СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа за год по литературе (учебник Б.Ланина)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговая контрольная работа за год для гуманитарного класса, 2 варианта. Задания закрытого типа с кратким ответом и творческие задания.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за год по литературе (учебник Б.Ланина)»

ФИО___________________________________________

Контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Работа составлена по УМК Б.А.Ланина «Литература 6 класс»

Вариант №1

Часть 1 Задания с выбором ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего можно набрать 5 баллов

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос и выберите правильный вариант ответа.

  1. Аллегория – это в литературе

А) скрытое сравнение б) образное определение в) иносказание г) измененный порядок слов

  1. Лирика – это

А) стихотворение б) род литературы в) созвучия г) стихотворный размер

  1. Ямб – это

А) двусложный стихотворный размер, с ударением на втором слоге

Б) образное преувеличение

В) элемент композиции

  1. Под какой буквой приведен пример ямба:

А) Буря мглою небо кроет… б) Мороз и солнце! День чудесный… в) В небе тают облака, и лучистая на зное…

  1. Какое из перечисленных произведений не принадлежит А.С.Пушкину:

А) «Муму» б) «Выстрел» в) «Метель» г) «Зимнее утро»

Часть 2 Задания с кратким ответом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего можно набрать 6 баллов.

  1. Узнайте жанр по его определению: русская народная эпическая песнь, сказание о богатырях – это_____________

  2. Жанр произведения М.Горького «Детство» - _____________________

  3. Алексей Максимович Пешков известен под псевдонимом ______________

  4. Писатель, который был от рождения графом, но отказался от своего богатства______________

  5. Укажите название произведения, из которого дан отрывок: «Большим моим несчастьем было то, что во время всех моих приключений я не поступил на корабль матросом. Правда, мне пришлось бы работать больше, чем я привык, зато в конце концов я научился бы мореходному делу и мог бы со временем сделаться штурманом, а пожалуй, и капитаном».____________________________

  6. На месте пропуска имя героини: «Девочка росла без подруг. Два-три десятка детей ее возраста, живших в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом, основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети в мире, вычеркнули раз и навсегда маленькую ______________ из сферы своего покровительства и внимания».



Часть 3 Всего можно набрать 19 баллов

Творческое задание 1 (2 балла)

Подберите оригинальный эпитет к слову «взгляд»____________________

Творческое задание №2 (3 балла)

Опираясь на толковый словарь и учитывая переносный смысл слов, объясните, как вы понимаете строчки из стихотворения М.И.Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание №3

Прочитайте отрывок из произведения и определите автора (1 балл), название (1 балл); прокомментируйте, к какому историческому времени относятся события этого произведения, обоснуйте свой ответ, выбрав из текста те слова, которые создают исторический колорит. Объясните значение этих слов (5 баллов).

«Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Творческое задание №4

Прочитайте отрывок из произведения и определите, какое место он занимает в сюжете. (2 балла) Как вы думаете, как относится автор к своему герою и какие слова помогают это понять? Дайте развернутый ответ. (5 баллов)

«А между тем в ту самую по Т...у шоссе усердно и безостановочно шагал какой-то великан, с мешком за плечами с длинной палкой в руках. Это был Герасим. Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню, на родину. Утопив бедную Муму, он прибежал в свою каморку, проворно уложил кой-какие пожитки в старую попону, связал ее узлом, взвалил на плечо да и был таков. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях... Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда . Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и, как лев, выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Дополнительное задание

Эссе «Мой любимый литературный герой» (или «Моё любимое литературное произведение») (10 баллов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максимальное количество баллов – 30; «5» - 27-30 баллов; «4» - 20-26 баллов; «3» - 12-19 баллов



Контрольная работа по литературе за курс 6 класса

Вариант №2

Часть 1 Задания с выбором ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего можно набрать 5 баллов

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос и выберите правильный вариант ответа.

  1. Мемуары – это

А) цепь событий б) повествование с неожиданной развязкой в) устное творчество г) воспоминания

  1. Созвучия на концах стихов – это

А) рифма б) завязка в) фабула г) эпитет

  1. Хорей – это

А) стихотворение б) стихотворный размер в) жанр литературы

  1. Под какой буквой приведен пример хорея:

А) Учись у них, у дуба, у березы… б) Капризен март с дождём и снегом, озябших улиц кутерьма… в) Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий…

  1. Какое из перечисленных произведений принадлежит Н.В.Гоголю:

А) «Выстрел» б) «Бородино» в) «Ночь перед Рождеством» г) «Детство»

Часть 2 Задания с кратким ответом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего можно набрать 6 баллов.

  1. Определите жанр: малый эпический жанр, в основе которого один эпизод из жизни героя _____________________

  2. Жанр произведения В.А.Жуковского «Лесной царь» _________________

  3. Писатель, который по профессии был летчиком, - это_________________

  4. Поэт, родившийся в селе Константиново и воспевавший свою деревню________________

  5. Укажите имя героя: «Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя».________________________

  6. Укажите название произведения, из которого дан отрывок: «В комнату вошел человек лет пятидесяти, с бледным, изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Он был такого большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было нагнуть голову, но и согнуться всем телом. На нем было надето что-то изорванное, похожее на кафтан и на подрясник; в руке он держал огромный посох».__________________________________





Часть 3 Всего можно набрать 19 баллов

Творческое задание 1 (2 балла)

Подберите оригинальный эпитет к слову «утро»____________________

Творческое задание №2 (3 балла)

Опираясь на толковый словарь и учитывая переносный смысл слов, объясните, как вы понимаете строчки из стихотворения М.И.Цветаевой:

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню подниматься, падать с неба.

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, залечь

И там, где залегла, там оставаться._

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание №3

Прочитайте отрывок из произведения и определите автора (1 балл), название (1 балл); прокомментируйте, к какому историческому времени относятся события этого произведения, обоснуйте свой ответ, выбрав из текста те слова, которые создают исторический колорит. Объясните значение этих слов (5 баллов).

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава - отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Творческое задание №4

Прочитайте отрывок из произведения и определите, какое место он занимает в сюжете. (2 балла) Как вы думаете, что стремился подчеркнуть автор, описывая оранжерею, и какие слова помогают это понять? Дайте развернутый ответ. (5 баллов)

«Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. Иногда, зимой, стёкла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. Крыша покрывалась наметённым снегом. Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съёживались и увядали».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Дополнительное задание

Эссе «Мой любимый литературный герой» (или «Моё любимое литературное произведение») (10 баллов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Максимальное количество баллов – 30; «5» - 27-30 баллов; «4» - 20-26 баллов; «3» - 12-19 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!