СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития"»

Помощь ребенку третьего года жизни

с задержкой речевого развития


Главными достижениями развития речи на первом и втором годах жизни ребенка являются понимание обращенной речи и отражения в собственной речи того, что происходит с ним. В первый год жизни формируются основные предпосылки для развития речи: тренируется голосовая активность и артикуляционная моторика, появляется и укрепляется стремление к общению, создаются условия для появления речевого дыхания, развивается понимание элементарных обращений, знание некоторых обиходных слов и названий часть повторяющихся действий. К концу второго годы жизни совершенствуются все эти навыки, а также формируется самостоятельная речь.

На третьем году жизни ребенок стремительно осваивает грамматику родного языка, развивает свои собственные высказывания.

Таким образом, на третьем году жизни развитие речи ребенка идет по пути постепенного усложнения грамматической структуры и наращивания словарного запаса, развертывания высказываний и усвоение более сложных видов речи.

Одним из первых форм существительных, которые появляются в речи ребенка 3-го года жизни, являются формы множественного числа с окончанием и,ы.

Наиболее распространенными формами глаголов, правильно употребляемыми ребенком, в начале третьего года жизни, являются формы повелительного наклонения («Отдай!», «Садись!») и 3-го лица единственного числа прошедшего времени («Упал!»)

Одним из первых в речи ребенка старше 2 лет появляются прилагательные, чаще всего притяжательные, обозначающие принадлежность вещи лицам мужского и женского пола. Малыш часто еще не способен выговорить развернутую форму слова, и он по-своему упрощает трудные слова.

Глаголы настоящего времени употребляются ребенком в единственном и множественном числе, кроме 2-го лица множественного числа.

Личные местоимения употребляются детьми старше 2-х лет достаточно широко, но чаще в их речи звучат личные местоимения 1 –го лица.

В период становления фразовой речи индивидуальный разброс в скорости овладения каждым ребенком грамматическим оформлением фразы из 3-4-х слов чрезвычайно велик. Отличительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений даже у наиболее продвинутых в своем речевом развитии детей. («Мама! Мама! Мотри – сколько луж! Много лужев во дворе!») подобными примерами изобилуют фразы детей на протяжении всего 3-го года жизни. Окончательное усвоение ребенком разных типов грамматического оформления собственных высказываний происходит значительно позднее.

Одним из важных показателей хорошего речевого развития ребенка в возрасте 3-х лет является успешное усвоение им сложных, распространенных высказываний, в которых постепенно нарастает количество и разнообразие служебных слов для построения сначала сложносочиненных, а затем и сложноподчиненных предложений.

К концу 3-го года жизни ребенок усваивает грамматические формы родного языка, и его речь становится понятна большинству посторонних детей.

Говоря об основных тенденциях в развитии ребенка в возрасте от 2-х до 3-х лет, необходимо остановиться и еще на двух ключевых моментах:

- усвоение произносительной стороны речи;

- овладение слоговой структурой.

Дети третьего года жизни способны четко артикулировать только самые простые для произношения звуки – эти звуки принято называть звуками раннего онтогенеза (п,б,т,д,н,г,г,м).

Стандартов для фонетического оформления речи у детей младше 3-х лет не существует.

Следует учитывать, что до достижения ребенком возраста 3-х лет даже межзубное произношение свистящих звуков (с,з) и аффрикаты (ц) являются физиологически обусловленным и не относится к так называемым дефектам произношения.

Особо стоит подчеркнуть: постепенное овладение ребенком слоговой структурой слова на третьем году жизни также является физиологической особенность детской речи в раннем возрасте, а не однозначным диагностическим признаком. Очень часто развертыванию слоговой структуры слова может помешать такое неправильное семейное воспитание, при котором родители предпочитают сюсюкать с малышом, всячески поощряют его детские слова и восхищаются «исковерканными» вариантами многосложных слов.

Помните: при стимуляции раннего речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребенок повторил за нами и научился сам произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.

Анализируя слоговой состав доступных ребенку в произношении слов, следует учитывать, что все языковые процессы в онтогенезе формируются постепенно – от односложных слов малыш сначала перейдет именно к двусложным словам, а научившись произносить фразу из двух слов, попробует воспроизвести 3-4 сложных слова. Приблизительно к двум годам 6 месяцам основные слоговые закономерности родного языка будут доступны ребенку с хорошим речевым развитием. Но если малыш, хоть немного задержался в речевом развитии, то оценивать его отставание в усвоении слоговой структуры многосложных слов как однозначный показатель дизонтогенеза все равно преждевременно – у ребенка еще есть некоторое время, чтобы успешно наверстать упущенное. И задача воспитателей, родителей, всех взрослых – своевременно и квалифицированно помочь ему в трудном деле овладения речью на родном языке.



Домашние занятия по развитию речи


В период от 2 до 3 лет основной формой мышления является наглядно – действенная форма, потому занятия с ребенком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками. Кроме того, развитие в этом возрасте ИЗО деятельность позволяет в ходе занятий применять и такой прием, как совместное рисование, - взрослый вместе с ребенком продумывает сюжет картины, затем рисует наиболее сложные детали, предлагая ребенку дополнить рисунок (лучики солнца, глазки зайчика и т.д.)

Для малышей также важен положительный эмоциональный настрой. Помните: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребенком. Не следует ругать ребенка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом. Время одного занятия не должно превышать 15 минут, однако в день можно организовать 2-3 занятия, одно из которых целесообразно посвятить развитию моторики.


Развитие общей моторики


  • Ходьба: с переходом на бег, обходя препятствия и т.д.

  • Бег между двумя линиями.

  • Кружение на месте в медленном темпе, не балансируя руками.

  • Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед, перепрыгивание через одну, 2 линии, прыжки вверх.

  • Ползание на четвереньках по доске, лежащийся на полу.

  • Игры с мячом: катание мяча друг другу, закатывание в ворота, бросание мяча друг другу, ловля мяча с расстояния до 1 метра и т.п.


Развитие тонкой моторики


Воздействуя на ребенка на сенсомоторном уровне, мы тонизируем его нервную систему, способствуем активации всех психических функций. На данном этапе развития ребенка целесообразно осваивать упражнения для развития тонкой моторики в системе. (Полный комплекс упражнений можно найти в книге Киселева В.А. «Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии» М. Школьная Пресса, 2007). Упражнения необходимо осваивать поэтапно, последовательно переходя от одного блока к другому.


Развитие дыхания


Дыхание с одной стороны служит физиологической основой речи, а с другой – является важной составляющей произвольной саморегуляции и если оно правильное, способствует оздоровлению всего организма в целом. У детей с речевой патологией, особенно вызванной органическим поражением головного мозга, часто отмечается нарушения дыхания. Правильное дыхание – смешанно – диафрагмальное.

Отработка правильного дыхания проводится лежа на спине на ровной поверхности, в состоянии покоя. Можно предложить ребенку поиграть в игру «Шарик в животике». Положите его руку вначале себе на диафрагму и продемонстрируйте, как она движется при дыхании. Затем одна рука ребенка укладывается на его грудь. Другая на верхнюю часть живота, а ваши руки – сверху. Дыхание выполняем на счет (начиная с 3 секунд) под команды: шарик надулся: вдох носом, живот надувается, грудь расширяется, задержка дыхания; шарик сдулся: выдох ртом, живот втягивается, грудь опускается, задержка дыхания.

После того, как ребенок осваивает навык правильного дыхания, необходимо совместить его с движением. Для этого можно использовать общеразвивающие упражнения: вдох – подняли руки вверх, задержали дыхание; выдох – опустили руки вниз, задержали дыхание. Аналогично проводятся занятия по развитию речевого дыхания на разнообразном речевом материале. Например, вдох – задерживается дыхание; выдох – покажем, как корова мычит –«му» (тянем гласную «у»), задерживаем дыхание.



Развитие речи


  • Развитие громкости и высоты голоса, интонированности речи

На данном этапе развития малыш должен хорошо различать громкость, высоту голоса и интонацию. Однако, при различных видах речевой патологии выявляется задержка, а в отдельных случаях и грубое нарушение просодической стороны речи. Попросите ребенка вначале повторить за вами, а затем самостоятельно произнести отдельные звуки, слоги, слова: тихо-громко, высоко-низко, ласково-сердито. Если ребенок не справляется, то ему нужно выделить дополнительное время для данного вида занятий.

Работу начинать следует с различения громкости, высоты и только затем интонированности звуков.

  • Громкость голоса.

Объясните ребенку, что в зависимости от удаления объекта его голос слышится тише или громче; подберите картинки с изображением животных, насекомых, детей; предложите послушать голоса и угадать, близко или далеко они находятся. Предложите малышу самому произнести тихо и громко слоги, слова. Совместите громкость голоса с движениями руки: тихо - рука внизу, громко – вверху.

  • Высота голоса.

Подражание голосам животных (взрослых и детенышей). Повышение и понижение голоса в соответствии с движением руки. «Лесенка». Покажите ребенку картинку на которой нарисована лесенка. Объясните: чем выше мы будем подниматься, тем тоньше должен быть голос. Выберите слово или слог, которое поочередно произносить с ребенком.

  • Интонированность голоса.

«Злюка» подберите разнообразные картинки (посуда, одежда и т.п.), объясните малышу, что по речи можно определить построение человека. Продемонстрируйте, как сердито (ласково, удивленно, радостно и т.д.) называть предметы на картинках, попросите его повторить.

«Путаница». Называя слова с различной интонацией, предложите ребенку угадать, какие эмоции вы хотели выразить, самому произнести слова с разной интонацией.

  • Развитие фонематического восприятия.

Прежде чем ребенок научится дифференцировать звуки речи, он должен пройти целый ряд этапов развития фонематического восприятия от различения неречевых шумов до различения голосов и интонированности речи.

  • Слуховое внимание.

«Узнай шум». Выложите перед ребенком 3-5 бытовых предметов (стаканы, бумага, чайные ложки, деревянные ложки, кубики). Продемонстрируйте, как они звучат, вначале постукивая друг о друга предметами однородного материала, затем из разных материалов. Предложите малышу закрыть глаза и определить, что звучало. Определите на слух направления звука «Жмурки с погремушкой», «Прятки со звучащей игрушкой».

  • Работа над слоговой структурой слов.

Проводя работу над слоговой структурой слов, необходимо чтобы речевой материал был знаком и понятен ребенку, а также сопровождаться наглядными пособиями. Не важно, как малыш произносит звуки. Важно соблюдает ли он слоговую структуру слов, повторяемых за вами, и правильно ли ставит ударение.

Очень эффективен в начале работы прием наращивания слов. Объясните ребенку, что вы будете начинать слово, а он должен закончить, а затем правильно повторить целиком слово.

  • Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи.

При работе по обогащению словаря важно учитывать, что слово в начале закрепляется в пассивном словаре ребенка, а затем только в активном. Поэтому вам потребуется терпение и многократное проговаривание слов.

  • Развитие предметной лексики.

Ребенка в возрасте от 2 до 3 лет происходит в основном за счет знакомства с предметами ближайшего окружения. Это все, чем пользуется ребенок во время игр и еды, обувь, посуда природное окружение (растения, дом, животные и птицы и т.д.).

Необходимо подобрать наглядный материал каждое новое слово должно сопровождаться показом картинки или предмета, а лучше и того и другого. При знакомстве с новым предметом нужно при возможности дать его потрогать, понюхать, объяснить его назначение, отнести его к той или иной группе.

  • Формирование, зрительно – пространственных представлении.

К которым относятся дихотомические понятия: вверх – вниз (вверху – внизу), вперед – назад (впереди – сзади), далеко – близко, высоко – низко и т.д.

Также необходимым компонентом является чтение художественной литературы. Рекомендуются всевозможные детские песенки, стихи, сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д. Данный материал для чтения, помимо того что он доступен и понятен ребенку, дает возможность договаривать слово фразы, сопровождать чтение игровыми действиями, рассматривать картинки и отвечать на вопросы, воспроизводить действия и речь персонажей.

Таким образом, к концу 3 – го года жизни ваш труд, упорство и терпение должны научить ребенка правильно отвечать на вопросы, делиться впечатлениями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!