ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
«АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Х. АНДРУХАЕВА»
Методические рекомендации по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста
Майкоп
2018
Игры и упражнения для детей 5 – 6 лет
на развитие воображения
Упражнение «Придумка»
Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.
Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.
Пример первый.
А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.
(Все рисунки обсуждаются)
Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою (обязательно из разных произведений). Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.
В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?
Комментарий.
Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа)
Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.
Пример второй.
Предложить ребенку соединить в связной рассказ эти два предложения.
Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.
а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.
Самосвал с грузом задержался в пути.
б) Мама купила конфеты.
Мальчик починил стул.
в) Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.
«Шкатулка со сказками»
Материал: шкатулка с картонными кругами разного цвета.
Педагог показывает шкатулку и говорит: «Сейчас мы вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка». Например: Достает зеленый кружок. Жил – был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие… и т.д.
Реши проблемные ситуации разными способами
Как можно укрыться от дождя?
Как можно перебраться через реку?
Как можно сообщить новость другу?
Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?
«Поиск общего и отличительного»
Ведущий: «Я назову два предмета Вам нужно их представить и подробно рассказать, чем они похожи и чем отличаются».
Стимульный материал:
Апельсин – морковь;
Магнитофон – телевизор;
Стол – табурет;
Пруд – река;
Сумка – кошелек;
Камень – кирпич;
«Что может произойти?»
Закончи предложения:
Птицы начали вить гнезда потому, что…
В горах нельзя кричать, потому, что…
Ласточки начали низко летать над землей, потому, что…
Птицы полетели на юг, потому, что…
Игры и упражнения для проведения развлечения на тему «Мы веселые ребята» (старшая группа)
Игра «Поможем художнику»
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
Игра «Волшебные картинки»
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Игра «Чудесные превращения»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.
Игра «Чудесный лес»
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Игра «Перевертыши»
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения.
Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
Игра «Разные сказки»
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.
Рекомендации для родителей на тему «Учите детей фантазировать»
Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию.
Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения, используйте с этой целью полезные упражнения и игры:
«Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
«Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
«Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
«Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
«Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
«Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
«Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
«Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.
Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:
Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научится творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Иногда надо что-то построить, соорудить для игры, старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.