Консультация для воспитателей «Сказкотерапия для детей» .
Сказкотерапия — это самый доступный детский метод психологии, и, конечно, самый древний.
Ещё наши предки, воспитывая детей, не спешили их наказывать, если они провинились, а рассказывали ему сказку, из которой был понятен смысл поступка.
Почему именно сказка?
Ответ прост: у ребёнка ещё нет своего опыта.
Для него сказка- кладезь жизненных ситуаций , с которыми ещё предстоит столкнуться при взрослении.
Сказки подсказывают как нужно поступить, а как нет, показывают многие жизненные проблемы, а в придачу ещё дают способы решения. Многие куда глубже, чем кажется на первый взгляд.
Сказкатерапия позволяет «вытащить» весь скрытый потенциал из сказочной истории и использовать её во благо.
Сказкотерапия для детей основана на том, что ребёнок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках.
Это отличная возможность примерить на себя различные социальные роли.
Одним из эффективных методов сказкотерапии является составление
индивидуальных, личных сказок, которая максимально приближена к действительности и реальной ситуации, но вместе с тем останется сказкой.
Пусть главный герой будет похож на вашего ребёнка, дайте ему возможность увидеть в нём себя ( но всё-таки сходство не должно быть явным, это же сказка).
Опишите проблему с которой главный герой сталкивается, его переживания - пусть ребёнок увидит, что его понимают. Конечно, герой с блеском выйдет из трудной ситуации и найдёт трудное решение.
Если ребёнок постарше, такие сказки можно придумывать вместе с ним, пусть он сам поможет герою справиться с трудностями.
Пройдя этот путь в своём воображении, ребёнку будет легче справиться с проблемой в реальной жизни.
Работа со сказкой строится так:
1- чтение, сочинение или рассказ самой сказки; её обсуждение, при чём, в обсуждении ребёнок должен быть уверен, что он может высказать любое своё мнение, нельзя критиковать или осуждать его,
2 -рисунок, наиболее значимого отрывка,
3- драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребёнок интуитивно выбирает для себя роль…
Как правильно воспользоваться сказкотерапией ?
Многие родители думают, что рассказывать ребёнку нужно только положительные истории, но этого делать нельзя.
Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок видел мир в розовом цвете ?
Но и запугивать не следует!
Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, количество позитивных и негативных моментов должно быть одинаково, но делайте акценты на положительных !
Основные правила сказкотерапии:
1.Чтобы не давить на детскую психику, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, как с ребёнком произошла неприятная история.
Конечно, лучше предупредить ребёнка с помощью сказкотерапии , рассказать ему, что ждёт его, к примеру в детском саду, морально подготавливая его. Однако, если с ним уже что-то приключилось, пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет легче помочь.
2. Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку, перед тем как он ложиться спать: днём или вечером.
Чтобы ребёнок легче смог понять , нужно начать сеанс сказкотерапии словами ,
например: «когда-то , где-то , давным - давно . В одном королевстве или городе….». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа… выключить свет… одеть маску - шапочку ...
Рекомендации родителям и педагогам:
«Сочиняем сказку дома».
1. Попробуйте сочинять сказку о бытовых предметах. Обязательно должны присутствовать положительные и отрицательные персонажи.
2. «Старая сказка по -новому». В знакомой сказке главные персонажи наделяются противоположными качествами.
3. «Необычная сказка». Например:
Начинайте с простых вопросов:
«Как ты считаешь, зайчики храбрые или трусливые? Какого цвета у них шёрстка зимой?»
А потом переходите к сочинению самой сказки:
«Мне как-то рассказали про необыкновенного зайчика, у него шёрстка была чёрная, и никого он не боялся….».
Дальше предложите продолжить сказку ребёнку.
Структура сказкотерапии содержит обязательный ритуал «входа в сказку» настрой, основную часть, где используются приёмы работы со сказкой и ритуал «выхода из сказки».
Подобная структура создаёт атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.