СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Мой ребенок-левша"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует расхожее мнение, что леворукий ребёнок «не такой, как все», из чего делаются смелые выводы о трудностях, которые ждут его в будущем. Но давайте посмотрим, на каком этапе эти  трудности  могут возникнуть

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Мой ребенок-левша"»

Консультация для родителей.


Мой ребёнок – левша.


Существует расхожее мнение, что леворукий ребёнок «не такой, как все», из чего делаются смелые выводы о трудностях, которые ждут его в будущем. Но давайте посмотрим, на каком этапе эти трудности могут возникнуть. Пока малыш в школу не пошёл, ничто не мешает ему лепить, рисовать, делать аппликации левой рукой. Но вот началась подготовка к школе, а вместе с нею нередко и проблемы. Например, у леворуких достаточно часто встречается зеркальное написание букв. В свете этого нужно ли учить левшу писать правой рукой или всё-таки нет?

Во время лепки, рисования подвижных игр можно и нужно время от времени предлагать ребёнку работать обеими руками, то есть в разных видах деятельности тренировать обе руки. Развивать правую руку у леворуких необходимо точно так же, как мы развиваем левую руку у праворуких – чтобы активно её использовать в различных жизненных ситуациях.

Одной рукой человек работает только во время процесса написания букв, но теперь уже в средних классах школы наши дети сдают письменные работы, выполненные на компьютере. Таким образом, проблема сводится главным образом к учительской компетенции в начальных классах. Нет слов, обучение письму – это школьная задача, но не стоит забывать, что родители должны вместе с учителем выстроить индивидуальную стратегию помощи, ориентируясь на особенности конкретного ребёнка.

Что касается родительского беспокойства, то ничего, кроме вреда, оно не приносит. Поэтому, как это иной раз ни бывает сложно, надо сохранять уверенность, что у ребёнка все в жизни сложится хорошо: его тело будет развито, учительница встретиться грамотная, а в нашем обиходе появятся приборы, рассчитанные на леворуких. Кстати, уже сейчас мышь любого компьютера можно настроить как для праворукого, так и для леворукого пользователя.

Нередко леворукость связывают с разного рода нарушениями речи. Имеются ли для этого какие-либо веские основания?

Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук, именно поэтому в логопедической практике так много внимания уделяется пальчиковой гимнастике. С другой стороны, одни и те же функции дублируются многократно, поэтому развитие речи леворукого ребёнка, так же как и праворукого, зависит от многих причин. Но когда человека насильно переучивают, игнорируя его возможности, у него может возникнуть нервоз, в том числе и логоневроз, или, выражаясь бытовым языком, заикание.

К вопросу о переучивании – иногда оно всё-таки бывает успешным. За счёт чего? Правое полушарие отвечает за левую половину тела, левое – за правую, значит, чтобы сделать правую руку ведущей, надо активизировать левое полушарие.

Строение головного мозга многократно дублирует нервные связи, идущие от различных частей нашего тела. Совокупность нервных волокон можно сравнить с кабелем, у которого часть проводов идёт прямо (с правого полушария на правую половину тела), а часть наперекрёст (от правого полушария к левой половине тела). Поэтому разнообразные тренировки и позволяют создать многофункциональные связи между рукой и одним из полушарий мозга.

Чтение и письмо являются теми высшими корковыми функциями, которые формируются в процессе развития ребёнка наиболее поздно. Отдел коры головного мозга, отвечающий за их выработку (это главным образом теменно-височно-затылочная область левого полушария), складывается и развивается, когда другие отделы уже сформированы.

Возможны ли рекомендации для леворуких детей, которые помогли бы им приспособиться к праворукому миру?

Для леворуких хороши все упражнения, развивающие мелкие движения пальцев рук. Например, вязание, изготовление поделок из бумаги, дерева, ниток, ткани, плодов, коры, соломы и так далее.

Традиционные школьные программы ориентированы на развитие логического мышления. Уже в первом классе вводится много абстрактных понятий, которыми надо уметь оперировать, что предъявляет повышенные требования к развитию речи. Однако если делать упор на логику, подавляя тем самым образное мышление, у ребёнка может накопиться усталость и интерес к учёбе будет утрачен. Чтобы этого не произошло, можно рекомендовать занятие живописью, музыкой, танцами.

Если ребёнка не выделять из массы других («ему нужно всё особенное») и не давить на него, он сам постепенно научится писать левой, вернее, ведущей, рукой аккуратно и разборчиво. Жесткий настрой на результат, принятый в наших школах, часто мешает достичь этого самого результат.

Во всем мире дети до шестого класса пишут в тетрадях достаточно свободно, без жесткого каллиграфического режима, «как курица лапой», зато потом обнаруживается, что у них хороший почерк. По нашим программам написание букв надо освоить за очень короткое время – первые полгода учёбы.

А куда спешить? Дети учатся целых 11 лет. Начальный период обучения письму должен быть ориентирован на усвоение образа буквы и развитие способности координировать движения глаз и руки. Для этого существует масса методик. Например, если соотносить букву «О» не с овалом, а, скажем, с огурцом, можно создать хорошую основу для успешного обучения письму всех детей – леворуких, и праворуких. Овал – это некая абстракция, а ребёнку привычнее мыслить знакомыми образами. Конечно, на усвоение образа буквы требуется время, но затраты окупятся сторицей – учить легче, чем переучивать и тем более бороться с разного рода нарушениями письма, когда дети пропускают, переставляют буквы или пишут их зеркальное отображение.

ВЫВОД не стоит паниковать, если ребенок достаточно легко справляется со всеми действиями ЛЕВОЙ рукой, а вот, если его умения неустойчивы, можно попробовать предложить, как можно чаще действовать правой рукой рисовать, держать ложку, резать ножницами, расчёсывать волосы, чистить зубы и т.п. Действуйте с оглядкой на самочувствие и желание ребёнка, он индивидуален и всегда сможет приспособиться, если моторика его рук хорошо развита. А в этом мы, взрослые, конечно же, сможем детям помочь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!