Биология 9 класс
Контрольная работа 1 полугодие
Цель проведения работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии обучающихся 9 класса, изучающих биологию в первом полугодии учебного года
Структура и содержание работы
Номер задания | Тема | Проверяемые элементы |
| Часть 1 | Часть 1 |
1. | Общие признаки организмов | Умение выделять особенности жизнедеятельности организмов |
2. | Царство Животные. Тип Моллюски. Тип Членистоногие | Знание особенностей строения моллюсков и ракообразных |
3. | Тип плоские черви | Знание стадий развития животных |
4. | Царство Животные. Класс Насекомые | Знание значения насекомых в природе и деятельности человека |
5. | Царство Животные. Многообразие рыб | Умение сравнивать различные классы рыб |
6. | Эволюция живых организмов | Знание филогенетических связей в мире животных и растений |
7. | Царство Животные. Многообразие млекопитающих | Умение характеризовать отряды млекопитающих |
8. | Царство Животные. Многообразие и особенности птиц | Умение характеризовать отряды птиц |
9. | Анатомия и физиология человека. Пищеварительная система | Знание этапов пищеварения |
10. | Анатомия и физиология человека. Дыхание | Знание взаимосвязи между органами дыхания и функциями |
11. | Анатомия и физиология человека. Кровеносная система | Знание органов кроветворения |
12. | Анатомия и физиология человека. Опорно-двигательная система. Мышцы | Умение характеризовать механизм регуляции работы мышц |
13. | Анатомия и физиология человека. Опорно-двигательная система. Состав и строение костей | Знание химического состава костей |
14. | Анатомия и физиология человека. Регуляция функций организма | Умение характеризовать механизм выработки рефлексов |
15. | Анатомия и физиология человека. Обмен веществ | Знание функций жиров, белков и углеводов |
16. | Анатомия и физиология человека. Ткани человека | Умение характеризовать основные виды тканей |
17. | Анатомия и физиология человека. Выделительная система | Знание основных функций органов выделения |
18. | Анатомия и физиология человека. Анализаторы | Знание взаимосвязи строения глаза и выполняемой им функции |
19. | Место человека в системе органического мира | Умение сравнивать человека и животных |
20. | Царство Растения. Систематика. Таксоны | Знание систематики растений |
21. | Анатомия и физиология человека. Органы человека | Знание органов человека |
| Часть 2 | Часть 2 |
1. | Экология. Пищевые цепи | Умение определять взаимоотношения между организмами с помощью пищевой цепи |
2. | Анатомия и физиология человека. Органы человека | Умение по описанию и рисунку определять внутренние органы человека |
3. | Царство Растения. Строение растений | Умение по рисунку узнавать органы цветкового растения |
4. | Анатомия и физиология человека. Органы человека | Умение по рисунку определять внутренние органы человека |
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Номер задания |
Базовый | Часть 1 1-21 |
Повышенный | Часть 2 №1,2,3,4 |
Система оценивания (критерии)
За верное выполнение заданий 1-20 части 1 выставляется 1 балл. За задания 1,2,3,4 части 2 выставляется 2 балла, если ответ совпадает с образцом; 0 баллов – неверный ответ.
24-28 баллов – «5»
19-23 баллов – «4»
14-18 баллов – «3»
13 и менее баллов – «2»
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 35 минут. Работа состоит из двух частей. При выполнении заданий внимательно читайте инструкцию к каждому из них. Задания выполняются на отдельном листе. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
При выполнении работы не разрешается пользоваться справочниками и учебниками.
К вопросам части 1 даны несколько вариантов ответов, обозначенные разными буквами. При выполнении этих заданий выпишите в бланк ответа букву, которая, по вашему мнению, обозначает верный ответ.
При выполнении части 2 в бланк ответов нужно вписать непосредственно сам ответ
Если вы захотите изменить данный вами ответ, то зачеркните его и запишите рядом тот, который считаете верным.
Желаем успеха!
Содержание работы
Вариант 1
Часть 1
Инструкция для выполнения заданий.
Прочитайте вопрос. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и запишите ее бланк ответов.
На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc47cfb4224/707773_1.png)
а) развитие;
б) размножение;
в) движение;
г) обмен веществ.
2. Полость тела, мантию и раковину имеют
а) кишечнополостные
б) ракообразные
в) моллюски
г) членистоногие.
3. Основной хозяин печеночного сосальщика:
а) человек
б) малый прудовик
в) рыба
г) крупный рогатый скот.
4. Переносчиком возбудителя сонной болезни является:
а) малярийный комар
б) москит
в) слепень
г) муха цеце
5. Плавательного пузыря нет у
а) акул
б) скатов
в) химер
г) всех перечисленных.
6. Какие позвоночные стали первыми настоящими наземными животными?
а) земноводные
б) пресмыкающиеся
в) птицы
г) млекопитающие
7.Какие млекопитающие относятся к отряду хищных:
а) лисица и крот
б) летучая мышь и куница
в) хорек и бурый медведь
г) рысь и землеройка.
Птицы так же, как и млекопитающие
имеют альвеолярные легкие
имеют четырехкамерное сердце
теплокровны
имеют все перечисленные признаки
9. Расщепление углеводов происходит под воздействием ферментов, которые образуются в клетках эпителия
а) тонкой кишки
б) пищевода
в) слюнных желез
г) желез желудка
10. Воздух обеззараживается и согревается:
а) в носовой полости
б) в носоглотке
в) в гортани
г) в трахее
11. В свертывании крови участвуют:
а) эритроциты
б) лимфоциты
в) лейкоциты
г) тромбоциты
12. Основу мышц конечностей у человека составляет:
а) гладкая мышечная ткань
б) поперечнополосатая мышечная ткань
в) эпителиальная ткань
г) соединительная ткань
13. Прочность костям скелета придают:
а) вода
б) органические вещества
в) вода и минеральные соли
г) минеральные соли
14. Защитный рефлекс дыхательной системы, возникающий при раздражении слизистой оболочки верхних дыхательных путей:
а) чихание;
б) кашель;
в) зевота;
г) смех.
15. Какие вещества при обмене веществ откладываются запас?
а) белки и углеводы
б) жиры и углеводы
в) жиры и белки
г) белки и витамины
16. Кровь относится к ткани:
а) соединительной
б) мышечной
в) эпителиальной
г) нервной
17.Обратному всасыванию не подвергается:
а) глюкоза
б) мочевина
в) витамины
г) аминокислоты.
18. К какой оболочке глаза относится радужка?
а) к сетчатке
б) к белочной
в) к сосудистой
г) к слою пигментных клеток
19. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:
а) наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюсти
б) преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым
в) наличием швов между костями мозгового отдела
г) особенностью строения костной ткани
20. Водоросли в отличии от растений других групп
а) живут только в водоемах
б) аккумулируют солнечную энергию
в) не образуют половых клеток
г) не имеют дифференцированных тканей и органов
21. Наружный слой сердца называется:
а) перикард
б) эпикард
в) эндокард
г) миокард.
Часть 2
Инструкция по выполнению заданий №1-4
Выполните задание. Полученный результат запишите в соответствующую строчку бланка ответов.
1.Определите правильно составленную цепь питания:
а) дождевой червь---землеройка---лиса
б) трава----кузнечик---лягушка---змея
в) заяц ---клевер—мышь ---орел
г) гусеница---синица---сова
2.Какой орган изображён на рисунке?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc47cfb4224/707773_2.png)
3.Назовите часть цветка, обозначенную на рисунке цифрой 5.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc47cfb4224/707773_3.jpeg)
4. Напишите название органа, обозначенный на рисунке цифрой 8.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc47cfb4224/707773_4.png)
Вариант 2.
Часть 1
Инструкция для выполнения заданий.
Прочитайте вопрос. Выберите букву, соответствующую правильному ответу, и запишите ее бланк ответов.
1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого:
А) обмен веществ и энергии;
Б) форма и окраска объекта;
В) разрушение объекта под действием окружающей среды;
Г) рост и развитие во времени.
2. Какой моллюск относятся к классу брюхоногих:
а) беззубка
б) осьминог
в) слизень
г) мидия
3. Взрослый печёночный сосальщик живет в
а) кишечнике человека
б) теле промежуточного хозяина
в) пресных водоемах, под корягами и листьями
г) организме крупного рогатого скота
4. Возбудитель малярии — это:
а) бактерия
б) вирус
в) простейшее
г) насекомое
5. К классу хрящевых рыб относится:
а) стерлядь
б) скат -хвостокол
в) навага
г) латимерия.
6.В процессе эволюции животных кровеносная система впервые появляется у:
а) членистоногих
б) кольчатых червей
в) круглых червей
г) моллюсков
7. Какое животное относится к отряду грызунов:
а) землеройка
б) бобр
в) кролик
г) норка
8. Для чего служит киль у птиц:
а) для рассекания воздуха при полете
б) для прикрепления грудных мышц
в) для сохранения равновесия при полете
г) для снижения сопротивления воздуха
9. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяет:
а) пищевод;
б) слюнные железы;
в) поджелудочная железа;
г) печень;
10. Газообмен с капиллярами крови происходит:
а) в бронхах
б) в альвеолах
в) в бронхиолах
г) в плевральной полости.
11. В переносе CO2 и O2 участвуют клетки:
а) эритроциты
б) лимфоциты
в) лейкоциты
г) тромбоциты
12. Гладкая мускулатура находится:
а) в стенках желудка
б) в мышцах плеча
в) в мышцах сердца
г) в лицевых мышцах
13.Почему в детстве, хотя дети часто падают, редко бывают переломы костей?
а) у детей легкий вес
б) так как 50% химического состава кости приходится на органические вещества;
в) так как в химическом составе костей ребенка больше минеральных солей, и они более прочные;
14. Обучение чтению - это:
а) безусловный рефлекс
б) условный
в) инстинкт
г) навык
15. Какие соединения являются мономерами белка:
а) глюкоза
б) аминокислоты
в) нуклеиновые кислоты
г) глицерин
16. Ткань, для которой характерны функции: защитная, трофическая и опорная:
а) эпителиальная;
б) соединительная;
в) мышечная;
г) нервная.
17. В первичной моче практически нет:
а) аминокислот;
б) солей
в) белков
г) витаминов
18. Свет в глазном яблоке последовательно проходит через следующие его элементы:
а) роговица - хрусталик - зрачок - передняя камера - стекловидное тело - сетчатка;
б) роговица - передняя камера - зрачок - хрусталик - стекловидное тело - сетчатка;
в) роговица - передняя камера - хрусталик - зрачок - стекловидное тело - сетчатка;
г) роговица - зрачок - хрусталик - передняя камера - стекловидное тело - сетчатка.
19. Какие особенности строения скелета отличают человека от других позвоночных:
а) позвоночник образует изгибы
б) мозговой отдел черепа превышает лицевой
в) стопа человека имеет сводчатую форму
г) все перечисленные признаки.
20.В отличие от водорослей мхи:
а) имеют клеточное строение
б) не нуждаются в воде
в) имеют ткани и органы
г) размножаются семенами.
21. Мозжечок регулирует:
А) координацию движений и равновесие .
Б) обмен веществ
В) поддержание постоянной температуры тела
Г) пищеварение
Часть 2.
Инструкция по выполнению заданий №1-4
Выполните задание. Полученный результат запишите в соответствующую строчку бланка ответов.
1.Определите правильно составленную цепь питания:
а) дождевой червь---землеройка---лиса
б) сова----кузнечик---лягушка---змея
в) заяц ---клевер—мышь ---орел![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc47cfb4224/707773_5.jpeg)
г) лист дерева- гусеница---синица---орел
2.Какая функциональная структура изображена
на рисунке под цифрами 1-3
3.Назовите часть цветка, обозначенную на рисунке цифрой 7.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc47cfb4224/707773_6.jpeg)
4. Напишите название органа, обозначенный на рисунке цифрой 2.
Ключ
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
Часть 1 | | |
-
| а | а |
-
| в | в |
-
| г | г |
-
| г | в |
-
| г | б |
-
| б | б |
-
| в | б |
-
| г | в |
-
| в | в |
-
| а | б |
-
| г | а |
-
| б | а |
-
| г | б |
-
| а | б |
-
| б | б |
-
| а | б |
-
| б | б |
-
| в | в |
-
| б | б |
-
| г | г |
-
| б | в |
Часть 2 | | |
-
| Б | Г |
-
| легкие | малый круг кровообращения |
-
| пестик | тычинка |
-
| печень | желудок |