Контрольная работа по теме «Причастие»
( тест в формате ЕГЭ)
7 класс
Инструкция для учеников
ВАРИАНТ 1.
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 2 частей (А,В).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Часть А.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Горные дороги и тропы были занесены глубоким снегом.
Б. Однажды в горах Памира группу конников застал сильный ураган.
В. Как только ураган стих они двинулись в путь.
Г. Конники вынуждены были переждать непогоду.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
А, Б, В,Г 2. А, В,Б, Г 3. А, Г, Б, В 4. Б, А,Г, В.
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.А 2. Б 3. В 4. Г
А3. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
Конники – имя существительное
Занесены – краткое прилагательное
Однажды – наречие
Двинулись – глагол
А4. Укажите верную характеристику предложения А.
Сложносочиненное
Повествовательное, простое, нераспространенное
Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными членами предложения
Сложноподчиненное
А5. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении Б?
Группу конников застал
Застал сильный ураган
Однажды застал
Застал ураган
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть краткие причастия?
А,Г. 2. А 3. В 4. А,Б,Г
А7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
ПремИрованнный
СозданА
НаклОненный
ЗвОнящий
А8. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый
Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый
Брос..вший, называ..мый, увид..нный
А9. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
А10. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся
А11. В каком слове на месте пропуска пишется -н-?
Скоше..ый
Загороже..ый
Написа..а
неосвеще..ая
12. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1)расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3)находилось большое стадо овец(4)улегшихся на отдых.
1,2,4 2. 1,2,3,4 3. 1,4 4. 1,2
А 14. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе
Часть В. Прочитайте текст и выполните задания А15-А16, В1-В4
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.
А 15. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
Измученные, но счастливые пехотинцы шли, как на параде, четко отбивая шаг.
Все предлагали помощь бойцам.
Какая-то женщина была омрачена горем.
Командир полка первым въехал в Орел.
А 16. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм
6 2. 9 3. 10 4. 2
В1. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
В2. При помощи какого способа образовано слово покрытый?
В3. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
В4. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота.
ВАРИАНТ 2
Инструкция для учеников
Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из 2 частей (А,В).
Первая часть А состоит из тестовых заданий.
Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите рядом с номером вопроса.
Задания типа В не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно. Ответ запишите словами или номер предложения.
Часть А.
Прочитаете предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
А. Наиболее совершенными для того времени были микроскопы, сконструированные Антони ван Левенгуком.
Б. Микроскоп – это прибор увеличивающий изображение в несколько сот тысяч раз.
В. В 20 веке изобретен электронный микроскоп, который усиливает изображение в десятки и сотни тысяч раз.
Г. Первые микроскопы начали изготавливать в 17 веке.
А1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
В,Б,Г,А 2. Б, Г,А,В 3. Г, А,В,Б 4. А,Б,Г, В
А2. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А 2. В 3. Б 4.Г
А3. У какого слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?
Сконструированные – прилагательное
Изобретен – краткое причастие
Электронный – прилагательное
Начали - глагол
А4. Укажите верную характеристику предложения А.
Сложное
Простое, нераспространенное
Простое, осложнено причастным оборотом
Простое, осложнено однородными членами
А5. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении В?
Изобретен электронный микроскоп
Изобретен микроскоп
Изобретен
Электронный микроскоп
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть причастный оборот?
А, Б,В,Г 2. А, В 3. А 4. А,Б
А7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
ОблЕгченный
ОтжИвший
ИзмЕненный
ПремИрованнный
А8. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Вид..мый, реша..мый, изуч..нный
Припа..нный, разгорож..нный, слышимый
Подхвач..нный, избира..мый, передава..мый
Управля..мая, слож..ны, завис..мый
А9. В каком варианте ответа пропущена гласная Е?
Испеч..нный, горяч.., стуж..й
Сожж..нный, заключ..нный, свеч..й
Лиш..нный, , стереж..т, освещ..н
Запрещ..н, медвеж..нок, кумач..вый
А10. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Незабыва..мое событие, о приближающ..йся туче, у заросш..го пруда
В разваливш..йся избушке, чарующ..м звучанием, о всеобщ..м призвании
Раста..вший снег, игра..щие дети,пен..щиеся волны
Выгора..мые на солнце, движущ..Йся автомашины, стелющ..мся туманом
А11. В каком варианте ответа во всех словах пишется -нн-?
Пусты..ый, принесе..а, измене..ое
Определе..ы, неотпечата..ые, серебря..ые
Оловя..ый, погруже..ая, варе..ные в котелке
Краше..ая, некипяче..ая, деревя..ый
12. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется слитно?
1. (Не)обыкновенная тишина, (не)опубликованный в газете, задача (не)решена
2. (Не)слыханная тишина, (не)доброжелательный взгляд, (не)годующий возглас
3. (Не)унывающий человек, еще (не)выкрашенного, (не)тронутая природа
4. (Не)изгладимое впечатление, работа (не)закончена, (не)прочитанное письмо
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Ребятишки собрались у речки(1) и с любопытством наблюдали за товарищем(2) нырявшим в воду(3) и вынырнувшим оттуда(4) с каким-то предметом.
1, 2, 3,4 2. 2 3. 2,3 4. 1, 2
А 14. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей.
Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.
По наклонным доскам, спущенным из вагонов, непрерывным потоком катились на землю кирпичи.
В комнате, отведенной для отдыха, пилот освободился от теплой одежды.
Часть В. Прочитайте текст и выполните задания А15-А16, В1-В4
( 1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.(4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долта».(11) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвал источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. (16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17)Из синего дыма вышел лет семнадцати парень, с новой двустволкой. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего.(19) В довершении всего он не знал, что делать с птицей.
(20)- Зачем?
(21)- А, просто так…
(22)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, пистолеты и новые двустволки? (23) Кто должен научить их беречь и любить природу? (В. Песков)
А 15. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
Юноша убил дятла ради развлечения.
Юноша не знал, что делать с птицей.
Юноше необходима была эта птица.
А 16. Какие средства выразительности не используются в тексте?
Вопросительные предложения.
Гипербола.
Эпитет.
Ряды однородных членов.
В 1. Из предложений 7-10 выпишите все причастия.
В 2. Из предложений 11—15 выпишите слово, в котором правописание НН в суффиксе определяется правилом: НН пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида.
В3. Из предложения 11 выпишите причастный оборот.
В4. При помощи какого способа образовано слово заболевшей?