СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Роль музыки в приобщении дошкольников к искусству»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, изобразительного.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Роль музыки в приобщении дошкольников к искусству»»

Консультация для воспитателей

«Роль музыки в приобщении дошкольников к исскуству»


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства словесного, музыкального, изобразительного.

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства. Наиболее сильное эмоциональное воздействие на ребёнка в дошкольном возрасте оказывает интеграция искусств.

Они настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, знакомя детей с изобразительным искусством или литературой, порой, невозможно не говорить о музыке.

Музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия. Очень многие литературные произведения, картины, скульптуры для детей имеют свои музыкальные прочтения.

Знакомство детей с художественной литературой, изобразительным искусством, народным искусством посредством музыки предполагает использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Музыка может играть роль фона, который эмоционально поддерживает тему занятия. На  занятиях необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор детей, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть использован на занятиях, посвященных изучению поэтических произведений, картин, на занятиях по ИЗО. 

Музыка может стать основой для прочтения. Это всегда делает стихи более выразительными. Так пьеса «Октябрь» из фортепианного цикла Чайковского «Времена года»  может стать прекрасным музыкальным фоном при рассматривании картины Левитана «Золотая осень».

Вторым приемом  использования музыки на занятии является иллюстрирование литературного произведения или картины при помощи цитат из музыкальных произведений. Например, при знакомстве со «Сказкой о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно прослушать фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Полет шмеля», «Море», «Белка» .

Следующим приемом использования музыки на занятиях, является анализ тех эпизодов, в которых музыка характеризует героя. При знакомстве со сказкой «Гуси-лебеди» можно прослушать фрагмент произведения А. Лядова «Баба яга», который характеризует образ персонажа сказки ( из дополнительного музыкального репертуара).

Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок»«Снегурочка» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях. Здесь помогут музыкальные иллюстрации и пьесы о животных, звучание музыкальных инструментов, на которых герои играют в сказке.

Также можно использовать музыку в инсценировании и музыкальных играх-драматизациях, основанных на литературном материале. Этот метод становится одним из средств развития детского творчества.

Проведение концертов в форме литературно-музыкальных композиций, музыкально-литературные гостиные. Главная задача этого метода – развитие интереса к музыкальным, литературным и художественным произведениям, активизация слушательских впечатлений, гармонизация личности, развитие способности эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства. Кроме того, концерт в форме литературно- музыкальной композиции- возможность для детей испытать себя в разных видах художественной практики. Этим мы можем развить в детях творчество и восприятие.

В настоящее время обращение к народным истокам, культурному наследию страны, фольклорному искусству нашего народа стало предметом особого внимания педагогов дошкольных образовательных организаций. Заклички, пестушки, пословицы, дразнилки, поговорки, небылицы, народные песни всегда были огромным пластом народной мудрости и связаны с опытом народной педагогики.

Музыкальный фольклор – это первая возможность окунуться в мир народного искусства.

В дошкольной педагогике музыкальному фольклору отводится большая роль при ознакомлении детей с культурой своего народа. Малые музыкальные фольклорные формы вызывают у детей положительные эмоции, раскрывают социальную сущность событий и явлений, происходящих в жизни народа; формируют устойчивый интерес к народной культуре. Посредством музыкального фольклора дети дошкольного возраста усваивают нравственные и культурные ценности своего народа.

Первое знакомство с народным творчеством (фольклором) начинается с ранних лет – это колыбельные песни, потешки, прибаутки, частушки, заклички, игры с пестованием, музыкальные игрушки – погремушки, гармошки, пляски, хороводы и т.д.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых развиваются его музыкальные способности: слушание, пение, игра на народных музыкальных инструментах, плясовые элементы, формируется желание играть в народные музыкальные игры, которые сопровождаются ритмическими движениями и пением с определенным игровым сюжетом.

От поколения к поколению передавались народные песни, пляски, хороводы, игры, праздники, гуляния, как самые яркие мгновения в жизни людей, которые хотелось передать в дар следующему поколению.

Музыка не должна заканчивалась на пороге музыкального зала, а должна звучать на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

В каких же режимных моментах может звучать музыка?

- Утренний приём детей;

- Утренняя зарядка и физкультурные занятия;

- Занятия;

- Подготовка ко сну (засыпание);

- Пробуждение (подъём);

- Музицирование в свободной деятельности

- Релаксация

- Повторение песен и хороводов


Утренний приём

Хорошо, если утром в группе детей будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад.

Утренняя зарядка и физкультурные занятия

Музыка, сопровождая утреннюю зарядку и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус – всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.

Прогулка

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. На участке под музыку можно организовать интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем»«Узнай по голосу»). Многие песни можно интересно инсценировать («На мосточке» Филиппенко). На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору»«Теремок» и др.).

Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. Проведение музыкально-дидактических игр во время прогулок также очень интересно для детей, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как, «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).

Занятия

Педагог, включая музыку в любое занятия (развитие речи, математика, ознакомление с окружающим миром, аппликация, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание. После прослушивания, необходимо обязательно провести беседу о произведении, анализ средств музыкальной выразительности (в каком темпе звучала музыка, какая она была по настроению, кто ее исполнял). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном (т. е пассивное восприятие). На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы (П. Чайковский цикл пьес «Времена года», способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.

Музыка также может найти широкое применение на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью . В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать «Осеннюю песню» П. Чайковского.

Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса»«Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Можно спеть с детьми. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.

На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность по-своему изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке.


Подготовка ко сну (засыпание)

Музыка – хорошее дополнение к режиму сна ребёнка. Она должна быть расслабляющей, чтобы способствовать спокойной атмосфере и здоровому режиму сна. Звучание знакомой мелодии или песни становится сеансом музыкальной терапии. Медленная, спокойная и повторяющаяся мелодия способна замедлить сердцебиение ребёнка, что ведет к более спокойному и глубокому дыханию.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются. Можно включить грамзапись колыбельной, а лучше исполнить (дети любят живое исполнение). Имея стихотворный текст, мелодию можно придумать на ходу, или на фоне неторопливой лирической музыки прочитать выразительно текст:

Маленькие детки спят, носиками все сопят,

Носиками все сопят, сон волшебный все глядят.

Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.

Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.

Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,

То смеётся, то играет, но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише (Н. Байдавлетова)


Пробуждение (подъём)

Во время пробуждения после дневного сна, можно помочь детям устранить сонливость, «разбудить» организм. Можно провести небольшой комплекс упражнений, не поднимая детей с кроватей.


Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись, потянулись, улыбнулись!

Попрошу я вас, ребятки, показать мне по порядку

Например, как вы сегодня утром делали зарядку.


Хорошо, если подобные физминутки будут с музыкальным сопровождением. Это оставит яркий след в памяти детей. Так же для пробуждения детей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.


Важным компонентом в использовании музыки в режимных моментах является подбор музыкального репертуара, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо опираться на произведения великих композиторов-классиков, произведения которых несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт. Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей. Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для детей. Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учётом его музыкального вкуса и возрастных особенностей детей.

Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Таким образом, использование музыки позволяет решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

- слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль;

- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз и физкультминуток.

Хочется еще раз подчеркнуть, что все виды искусства во многом влияют на развитие ребенка, на формирование его личности, помогают ему духовно развиваться и совершенствоваться.

Изобразительное искусство, народное творчество, художественная литература и музыка – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремиться выразить их в собственном творческом продукте.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашим детям войти в огромный и прекрасный мир музыки.


Рекомендации :

1. Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка любит тишину! Внимательно следите за тем, что происходит в музыке с самого начала и до завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные произведения. Для начинающих слушателей понятна и интересна будет вокальная музыка (музыка с голосом). Прислушайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (изменение громкости звучания). Подумайте, делают ли динамические оттенки музыку интересней, выразительнее.

3. Слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет то, о чём хотел поведать композитор, какими мыслями и чувствами он хотел поделиться.

4. Время от времени нужно возвращаться к ранее прослушанным произведениям, вспоминать их название и характер.

5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, и волшебная сила музыки наполнит ваши отношения с ребёнком добром и пониманием!

6. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.

7. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!