследовать психологическое состояние студентов как на начальном этапе обучения, так и на протяжении всего периода учебной деятельности;
5. Так же немаловажно создать условия для развития личности каждого студента, помочь ему раскрыться, показать свои способности во время учебного процесса и во внеурочное время;
6. Проведение тренингов, игр на сплочение, создание благоприятного психологического климата, снятию напряженности, тревожности, повышение самооценки;
7. Помощь менее успевающим студентам, консультирование, вовлечение их в творческую деятельность, рекомендации родителям.
Для более успешной адаптации будущих специалистов в нашем колледже создаётся атмосфера психологического комфорта, материальная поддержка студентов, пристальное внимание уделяется детям, стоящим на внутреннем учёте, в ОПДН. А также особое внимание уделяется опекаемым и сиротам. Педагогический коллектив делает особый акцент на здоровьесбережение на самом начальном этапе обучения.
Цель методической разработки:
1. Создать благоприятный психологический климат для успешной адаптации студента первого курса к обучению в колледже.
2. При помощи психодиагностики выявить основные характерологические особенности каждого студента, выделить детей «группы риска».
3. Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже.
4. По итогу диагностики разработать рекомендации преподавателям и мастерам производственного обучения, а также родителям и студентам, способствующих благоприятной адаптации.