СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.»

10 класс Тема урока: Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Цели:

Обучающие:

- познакомить с новыми понятиями;

- учить находить синонимы и антонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов;

- познакомить с градацией и антитезой как средством выразительности речи

Развивающие:

-  создать условия для развития умения употребления синонимов и антонимов в речи;

-  развивать познавательные и творческие  способности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного содружества.

- способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Задачи:

- повысить положительную мотивацию обучения;

- повысить уровень знаний  учащихся

- создать условия для обогащения словарного запаса, расширение кругозора.

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Обращение к теме урока.

Постановка цели и задач урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Повторение пройденного материала по теме «Лексика»

- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина.

(Лексика – это словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)

-Дайте определение лексикологии.  (Это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.)

-Как вы понимаете  лексическое значение слова?  (Это  смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.)

-Что такое лексикон? (Это словарный запас человека.)

V. Изучение нового материала с одновременным закреплением.

«Верните слово»: подберите синонимы к словам

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

Понятие контекстуальных синонимов. Существует также особый вид синонимов  - контекстуальные синонимы.

Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определённом контексте, сближаясь по значению в условиях этого контекста.

Задание:

- Найдите контекстуальные синонимы в приведённых отрывках из «Сказки о рыбаке и рыбке» .

- Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?

Вот пошёл он к синему морю,

Видит, - море слегка разыгралось

Вот пошёл он к синему морю,

Помутилося синее море…

Пошёл старик к синему морю,

Не спокойно синее море…

Старичок отправился к морю,

Почернело синее море…

Вот идёт он к синему морю,

Видит, на море чёрная буря…

- Какова роль контекстуальных синонимов в данных отрывках?

(Они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.)

Введение понятия о градации:

Градация –  (лат gradatio – постепенное повышение) - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.

Задание. - Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. 

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Хмыкал швейцар, крякнул толстый повар отеля, усмехался сам хозяин отеля, улыбались официанты в ресторане,  хихикала горничная, смеялся мальчик в лифте, визжали поварята, заливались рассыльные - скоро хохотали все.)

Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.


 К добру и злу постыдно равнодушны…   М. Лермонтов


    И ненавидим мы, и любим мы случайно.
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
                                         М. Лермонтов

    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лёд и пламень… 
                                         А. Пушкин

Контекстуальные антонимы

      В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.

     Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи

     

     Антитеза – противопоставление. 

     Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.

 

Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
                                         В.В.Матвеев


    …вокруг на сотни вёрст
    Трещит мороз в разгаре лета.
    И веет холодом от звёзд.
                                         В.И. Выхристенко

Примеры контекстных антонимов

Я царь, – я раб, – я червь, – я бог!
Г.Р. Державин

Для вас – века, для нас – единый час.
А. Блок

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
М. Цветаева

Упр. 61


 Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?

     Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.

VI. Итог урока

Подведем итоги.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Б.Слуцкий

В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.

Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?

Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.

VII. Рефлексия учебной деятельности

VIII. Домашнее задание: Упр. 60




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!