СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей Первый раз - в детский сад (15.09.2021)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:

  • внутренний  комфорт  (эмоциональная  удовлетворенность);
  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей Первый раз - в детский сад (15.09.2021)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым

«Детский сад комбинированного вида №37 «Золотая рыбка» (2-ой корпус)



















Консультация для родителей младших групп:

«Первый раз – в детский сад».









Подготовила: педагог- психолог Писаренко О.А.











Сентябрь

2021г.



Создание условий для успешной адаптации детей к ДУЗ

Динамика адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:

  • внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

  • внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезны, трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первой столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

Часто бывает, что ребенок как бы забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное — это нескончаемые простуды. Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, и поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка. Требуется время, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни, подстраиваться под режим работы детского сада. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

  • Легкая адаптация — около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

  • Адаптация средней тяжести — семья приспосабливается за два месяца.

  • Тяжелая адаптация — требуется три месяца.

  • Очень тяжелая адаптация — около полугода и более. Встает вопрос — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он — «несадовский» ребенок.

После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Это подострый период. Его сменяет очень приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей — период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.

Факторы, влияющие на течение адаптации

Период адаптации — достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному.

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки, и возможности их перестройки еще нет.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.

Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с деть ми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.

Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: «нормально», «не мешает». Именно на «незаметных» детей должно быть в первую очередь обращено внимание, потому что подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и даже привести к заболеванию.

На характер адаптации оказывает влияние и то, на сколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома. Также необходимо объяснить, о том, какие навыки самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформированы по возрасту. Отсутствие этих умений и навыков может привести к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в немедленной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Поэтому для малыша нужно создать такие условия, в которых его самостоятельность и автономность могут развиваться. Например, следует предусмотреть, чтобы предметы одежды имели удобные застежки, обувь можно было надеть без особых усилий, носовой платок был доступен ребенку и т. д.

Наблюдения показывают, что в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) мальчики хуже адаптируются с новыми социальными условиями, чем девочки. Они более уязвимы в плане социальной адаптации, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом. Гораздо легче протекает процесс адаптации при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самими собой.

Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка

1. Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в группу при первом посещении детского сада с родителями, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чём - либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы – заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют eгo поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателям и специалистам ДОУ, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С воспитателем они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

3. Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии. Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу с воспитателем и самим детским садом, как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.

4. Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию с воспитателем, демонстрируют свою сверхкомпетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать.

Методы и приемы взаимодействия с ребенком в период адаптации к ДОУ

Тяжелая степень адаптации

  • Отсутствие близких, их внимания, ласки вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, постоянное ожидание родных. Это мешает им воспринимать окружающее и выполнять предложения воспитателя. Действия ребенка становятся хаотичными, беспорядочными. Часто он как будто сжимается в комочек, стремиться уединиться, избежать всего, что его окружает. Иногда переживание сопровождается повышением температуры, расстройством желудка.

  • При поступлении в группу такого ребенка необходимо:

  • Удовлетворить потребность, определяющую его поведение – потребность в общении с близкими.

  • Необходимо предложить близким ребенка пройти в группу вместе с ребенком. Ребенок перестанет плакать. Успокоится.

  • Возможно, что ребенок рядом с близким не захочет в первое время устанавливать контакт с воспитателем, поэтому следует оставить маму и малыша одних, чтобы мама помогла ребенку освоиться в новой обстановке.

  • Необходимо объяснить маме, что ее роль заключается не только в снижении тревоги ребенка, но и в том, чтобы помочь ребенку установить эмоциональный контакт с воспитателем, освоиться в незнакомой обстановке. Именно мама покажет ребенку игрушки, необходимые в пользовании предметы быта. Важно вместе рассмотреть их, потрогать, подействовать с ними.

  • Чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к воспитателю, родители должны сами обращаться к нему с просьбами и вопросами. При этом ребенок должен почувствовать уважительное отношение к воспитателю со стороны близких. Они должны побуждать ребенка к самостоятельному обращению к воспитателю.

  • Для развития потребности в общении с воспитателем и сверстниками необходимо использовать коллективные подвижные игры, хоровые песни, которые снимают эмоциональное напряжение («Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики»)

  • Желательно, чтобы в группе звучала музыка – негромкая. Веселая. Мелодичная. Вызывающая у детей улыбку.

  • Необходимо своевременно переключать ребенка с подвижных игр. Движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушки.

  • Необходимо привлекать ребенка в совместную деятельность с воспитателем в присутствии родителей.

  • Необходимо учитывать, что первые игровые действия у этих детей должны происходить без участия сверстников. Предложения «Пойди. Поиграй с кем-нибудь».

  • В первые дни в группе не следует резко изменять привычки у ребенка.

  • Чтобы не допустить закрепления отрицательного отношения к тому или иному режимному процессу. Необходимо предупреждать ребенка о предстоящем.

Средняя степень адаптации

  • Это дети, в поведении которых определяющей является потребность в сотрудничестве и получении от взрослого сведений об окружающем. Легко воспринимают расставание с близкими в первые же дни. Однако им очень важно убедиться в расположении воспитателя. Проявление ласки, слова одобрения. Только убедившись в расположении воспитателя, ребенок вступает с ним в совместную деятельность.

  • Необходимо:

  • Демонстрировать ребенку свое расположение к нему и принятие его.

  • Воспитатель помогает ребенку познакомиться с предметами, которые его окружают, раскрывают способы действия с ними и их свойства, сходство и различие между ними.

  • Очень важно соответствие подобранных игрушек возрасту ребенка.

  • Необходимо предлагать ребенку: для развития движений – мячи, обручи, машины, тележки, каталки, коляски, шарики…

  • Для развития предметной деятельности – пирамидки, матрешки, кубы, вкладыши, «почтовый ящик», строительный материал, лопатки, ведерки, формочки для игр с песком, снегом.

  • Для развития сюжетных игр – куклы, собачки, медвежата, предметы одежда, утюжок, полотенце, мебель для кукольного уголка.

  • Для развития речи и кругозора – набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

  • При этом не рекомендуется частая смена игрушек и пособий, так как это утомляет ребенка, не дает возможности их освоить, или у него вырабатывается к ним небрежное отношение.

  • Обучение действиям воспитатель планирует через показ, совместные действия с ребенком, упражнения в действии, похвалу за совершенное действие.

  • Необходимо развивать самостоятельность ребенка через поручения, напоминания, указания.

  • Постепенно, по мере овладения предметами в группе, ребенка можно побуждать к совместной деятельности с другими детьми.

Легкая степень адаптации

  • Дети этой группы имеют определенные знания, стремятся к активным самостоятельным действиям, они обращаются к взрослым лишь в случаях затруднений.

  • На этом этапе развития ребенка важно, чтобы воспитатель организовал нужные ситуации, показ игрушек.

  • Дети начинают объединяться в небольшие игровые группы. Поэтому необходимо формировать у ребенка навыки вступления в контакт, учить уступать игрушки, делиться ею с товарищем.

  • Однако дети только учатся быть вместе. Поэтому контакты их не могут быть длительными. Важно только, чтобы воспитатель своим примером показывал детям стиль общения и взаимодействия.

  • Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками специальные игры-занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.

  • Необходимо использовать и прием вовлечения ребенка в игру, помогая ему определить свою роль в игре (кем ты будешь?)

  • Организуя игры детей, необходимо учить их просить и предлагать свои игрушки, давать друг другу советы, помогать друг другу в совместной игре.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!