СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация с элементами тренинга для педагогов тема: Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- ознакомить педагогов с термином «гиперактивность», СДВГ и понять отличия активного ребенка от гиперактивного ;

- определить основные причины гиперактивности у детей, отработать навыки эффективного взаимодействия с детьми и их родителями;

- познакомить педагогов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития гиперактивных детей.

Задачи:

- подвести педагогов к глубокому пониманию психологических особенностей гиперактивных детей;

- познакомить с причинами и видами гиперактивного поведения;

- подготовить к внедрению активных форм работы с гиперактивными детьми;

- усилить потребность в психологических знаниях и желание использовать их в своей работе;

- способствовать эффективному взаимодействию всех участников учебно-воспитательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Консультация с элементами тренинга для педагогов тема: Коррекционная работа с гиперактивными детьми»

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад комбинированного вида № 26 «Ласточка»











Консультация с элементами тренинга для педагогов


тема: « Коррекционная работа с гиперактивными детьми»






Подготовил и провел:

педагог-психолог

Плотникова

Дарья Александровна







Дата проведения:

12 февраля 2018г.



Цель:

- ознакомить педагогов с термином «гиперактивность», СДВГ и понять отличия активного ребенка от гиперактивного ;

- определить основные причины гиперактивности у детей, отработать навыки эффективного взаимодействия с детьми и их родителями;

- познакомить педагогов с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития гиперактивных детей.

Задачи:

- подвести педагогов к глубокому пониманию психологических особенностей гиперактивных детей;

- познакомить с причинами и видами гиперактивного поведения;

- подготовить к внедрению активных форм работы с гиперактивными детьми;

- усилить потребность в психологических знаниях и желание использовать их в своей работе;

- способствовать эффективному взаимодействию всех участников учебно-воспитательного процесса.

Организация:

группа педагогов от 11 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 60 минут

Ход консультации.

Приветствие.

Предлагаю вам разбиться на пары и поздороваться друг с другом, но необычным образом, а частями тела: плечиками, коленками, носочками, спинкам в конце обняться и улыбнуться друг другу.

Чтобы наша консультация была более продуктивной, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца мероприятия

Правила:

  • Один говорит, остальные слушают

  • принцип искренности

  • принцип активности

  • принцип здесь и теперь






Мини-лекция «Что такое гиперактивность»

Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Однако, чтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно, необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей. Именно от этого зависит, какие формы и методы работы необходимо применять.

Следует различать два понятия, такие как: гиперактивность и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).

Что это? Поговорим подробнее.

Гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других,гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательстваТаким образом, если ребенок способен сесть и сделать что-то в спокойном состоянии до конца или делать это длительное время (нарисовать картинку, собрать пазл, выстроить что-либо из конструктора, вылепить что-либо из пластилина, то тогда он просто активный ребенок с кипучей жизненной энергией, которую просто нужно направлять в нужное русло. К данной категории детей относятся так же дети с холерическим темпераментом, там где родительское воспитание отличается либо чрезмерной опекой и отсутствием требований и запретов (вседозволенностью, либо чрезмерно строгим воспитанием. Таким образом, такое поведение – результат проявления индивидуальных особенностей и особенностей родительского воспитания. В данном случае требуется только лишь коррекция поведения, диагностика индивидуальных особенностей и, соответственно, определение системы требований и запретов, поощрений и наказаний, взаимодействие с родителями.

Встает вопрос: Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания сгиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как: трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Такой ребенок не просто чрезмерно активен, это ребенок, который не может сосредоточиться на одном занятии больше нескольких минут, не может закончить начатое дело, у него очень рассеяно внимание, он не может концентрироваться, сосредотачиваться на предмете разговора, он неусидчив, ему трудно улавливать то, что ему говорят взрослые.

Мы с вами выяснили, что есть два понятия гиперактивность и синдром СДВГ, данные диагнозы гиперактивность не может ставиться "на глаз". Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог, а мы можем только наблюдать и определить ребенка с повышенной активностью, и предложить родителям пройти обследование.

Нам важно научиться понимать и отличать, когда ребенок просто активный( но при этом он сосредоточенно и внимательно выполняет задания, слушает и сидит на занятии), и когда ребенок такой же активный, но не может сосредоточить свое внимание долго, слишком неусидичив и нетерпелив).

Существует 3 признака гиперактивности:

1)Дефицит внимания Перечислите, пожалуйста, признаки невнимательности. (слабая концентрация, неспособность сохранять внимание более нескольких минут, отвлекаемост. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, которые им кажутся скучными и не интересными)

2) Импульсивность (выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, с трудом дожидается своей очереди в играх и на занятиях, перебивает других, не выслушивает до конца обращённые к нему вопросы)

3) Повышенная двигательная активность (чрезмерно подвижен, бегает, прыгает и т.п. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки).

Психолог: 

- Понятие «гиперактивности» мы выяснили. А вы хотели бы узнать, как выглядит гиперактивный ребенок? Тогда предлагаю всем вместе создать «Портрет гиперактивного ребенка».

Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»

Цель: закрепить полученные знания в ходе прослушивания минилекции, определить психологические черты гиперактивных и просто активных детей, разграничить их.

Оборудование: альбом.листы для каждой группы.

Группа делится на две подгруппы. Каждая подгруппа самостоятельно составляет портрет ребенка, выбирая только его характерные особенности (для первой группы - задача составить портрет просто активного ребенка, а для второй - гиперактивного).

Что бы нам еще лучше понять гиперактивного ребенка, давайте подумаем, а с какими проблемами может столкнуться гиперактивный ребенок?

Ответы коллег:

- По моему мнению, у таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах.

- Я думаю, что у гиперактивного ребенка будут в дальнейшем трудности в школьном обучении.

- Могу сказать, что у таких детей неадекватная самооценка.

- Хочу сказать о том, что у гиперактивной личности есть проблемы во взаимоотношениях с другими.



Какие приемы и методы работы использовать с гиперактивным ребенком?

1. Сказкотерапия( применение сказок для гиперактивных детей, достаточно эффективно влияет на развитие самоконтроля и поможет сосредоточить внимание на деятельности).

2. Прием тактильного контакта ( гиперактивные дети больше нуждаются в прикосновениях, объятиях, поглаживаний, потому что так же как и взрослый устают от потока своей энергией)

3. Техники дыхания (несомненно нужны в работе с данными детьми, для развития самоконтроля, и волевого усилия, снятия лишнего напряжения.)

4. Метод смены деятельности( в работа с гиперактивными детьми это важный метод потому что они часто переключают свое внимание и деятельность при этом чаще всего бесцельно, а наша задача помочь ребенку контролировать свои действия и активность/ переключение с монотонной деятельности на активную).

5.Прием поощрения/ легкое наказание ( поощрять ребенка за спокойное поведение, за внимательность, создайте материальную систему поощрение: жетон,наклейка и т.д.)



































УПРАЖНЕНИЕ «ТРУДНО БЫТЬ ГИПЕРАКТИВНЫМ».

Цель: дать возможность педагогам побывать в роли гиперактивного ребёнка, почувствовать и понять те проблемы, с которыми ежедневно сталкивается малыш с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Содержание:

Один из участников (он будет ведущим-педагогом) получает карточку с абстрактной картинкой и уходит в соседнее помещение. Он должен составить четкую и понятную инструкцию для группы, который предстоит по этой инструкции нарисовать картинку.

3 человек становятся детьми и будут моделировать поведение одного гиперактивного ребенка.

  1. Участник моделирует поведение ребенка с дефицитом активного внимания. Задача во время упражнения сосчитать все предметы, имеющие острые углы или все деревянные предметы.

  2. Участник играет роль импульсивного ребенка (он должен постоянно выкрикивать такие фразы, как «Здорово!», «Замечательно!», «Ура!», «Ой как мне нравится!», «Боже как это скучно!», «А можно я выйду?», «Ни чего не понятно!», «А кто догадался такую картину придумать!» и т.д. нельзя повторять слова и фразы, сказанные ведущим.

  3. Участник должен ходить по аудитории и молча здороваться – пожимать руки присутствующим и дотрагиваться до всех столов и стульев в комнате – он моделирует поведение ребенка с двигательным беспокойством.

Основной этап:

Ведущий заходит в аудиторию и громко дает инструкцию всем участникам «Послушайте, а затем нарисуйте, пожалуйста, следующее…» Инструкция произносится один раз, без повторения.

Остальные участники слушают инструкцию и при этом моделируют заданное им поведение. По окончании инструкции все начинают рисовать абстрактную картинку, которую ведущий сравнивает потом с оригиналом.

Заключительный этап:
после проведения упражнения общее обсуждение. Участники по кругу делятся своими чувствами и впечатлениями, связанные с выполнением задания. Каждый рассказывает о трудностях, с которыми он столкнулся, играя такую необычную для него роль. Последним берет слово ведущий. Он рассказывает о своих ощущениях, о том, какая категория «детей» мешала ему больше всего, как ему все же удалось выполнить свое задание и у кого из детей оказались самые правильные рисунки и почему.

Вывод: с помощью этого упражнения мы понимает, как сложно приходится гиперактивным детям и начинаем с пониманием к ним относится.

































































Игры направленные на работу с гиперактивным ребенком.



Игры с гиперактивным ребенком нужно использовать в комплексе: игры, на внимание,контроля поведения (самоконтроль) и контроль двигательной активности.



Игры на развитие внимания

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции, снять излишнюю двигательную активность.

  1. Игра “Кричалки—шепталки—молчалки”

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.



  1. Игра «Запрещенное движение».

Взрослый показывает движения, которые ребенок повторяет. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять.



Игры на контроль двигательной активности

Цель: научить детей контролировать свои действия.

  1. Игра «Пожалуйста».

Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.

  1. Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

  1. Передай мяч

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнения, можно попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игры, направленные на самоконтроль и снятия психоэмоционального напряжения.

  1. Игра “Разговор с руками”

Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

  1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

  3. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

  4. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

  5. Удерживаем палочку. Брать палочку за концы и удерживать ее на весу поочередно указательными пальцами обеих рук, средними пальцами и т.д.

  6. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.





  1. "Ловим комаров"

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

Как работать с родителями гиперактивных детей?

  1. Говорите родителям про малейшие успехи ребенка в течение дня.

  2. Не давайте родителям установки на то, что у них такой непоседа, они итак об этом знают, говорите, что вы помогаете ему и что вам нужна их поддержка.

  3. Важно убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть и покажите, что вы принимаете его с его особенностями.

  4. Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями “карточками-переписками”. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме.

  5. Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.

  6. Чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал необходимо подбирать доступный, немногословный. Например, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в группе, он может разместить на стенде отдельные пункты из “Шпаргалки для взрослых”, которые могут быть интересны и полезны для родителей.







Заключение

Рефлексия (устная, по кругу):

-Как вы себя чувствуете?
- Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?
- Будете ли вы применять полученные знания?

Каждому участнику занятия выдаётся памятка, с рекомендациями по работе с гиперактивным ребенком.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!