СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Роль экологических игр в развитии детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей «Роль экологических игр в развитии детей»

Дошкольное  детство – это  период  игры.  Это  подтверждают  многие  педагоги  и  психологи,  это  знают  все  современные  родители.  Игра  в  детские  годы  преобладает над  всеми  другими занятиями  ребенка.  Именно  поэтому  психолог  Л.С.Выготский  в своих работах назвал её  ведущим  видом  деятельности дошкольника.

  Игра,  по  его  мнению,  оказывает  на  дошкольника  развивающее  воздействие.  В  сюжетно-ролевых  играх  ребенок  приобщает  себя  к  социальному  миру  взрослых  людей.  В  одно  мгновение  он  может  стать  шофером,  продавцом,  врачом,  пожарным.  Свои  познания  в  области  труда  и  деятельности  взрослых  при  участии  творчества  и  фантазии  ребенок  воплощает  в  интересную  игру.  Особенно  захватывающими  являются  игры  сверстников:  дети  распределяют  роли  и  воспроизводят  не  только  профессиональные  действия  взрослых,  но  и  их  взаимоотношения.

  Дидактические  игры  обычно  содержат  определенную  умственную  задачу.  Разрезные  картинки,  различные  настольно-печатные  и  словесные  игры  развивают  мыслительные  способности,  память,  внимание  детей,  умение  использовать  приобретенные  знания  в  новых  ситуациях.  Дидактические  игры  чаще  всего  бывают  совместными  и  требуют  двух-трех  и  более  участников.  Все  совместные  игры  развивают  в  детях  общительность,  коммуникабельность,  умение  строить  взаимоотношения  со  сверстниками,  подчинятся  установленным  правилам  игры.  В  подвижных  играх  совершенствуется  координация  движений,  формируются  двигательные  навыки  и  умения,  развиваются  сила  и  выносливость.

  Игра  доставляет  ребенку  большую  радость,  потому  что  дает  ему  возможность  активно  действовать.  « Ребенок  до  десятилетнего  возраста, - писал  М.Горький, - требует  забав,  и  требование  его  биологически  законно.  Он  хочет  играть,  он  играет  всем  и  познает  окружающий  его  мир  и,  прежде  всего  и  легче  всего,  в  игре,  игрой ».  Очень  нравятся  дошкольникам  игры  в  семейном  кругу.  Старшие  братья  и  сестры  охотно  включаются  в  них.  Взрослые  члены  семьи  также  могут  быть  прямыми или  косвенными  участниками  сюжетно-ролевых  игр  детей.  Участие  в  игре  помогает  взрослым  проникнуть  в  мир  интересов  ребёнка.

Известно,  что  существуют  самые  разные  темы  и  сюжеты  игр.  Важное  место  занимают  игры  с  природным  содержанием,  которые  строятся  на  знаниях  ребёнка  в  этой  области  и  отражают  тот  или  иной  вид  деятельности  людей  в  природе.  Если  родители  активно  приобщают  ребёнка  к  природе  через  непосредственные  наблюдения,  труд,  художественную  литературу,  телепередачи  и  т.д., заинтересованность  этой  «областью  действительности»,  несомненно,  найдёт  отражение  в  играх.

Сюжетно-ролевая  игра  с  природным  содержанием  может  быть  развёрнута  дошкольником  на  основе  впечатлений  от  различных  его  жизни:  посещения  цирка,  поездки  на  юг  или  в деревню  и  т.д.  В  любом  случае  игра  может  быть  тактично  поддержана  взрослыми,  которые  найдут  способы  углубления  знаний  и  интересов  ребёнка.  Важно,  чтобы  взрослый  понимал,  что  игра- это  серьёзное  дело:  в  ней  ребёнок  реализует  себя  как  деловой  человек,  показывает  свою  осведомлённость,  проявляет  активность  и  творчество.  Деликатное  вмешательство  взрослых  обобщает  содержание  игры,  улучшает  их  отношения  с  ребёнком.

В  семье  можно  широко  использовать  дидактические  игры  природоведческого  содержания.  В  каждом  доме  найдутся  настольно-печатные  игры,  например:  «Зоологическое  лото»,  «Кто,  где  живёт»,  «Живая  природа»  и  т.д.  Время  от  времени  на  досуге   играйте  с  детьми  в  эти  игры.  Это  поможет  ребёнку  запомнить  названия  растений  и  животных.  Кроме  того  рассматривая  карточки  лото,  вместе  вспомните,  где  вы  видели  такие  растения,  где  встречали  таких  животных:  поговорите  об  их  особенностях  и  образе  жизни,  среде  обитания,  повадках.  С  детьми  можно  играть  в  словесно-дидактические  игры,  даже  когда  взрослые  заняты  приготовлением  пищи,  а  ребёнок  находится  рядом  и  не  знает,  чем  заняться.

-  Давай  поиграем.  Я  буду  загадывать  вкусные  загадки,  а  ты  должен  отгадывать  их. «Ну-ка,  закрой  глаза  и  открой  рот!»-  говорит  взрослый  и  кладёт  в  рот  малышу  кусочек  морковки,  которую  режет  для  супа.  Ребёнок  хрустит  ею,  улыбается  и,  конечно,  сразу  отгадывает,  что  это,  а  взрослый  как  бы  ненароком  спрашивает,  как  же  он  догадался.  Определить  морковку  на  вкус  не  сложно - каждый  ребёнок  пробовал  её,  сырую  или  варёную.  Труднее  выделить  и  назвать  её  характерные  признаки:  твёрдая,  хрустит,  когда  ешь, - сладкая.  Можно  положить  ребёнку  в  рот  капусту,  свеклу,  веточку  укропа,  лук  и  т.д.  Ребёнок  отгадывает  и  объясняет,  как  он  разгадал  «съедобную»  загадку.

Можно  предложить  отгадывать  фрукты  или  овощи  на  ощупь  ребёнок  закрывает  глаза,  а  взрослый  кладёт  ему  в  руки  яблоко,  морковку  или  луковицу.  Ощупав  предмет,  ребёнок  должен  отгадать  и  назвать  его. 

Игра  способствует  развитию  сенсорных  способностей  ребёнка  и  может  долго  его  занимать;  её  можно  разнообразить:  класть  в  руки  малышу  то  хорошо  знакомые,  то  малознакомые  предметы;  то  один,  то  два  плода  для  их  сравнения  и  т.д.

Важной  особенностью  словесно-дидактических  игр  является  возможность  развивать  с  их  помощью  речь  и  мыслительные  способности  ребёнка.  В  самых  разных  ситуациях  можно  использовать  игру  «Отгадай  по  описанию».  Вот  мама  с  ребёнком  возвращается  из  детского  сада  и  заходит  в  овощной  магазин.  Мама  рассматривает  товар  на  прилавке  и  решает,  что  надо  купить.  Чтобы  скрасить  ожидание  ребёнка,  она  предлагает  поиграть. 

-  Хочешь  узнать,  что  я  буду  покупать?- спрашивает  мама  и,  получив  утвердительный  ответ,  продолжает.  -  Я  буду  загадывать  тебе  загадки  про  овощи,  а  ты  по  описанию  отгадай,  что  это.  Слушай:  растёт  в  огороде,  на  грядке,  сидит  в  земле  долго;  сама  круглая  с  хвостиком,  тёмно-красная.  Что  это?  Ребёнок,  наверняка,  отгадает,  что  это  свекла.  Можно  предложить  ребёнку  самостоятельно  придумать  загадки-описания,  это  будет  способствовать  развитию  его  речи.

-  Теперь  ты  придумай  загадку.  Сходи  к  прилавку,  посмотри,  что  там  есть,  и  загадай  мне.  Я  попробую  отгадать.

Старайтесь  чаще  играть  с  ребёнком  в  словесные  игры -  они  не  требуют  особых  условий  и  дополнительного  материала.

Словесные  дидактические  игры  развивают  в  ребёнке  не  только  восприятие  и  речь,  а  также  умение  анализировать  и  описывать;  они  учат  детей  обобщать  явления,  классифицировать  предметы:  относить  их  к  той  или  иной категории.

Вот  некоторые  игры.

«Когда  это  бывает?»  (взрослый  называет  природное  явление,  а  ребёнок  время  года).  Например:

-  снег  идёт  ….  (зимой)

-  радуга  на  небе  ….  (летом)

-  прилетают  скворцы  …. (весной)  и  т.д.

«Что  в  природе  бывает  круглым?»  (солнце,  луна,  планеты,  апельсин  и  т.д.).

«Что  третье?»  (взрослый  называет  два  похожих  предмета,  а  ребёнок  должен  подобрать  к  ним  третий).  Например: 

-  ворона,  голубь (сорока)

-  солнце,  облако  (радуга)

-  цветок,  лист  (корень)  и  т.д.

Организуя  различные  игры,  помните,  что  ребёнок  будет  активен  и  получит  удовольствие  лишь  в  том  случае,  если  игра  ему  интересна,  основана  на  знакомых  вещах.  При  этом  у  него  будут  развиваться  быстрота  реакции,  ориентировка  в  пространстве,  появится  возможность  использовать  имеющиеся  знания.

          

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Роль экологических игр в развитии детей"»

Консультация для родителей «Роль экологических игр в развитии детей»

Дошкольное детство – это период игры. Это подтверждают многие педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский в своих работах назвал её ведущим видом деятельности дошкольника.

Игра, по его мнению, оказывает на дошкольника развивающее воздействие. В сюжетно-ролевых играх ребенок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят не только профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения.

Дидактические игры обычно содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчинятся установленным правилам игры. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость.

Игра доставляет ребенку большую радость, потому что дает ему возможность активно действовать. « Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой ». Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи также могут быть прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр детей. Участие в игре помогает взрослым проникнуть в мир интересов ребёнка.

Известно, что существуют самые разные темы и сюжеты игр. Важное место занимают игры с природным содержанием, которые строятся на знаниях ребёнка в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т.д., заинтересованность этой «областью действительности», несомненно, найдёт отражение в играх.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником на основе впечатлений от различных его жизни: посещения цирка, поездки на юг или в деревню и т.д. В любом случае игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребёнка. Важно, чтобы взрослый понимал, что игра- это серьёзное дело: в ней ребёнок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомлённость, проявляет активность и творчество. Деликатное вмешательство взрослых обобщает содержание игры, улучшает их отношения с ребёнком.

В семье можно широко использовать дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, например: «Зоологическое лото», «Кто, где живёт», «Живая природа» и т.д. Время от времени на досуге играйте с детьми в эти игры. Это поможет ребёнку запомнить названия растений и животных. Кроме того рассматривая карточки лото, вместе вспомните, где вы видели такие растения, где встречали таких животных: поговорите об их особенностях и образе жизни, среде обитания, повадках. С детьми можно играть в словесно-дидактические игры, даже когда взрослые заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.

- Давай поиграем. Я буду загадывать вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. «Ну-ка, закрой глаза и открой рот!»- говорит взрослый и кладёт в рот малышу кусочек морковки, которую режет для супа. Ребёнок хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а взрослый как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить морковку на вкус не сложно - каждый ребёнок пробовал её, сырую или варёную. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда ешь, - сладкая. Можно положить ребёнку в рот капусту, свеклу, веточку укропа, лук и т.д. Ребёнок отгадывает и объясняет, как он разгадал «съедобную» загадку.

Можно предложить отгадывать фрукты или овощи на ощупь ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в руки яблоко, морковку или луковицу. Ощупав предмет, ребёнок должен отгадать и назвать его.

Игра способствует развитию сенсорных способностей ребёнка и может долго его занимать; её можно разнообразить: класть в руки малышу то хорошо знакомые, то малознакомые предметы; то один, то два плода для их сравнения и т.д.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь и мыслительные способности ребёнка. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с ребёнком возвращается из детского сада и заходит в овощной магазин. Мама рассматривает товар на прилавке и решает, что надо купить. Чтобы скрасить ожидание ребёнка, она предлагает поиграть.

- Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ, продолжает. - Я буду загадывать тебе загадки про овощи, а ты по описанию отгадай, что это. Слушай: растёт в огороде, на грядке, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, тёмно-красная. Что это? Ребёнок, наверняка, отгадает, что это свекла. Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать загадки-описания, это будет способствовать развитию его речи.

- Теперь ты придумай загадку. Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай мне. Я попробую отгадать.

Старайтесь чаще играть с ребёнком в словесные игры - они не требуют особых условий и дополнительного материала.

Словесные дидактические игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.

Вот некоторые игры.

«Когда это бывает?» (взрослый называет природное явление, а ребёнок время года). Например:

- снег идёт …. (зимой)

- радуга на небе …. (летом)

- прилетают скворцы …. (весной) и т.д.

«Что в природе бывает круглым?» (солнце, луна, планеты, апельсин и т.д.).

«Что третье?» (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий). Например:

- ворона, голубь (сорока)

- солнце, облако (радуга)

- цветок, лист (корень) и т.д.

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентировка в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей