10 класс Тема урока: Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Цели:
Обучающие:
- познакомить с новыми понятиями;
- учить находить синонимы и антонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов;
- познакомить с градацией и антитезой как средством выразительности речи
Развивающие:
- создать условия для развития умения употребления синонимов и антонимов в речи;
- развивать познавательные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного содружества.
- способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.
Задачи:
- повысить положительную мотивацию обучения;
- повысить уровень знаний учащихся
- создать условия для обогащения словарного запаса, расширение кругозора.
Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. Обращение к теме урока.
Постановка цели и задач урока.
IV. Актуализация опорных знаний.
Повторение пройденного материала по теме «Лексика»
- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина.
(Лексика – это словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)
-Дайте определение лексикологии. (Это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.)
-Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.)
-Что такое лексикон? (Это словарный запас человека.)
V. Изучение нового материала с одновременным закреплением.
«Верните слово»: подберите синонимы к словам
Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).
Понятие контекстуальных синонимов. Существует также особый вид синонимов - контекстуальные синонимы.
Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определённом контексте, сближаясь по значению в условиях этого контекста.
Задание:
- Найдите контекстуальные синонимы в приведённых отрывках из «Сказки о рыбаке и рыбке» .
- Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошёл он к синему морю,
Видит, - море слегка разыгралось…
Вот пошёл он к синему морю,
Помутилося синее море…
Пошёл старик к синему морю,
Не спокойно синее море…
Старичок отправился к морю,
Почернело синее море…
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря…
- Какова роль контекстуальных синонимов в данных отрывках?
(Они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.)
Введение понятия о градации:
Градация – (лат gradatio – постепенное повышение) - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.
Задание. - Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации.
Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.
(Хмыкал швейцар, крякнул толстый повар отеля, усмехался сам хозяин отеля, улыбались официанты в ресторане, хихикала горничная, смеялся мальчик в лифте, визжали поварята, заливались рассыльные - скоро хохотали все.)
Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.
К добру и злу постыдно равнодушны… М. Лермонтов
И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
М. Лермонтов
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
А. Пушкин
Контекстуальные антонимы
В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.
Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи
Антитеза – противопоставление.
Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.
Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
В.В.Матвеев
…вокруг на сотни вёрст
Трещит мороз в разгаре лета.
И веет холодом от звёзд.
В.И. Выхристенко
Примеры контекстных антонимов
Я царь, – я раб, – я червь, – я бог!
Г.Р. Державин
Для вас – века, для нас – единый час.
А. Блок
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
М. Цветаева
Упр. 61
Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?
Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.
VI. Итог урока
Подведем итоги.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Б.Слуцкий
В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.
Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?
Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.
VII. Рефлексия учебной деятельности
VIII. Домашнее задание: Упр. 60