СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей первоклассников «Адаптация к школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей первоклассников «Адаптация к школе»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей первоклассников «Адаптация к школе»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»



Кузнецова Татьяна Николаевна



Консультация для родителей первоклассников «Адаптация к школе»




Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка к школе:

  • формирование адекватного поведения;

  • установление контактов с учащимися и учителем;

  • овладение навыками учебной деятельности.


Школа - совершенно новые условия жизни и деятельности ребёнка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: всё подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения - очень напряжённый период ещё и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыду­щим опытом, но требующих максимальной мобилизации физи­ческих и интеллектуальных сил. Трудно всё: и сам режим учеб­ных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35-40 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определённой позе и просто сидеть так долго.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа, - это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что желание учиться практически одинаково у всех детей, реальная готов­ность к обучению очень различна. Поэтому у ребёнка с недоста­точным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и дру­гих качеств, необходимых при обучении, будут очень большие трудности в процессе организации учебной деятельности.

Характер протекания адаптации во многом зависит от здоро­вья ребёнка. Здоровые дети, как правило, без особого труда пе­реносят изменение привычного образа жизни. В течение всего учебного года они сохраняют хорошее самочувствие, высокую, устойчивую работоспособность, успешно усваивают программу.

Таким образом, адаптация к школе - сложный и длительный процесс, очень напряжённый и ответственный. Успешность адаптации зависит от многих факторов: уровня психологиче­ского, физического и функционального развития, состояния здоровья. И всё это вместе определяет готовность к школе.

Выбор школы

Если есть возможность выбрать для ребёнка ту или иную школу из числа государственных или частных, прежде всего на­до, во-первых, определить, какую пользу мы ждём от неё; во-вторых, понять, на что следует обратить внимание, чтобы оце­нить, устраивает ли нас данная школа.

Нет нужды говорить, что каждый родитель стремится дать своим детям нечто из ряда вон выходящее. Одних интересует, насколько серьёзное образование можно получить в данной школе, других особенно волнует социальный статус учеников, с которыми придётся общаться их детям. Прежде чем знако­миться с какой бы то ни было школой, нужно составить для себя чёткое представление, чего же мы хотим. Мнения людей отно­сительно школы очень разные.

Если родители считают, что лучшей системой является та, в которой уделяется много внимания каждой отдельной лично­сти, то их не устроят школы, где в классах много учеников. Если родители убеждены, что школы с первого же класса должны быть разделены на мужские и женские, их детям не подойдут учебные заведения, где мальчики и девочки учатся совместно. Во всех подобных случаях мнение взрослых не касается самой школы, а показывает, отвечает ли она их представлению о ней или нет.

Выбор школы не должен быть сложным. Отправляя учиться детей, мы надеемся, что они получат определённые сведения об окружающем мире, о людях, живущих на земле, о собствен­ных способностях. Образование должно помочь стать достой­ными гражданами своей страны. Даже будь у нас возможность оставить детей дома, мы не смогли бы сами научить их всему тому, что они узнают в школе. Полученные там знания нужны, чтобы обобщить жизненный опыт, который дети приобретают с нашей помощью в семье. Совершенно очевидно также, что большинство школ заинтересовано в таких же результатах, ка­кие хотели бы получить и мы.

О чем следует сказать учителю перед началом учебного года

Очень важно всё о своём ребёнке рассказать учителю. Лож­ный стыд и нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно - «слабостях») своего ребёнка усложняют не только работу педагога, но часто являются при­чиной трудностей самого ребёнка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.

Не забудьте рассказать:


  • о развитии и здоровье ребенка, особенно если у него есть хронические заболевания, нарушения зрения и слуха;

  • как работает ребёнок (спокойно, целеустремлённо, быстро
    отвлекается, рассеянный, скоро утомляется);

  • каковы особенности его поведения (спокойный, дисцип­линированный, беспокойный, легковозбудимый, раздражитель­ный, плохо управляемый); особо отметьте, если ребенок лени­вый или левша;

  • как общается с окружающими (со взрослыми, с детьми);

  • что вы знаете об особенностях его мышления, памяти (воспринимает только конкретный материал, владеет абстракт­ными понятиями, может обобщать; память - хорошая или пло­хая);

  • как развита речь (произносит правильно все звуки, непра­вильно несколько звуков, заикается, пересказывает, употребляет распространённые предложения, пользуется эпитетами, речь бедная, односложная; умеет ли понять смысл картинки, рисунка, рассказа).


Если вы занимались или занимаетесь у логопеда, не забудьте сообщить об этом.

Предостережения родителям

Многие родители начинают думать об образовании ребёнка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознаёт реальную трудность и сложность школы. Не только учёбы как таковой, а всего комплекса учебных нагрузок - интеллектуальных, эмо­циональных, физических.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное - готовы ли мы к школьным трудностям и к школьным неудачам своих детей?

Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их не­заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препят­ствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и под­держки.

Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания до школы, чем больше внимания мы уде­ляем детям, тем выше родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи, только успехи. К сожале­нию, желания родителей не столь уж часто совпадают с воз­можностями детей, очень горькими бывают разочарование, огорчение, растерянность, когда у малыша, на которого возлага­ли столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Родители в таких случаях часто бывают нетерпеливы, нетер­пимы и эгоистичны, хотя оправдывают это «благими намере­ниями». Но какими бы ни были оправдания, раздражение, кри­ки, выяснение отношений, наказания - всё это дополнительные стрессовые ситуации, это всегда ребячья боль от непонимания и обиды. Главное, что это только усугубляет трудности и созда­ёт новые проблемы.

Сейчас можно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее провести ещё годик дома или в детском саду. Не потому, что ребёнок к учёбе не готов, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объёму школьных нагрузок, с кото­рыми он должен будет справиться. И дело здесь не только и не столько в уровне интеллектуального развития ребёнка, сколько в возрастных особенностях его функционального разви­тия, в резервах его организма, в состоянии здоровья, но об этом мы почти не задумываемся.


ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значи­мость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ре­бенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитаци­ей всех выявленных отклонений.

Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «незрел» ребенок, или же проведите самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Если ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попы­таться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, ис­пользуя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок ваш недостаточно готов, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по вашей просьбе записали в школу. Если ребёнок готов, вам на­до выбрать только школу, необходимую ему, которую вам посо­ветуют на медико-психологической комиссии.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он
встретился в школе. Объясните их необходимость и целесооб­разность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него мо­жет что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сле­дите за его соблюдением.


Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на на­чальном этапе овладения учебными навыками. Если у перво­классника, например, есть логопедические проблемы, постарай­тесь справиться с ними на первом году обучения.


Поддержите первоклассника в его желании добиться ус­пеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.


Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учеб­ных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консульта­цией к учителю или школьному психологу.


С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появил­ся человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.


Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступле­ние в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ПЕРВОКЛАССНИКА


1.Педагогическая готовность:

  • навыки чтения;

  • навыки письма;

  • навыки рисования;

  • звуковая культура речи (чистая речь);

  • умеет развернуто ответить на вопрос;

  • хороший словарный запас;

  • хорошая общая осведомленность.


2. Интеллектуальная готовность:

  • дифференцированность восприятия как основа мышления;

  • развито воображение;

  • хорошая ориентировка в пространстве и времени;

  • развито наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);

  • развита тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

  • хорошая память;

  • развита регулирующая функция речи (выполняет словес­ные инструкции);

  • интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

  • предпосылки абстрактно-логического мышления (способ­ность понимать символы, формулировать вопросы, самостоя­тельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

    3. Мотивационная готовность:

  • выраженность познавательных интересов;

  • стремление освоить роль школьника (хочет ходить в шко­лу, иметь портфель и т. п.);

  • принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

    4. Эмоционально-волевая готовность:


  • умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

  • сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

  • эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

  • произвольная регуляция внимания (концентрация, устой­чивость, переключение внимания);

  • умение задерживать свои импульсы (например, не переби­вать других в разговоре);

  • умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.


    5. Коммуникативная готовность:

  • желание общаться со взрослыми и детьми;

  • умение установить контакт с учителем;

  • сохранение чувства дистанции;

  • способность к личностному контакту со взрослым (в про­тивовес ситуативному);

  • умение устанавливать контакт со сверстниками;

  • умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;

  • умение выполнять совместную работу;

  • умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

Родители, не забывайте, что детство бывает только один раз в жизни, и оно приходится на то время, когда Ваш ребенок ходит в детский сад.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!