СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Как пополнить словарный запас у детей 4-5 лет"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как пополнить словарный запас у детей 4-5 лет

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими.  В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Для  этого не нужны специальные пособия и методики.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны.

С детьми нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. Расскажите ребёнку о себе: назовите фамилию, имя, отчество, свою профессию, где работаете, чем занимаетесь. Расскажите ребёнку о нём. Назовите его фамилию, полное имя, отчество, возраст, дату рождения (число, месяц, время года). Расскажите о своей семье: как зовут сестру, брата, бабушку, дедушку; кто старше в семье, кто младше, кто кому приходится. Обсудите с ребёнком каких животных он видел в зоопарке, их внешний  вид,  повадки, чем  питаются.  Что  видел  ребёнок  в цирке, в лесу. Где и как ребёнок отдыхал летом. Как вести  себя на улице, на дороге в транспорте. Обсудите с ребёнком прочитанную сказку, книжку. Попросите его рассказать, о том как он провёл день в детском саду. Рассказывая о своих  дневных делах, ребёнок учиться вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

Советы и пожелания логопеда родителям:

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье- мама, папа, бабушка или дедушка.

3. Приобретайте журналы, книги, альбомы, картинки, рассматривайте их, обсуждайте.

4. Предложите ребёнку соревнование «Чей рассказ интереснее?», «Чья сказка лучше?» с участием  членов семьи.

5. Записывайте в тетрадь рассказы и сказки вашего ребёнка. Через два, три месяца прочитайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.

6. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу, это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

7.  Чаще и больше разговаривайте с ребёнком

8.  Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.

9.  Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов?», «Скажи какой?», «Придумай слово на заданную букву (тему)»

10.  Давайте образец правильной речи

11. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, сказок.

12. Каждое непонятное слово обязательно разъясняйте.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное). Постоянно проводите с ребенком специальные речевые  игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Вот некоторые из них:

 «Скажи наоборот». Взрослый называет слова, а ребенок   подбирает слова с противоположным значением, слова-антонимы. Например: высоко…(низко); потерял…(нашел), большой…(маленький).

«Закончи фразу». Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, и закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон… (кислый); река широкая, а ручей…(узкий).

«Скажи по-другому». Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу, слова-синонимы. Например: отыскать – найти; зябнуть – мерзнуть; шалить – баловаться.

«Продолжи цепочку». Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например: пища – еда…(корм, продукты); жилище – дом…(квартира, здание).  Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например:

«Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»;

«Кто или что может быть горячим? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.

«Отгадай». Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит - кто? Льется, журчит - что?

«Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к назначению действия. Например: бежит: кто?..(человек, зверь); что?..(река, ручей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и  диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например, взрослый предлагает составить загадки про одежду или игрушку, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое её носят, или вариантов игры.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Как пополнить словарный запас у детей 4-5 лет"»



Как пополнить словарный запас у детей 4-5 лет

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребёнком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Для этого не нужны специальные пособия и методики.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны.

С детьми нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. Расскажите ребёнку о себе: назовите фамилию, имя, отчество, свою профессию, где работаете, чем занимаетесь. Расскажите ребёнку о нём. Назовите его фамилию, полное имя, отчество, возраст, дату рождения (число, месяц, время года). Расскажите о своей семье: как зовут сестру, брата, бабушку, дедушку; кто старше в семье, кто младше, кто кому приходится. Обсудите с ребёнком каких животных он видел в зоопарке, их внешний вид, повадки, чем питаются. Что видел ребёнок


в цирке, в лесу. Где и как ребёнок отдыхал летом. Как вести себя на улице, на дороге в транспорте. Обсудите с ребёнком прочитанную сказку, книжку. Попросите его рассказать, о том как он провёл день в детском саду. Рассказывая о своих дневных делах, ребёнок учиться вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

Советы и пожелания логопеда родителям:

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье- мама, папа, бабушка или дедушка.

3. Приобретайте журналы, книги, альбомы, картинки, рассматривайте их, обсуждайте.

4. Предложите ребёнку соревнование «Чей рассказ интереснее?», «Чья сказка лучше?» с участием членов семьи.

5. Записывайте в тетрадь рассказы и сказки вашего ребёнка. Через два, три месяца прочитайте их вместе с ребёнком, проанализируйте, запишите новые.

6. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу, это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

7. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком

8. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами.


9. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов?», «Скажи какой?», «Придумай слово на заданную букву (тему)»

10. Давайте образец правильной речи

11. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки стихотворений, рассказов, сказок.

12. Каждое непонятное слово обязательно разъясняйте.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное). Постоянно проводите с ребенком специальные речевые игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Вот некоторые из них:

«Скажи наоборот». Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением, слова-антонимы. Например: высоко…(низко); потерял…(нашел), большой…(маленький).

«Закончи фразу». Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, и закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон… (кислый); река широкая, а ручей…(узкий).


«Скажи по-другому». Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу, слова-синонимы. Например: отыскать – найти; зябнуть – мерзнуть; шалить – баловаться.

«Продолжи цепочку». Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например: пища – еда…(корм, продукты); жилище – дом…(квартира, здание). Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например:

«Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»;

«Кто или что может быть горячим? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.

«Отгадай». Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит - кто? Льется, журчит - что?

«Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к назначению действия. Например: бежит: кто?..(человек, зверь); что?..(река, ручей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например, взрослый предлагает составить загадки про одежду или игрушку, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое её носят, или вариантов игры.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!