Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 5»
(Филиал № 4)
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
комплексный экзамен
по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП. 02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии.
по специальности 34.02.01. Сестринское дело(очно-заочное отделение),
(базовая подготовка)
I курс 2 семестр
Москва,2017
РАССМОТРЕНЫ на заседании ЦМК ______ Протокол № ___ от __201_г. Председатель цикловой методической комиссии _________/ Е. В. Рамирес-Обрегон Подпись | | Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело (очно-заочное отделение), (базовая подготовка) (код и название профессии / специальности) УТВЕРЖДАЮ |
ОДОБРЕНЫ Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК №5 »Филиал№4 Протокол № ____________ от « _ » ___ 201__г. | | Заместитель директора, заведующий филиалом _____________/ Андреева Л.М. Подпись Ф.И.О. «_____»____________2017 г. |
Составитель: Хачикян А.Б . - преподаватель анатомии и физиологии первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» (Филиал №4)
Рецензенты: Маклаков И.А. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» (Филиал №4)
Рецензия
на материалы для проведения комплексного экзамена
по дисциплине Анатомия и физиология человека с основами патологии
Экзаменационный материал, подготовленный преподавателем Хачикян А.Б. составлен в соответствии с программой по дисциплине ОП. 02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии и дает возможность проверить знания и умения студентов в рамках комплекта контрольно-оценочных средств разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело (очно-заочное отделение), (базовая подготовка)
В пакет материалов входят все необходимые компоненты для подготовки студентов и проведения экзамена:
* Имеется цели и задачи дисциплины и конкретизируются проверяемые аспекты предмета в каждом из экзаменационных вопросов.
* Дается 93 экзаменационных вопроса – это первый , второй и третий вопросы в комплексном билете.
* Даны критерии оценки для групп вопросов по различным разделам и темам.
* Имеются эталоны ответов и перечень тем для подготовки к экзамену.
* Указаны параграфы в учебнике и темы для повторения.
В представленных экзаменационных вопросах проверяются знания по основным вопросам курса и практическое применение их при выполнении заданий.
Данный экзаменационный материал может использоваться для проведения итоговой аттестации по дисциплине ОП. 02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии.
Рецензент: Маклаков И.А. – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» (Филиал №4).
Состав контрольно-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПАСПОРТ
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
I. ПАСПОРТ контрольно-оценочных средств |
1.Общие положения
В результате освоения учебной дисциплины ОП. 02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии, обучающийся должен обладать следующими умениями и знаниями, предусмотренными ФГОС СПО специальность 34.02.01 Сестринское дело (очно-заочное отделение), (базовая подготовка)
Уметь:
У1.применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;
У2.Определять признаки типовых патологических процессов и отдельных
заболеваний в организме человека.
Знать:
З1.строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой .
З2.закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;
З3.Структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
Изучение дисциплины ОП. 02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии способствует формированию у обучающихся необходимых специалисту профессиональных и общих компетенций следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
В данном экзаменационном материале охвачены основные темы курса ОП. 02 Анатомия и физиология человека, ОП.03 Основы патологии., а именно предмет и задачи ОП. 02 Анатомия и физиология человека, на современном этапе развития медицины, данный материал сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, а так же психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека.
Все вышеизложенное дает студенту целостное представление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими ей биологическими и психосоциальными потребностями и мотивациями от, степени, удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия. Весь курс проводится в виде теоретических (лекции, семинары) и практических занятий. Лекции призваны расширить и дополнить материал учебника, интегрировать восприятие различных разделов курса.
ОП.03 Основы патологии: определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека; общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;
структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний;
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является комплексный экзамен, который проводится на 1 курсе, в 2 семестре.
2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1 В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих и профессиональных компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции | Показатели оценки результата | Форма контроля и оценивания | Умения: У1.применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
У2.Определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. Знания: З1.строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. З2.закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека; З3.Структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь. ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | определять и различать виды тканей по таблицам и в атласе; обоснованно определять, называть и показывать на скелете основные части костей, их анатомические образования с функциональной оценкой; демонстрировать на муляжах и планшетах мышцы различных функциональных групп; определять, называть и показывать отделы нервной системы, детали их анатомического строения; демонстрировать в атласе и на муляжах анатомические структуры органов чувств; называть и показывать железы внутренней секреции на муляжах и таблицах; показывать на муляжах и таблицах структуры сердечно – сосудистой системы; исследовать пульс, измерять АД; различать форменные элементы по микропрепаратам; определять, называть и показывать на планшетах органы дыхательной системы и детали их анатомического строения; определять частоту дыхания и жизненную емкость легких; определять, называть и показывать на планшетах органы пищеварительной системы, их топографию и анатомические образования; - демонстрировать проекцию органов пищеварительного тракта на переднюю брюшную стенку на человеке; оценивать состав, свойства и значение пищеварительных соков и ферментов в них содержащихся; обоснованно составлять режим питания, распределять суточный рацион; - определять, называть и показывать на планшетах детали анатомического строения органов мочевой системы и объяснять их функции; Продемонстрировать: - умение давать точные определения, формулировать и объяснять специальные термины; - умение выявлять основные звенья патогенеза патологических процессов и описывать их морфологические особенности; - умение классифицировать патологические процессы по различным признакам; -умение устанавливать связь между этиологией, патогенезом, морфогенезом и проявлениями патологических процессов; - комплексное умение оценивать медицинское значение патологических процессов для жизнедеятельности организма в условиях патологии; - понимание значения знаний по дисциплине для будущей профессиональной деятельности. Знать: основные термины, определяющие положение органов, их частей в теле; анатомическое строение, местоположение, функции различных видов тканей; анатомическое строение скелета, его определение и функции; анатомическое строение мышц, классификация, функциональная характеристика мышц отдельных областей тела человека; значение, принципы строения, функциональная анатомия отделов центральной и вегетативной нервной системы; структура, представляющие отделы сенсорных систем человека; функциональная анатомия органов чувств; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль желез внутренней секреции; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов сердечно – сосудистой системы; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов лимфатической системы; состав и функции крови; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов иммунной системы; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов дыхания; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль и физиология органов пищеварения; обмен веществ: белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, витаминов; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов мочевой системы; анатомическое строение, месторасположение, функциональная роль органов половой системы. знать: - этиологию, механизмы развития и диагностику патологических процессов в органах и системах; - роль структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей; - общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов; - сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях; - патогенетические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики. - понимание значения знаний по дисциплине для будущей профессиональной деятельности. - стадии лихорадки. | Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, ситуационные задачи, составление схем и таблиц, составление словаря терминов. Методы контроля результатов обучения: -систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик; -постоянный анализ знаний студента, выявление ошибок и оценка знаний; -во время занятий применение методов аналогии и сравнения; -на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов; -использование анатомической номенклатуры; -демонстрация на муляжах и таблицах органов и систем органов человека На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины; -для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы; -периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение программированного тестирования на компьютере; -один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации); -постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и таблиц и др); -периодический анализ и оценка составления и решения кроссвордов; -периодический анализ составленных тестов по темам учебной дисциплины. Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, ситуационные задачи, составление схем и таблиц, составление словаря терминов. Методы контроля результатов обучения: систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик; постоянный анализ знаний студента, выявление ошибок и оценка знаний; во время занятий применение методов аналогии и сравнения; на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов; использование анатомической номенклатуры; демонстрация на муляжах и таблицах органов и систем органов человека На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины; для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы; периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение программированного тестирования на компьютере; один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации); постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и таблиц и др); периодический анализ и оценка составления и решения кроссвордов; периодический анализ составленных тестов по темам учебной дисциплины. Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, составление схем и таблиц, составление словаря терминов, оценка докладов, сообщений. Методы контроля результатов обучения: -систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик; -постоянный анализ знаний студента, выявление ошибок и оценка знаний; -во время занятий применение методов аналогии и сравнения; -на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов; -использование медицинской номенклатуры; -демонстрация на муляжах, влажных препаратах и таблицах патологически измененных тканей, органов. На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины; -для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы; -периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение программированного тестирования на компьютере; -один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации); -постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и таблиц и др); -периодический анализ и оценка составления и решения кроссвордов; -периодический анализ составленных тестов по темам учебной дисциплины.
Формы контроля результатов обучения: дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, составление схем и таблиц, составление словаря терминов, оценка докладов, сообщений. Методы контроля результатов обучения: -систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик; -постоянный анализ знаний студента, выявление ошибок и оценка знаний; -во время занятий применение методов аналогии и сравнения; -на протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов; -использование медицинской номенклатуры; -демонстрация на муляжах, влажных препаратах и таблицах патологически измененных тканей, органов. На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины; -для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы; -периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение программированного тестирования на компьютере; -один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации); -постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем и таблиц и др); -периодический анализ и оценка составления и решения кроссвордов; -периодический анализ составленных тестов по темам учебной дисциплины. | | | | II. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ |
II а. Вопросы для подготовки к экзамену по материалам билетов;
Уважаемые студенты! Ознакомьтесь с перечнем вопросов ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:« АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ ПАТОЛОГИИ». Тщательно изучив эти вопросы вы сможете подготовиться к экзамену и успешно его сдать! Желаю удачи .
1.Почки: расположение, оболочки, внешнее и внутреннее строение, функция. Строение нефрона и его функциональное значение.
2.Большой и малый круги кровообращения.
3. Классификация инфекционных болезней.
4. Мышцы плеча: классификация, точки фиксации и функция.
5.Большие полушария головного мозга. Локализация функций в коре головного мозга.
6.Патология мочевыделительной системы. Общие сведения.
7.Грудная клетка, ее строение и значение.
8.Вегетативная нервная система.
9.Заболевания сердечно-сосудистой системы. Общие сведения.
10.Нервная ткань: определение, локализация, классификация, строение и функция.
11.Глотка: расположение, строение стенки, отделы, функция.
12.Заболевания ЖКТ. Общие сведения.
13.Эпителиальная ткань: определение, локализация, классификация, строение и функция.
14.Брюшная аорта: расположение, ее ветви и область кровоснабжения.
15.Патология органов дыхания. Общие сведения.
16.Трахея и бронхи: их расположение, строение стенки, виды бронхов.
17.Селезенка: расположение, строение, функция.
18.Иммунопатология. Общие сведения.
19.Печень: расположение, скелетоскопия, строение, функция. Строение печеночной дольки, сосуды печени.
20.Подкожные вены верхней и нижней конечностей.
21.Метастазирование и рецидивирование опухолей. Формы и виды рака.
22.Соединительная ткань: определение, локализация, классификация, строение и функция.
23.Пищеварение в желудке. Состав желудочного сока, свойства.
24.Классификация опухолей.
25.Плевра: строение, листки, плевральная полость, плевральные синусы, давление в плевральной полости, функция.
26.Стволовая часть головного мозга, общая характеристика.
27.Опухоли. Общие сведения. Причины, их вызывающие. Формы роста. Строение.
28.Толстая кишка: расположение, проекция отделов на переднюю брюшную стенку, строение стенки. Процессы, происходящие в толстом кишечнике. Акт дефекации.
29.Механизм образования условных рефлексов. Понятие о теории функциональной системы.
30.Лихорадка: общие изменения в организме при лихорадке. Значение лихорадки.
31.Кости свободной верхней конечности: классификация, строение. Перечислите и покажите на скелете суставы верхней конечности.
32.Желудок: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, отделы, поверхности, кривизны, строение стенки, функция.
33.Патология терморегуляции.
34.Матка: расположение, отделы, строение стенки, функция.
35.Пульс: определение, характеристика и места пальпации.
36.Специфическое воспаление. Специфическое воспаление при туберкулёзе. Специфическое воспаление при сифилисе.
37.Паховый канал: стенки, отверстия, содержимое, расположение, функциональное значение. Перечислите другие «слабые места» передней брюшной стенки.
38.Полость рта и органы, расположенные в ней.
39.Альтеративное, экссудативное и продуктивное воспаление.
40.Строение сустава. Классификация суставов по форме и функции. Оси движения.
41.Щитовидная железа: расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны, их физиологическое воздействие, понятие о гипер- и гипофункции.
42.Сосудистые и тканевые изменения при воспалениях.
43.Пищеварение в тонкой кишке. Состав кишечного сока и его свойства.
44.Вилочковая железа: расположение, строение, функция.
45.Воспаление. Причины. Общее понятие воспаления.
46.Мужской и женский мочеиспускательные каналы: строение стенки, сфинктеры, отделы мужского мочеиспускательного канала.
47.Клапанный аппарат сердца. Фазы сердечной деятельности.
48.Общая реакция организма на повреждения: стресс, шок, коллапс.
49.Кости свободной нижней конечности: классификация, строение. Перечислите и покажите на скелете суставы нижней конечности.
50.Кровяное давление: виды, факторы, их обуславливающие.
51.Стаз. Тромбоз. Эмболия. Краткая характеристика этих нарушений.
52.Двенадцатиперстная кишка: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, части, строение стенки, функция, отношение к печени и поджелудочной железе.
53.Черепные нервы.
54.Нарушения кровообращения, их виды.
55.Брюшной пресс и его физиологическое значение.
56.Состав крови и ее функция.
57.Реактивность организма. Виды реактивности.
58.Таз как целое: строение и функциональное значение.
59.Желчный пузырь: расположение, строение стенки, функция. Состав, свойства и виды желчи.
60.Организация, инкапсуляция, метаплазия. Их характеристика.
61.Легкие: расположение, строение. Структурно-функциональная единица легкого: составные элементы, строение стенки, функция.
62.Система воротной вены: расположение, основные притоки и области оттока крови.
63. Понятие о портокавальных анастомозах, их функциональное значение.
64.Регенерация, виды регенерации. Значение регенерации.
65.Классификация мышц нижней конечности. Мышцы, воздействующие на коленный сустав: точки фиксации, функция.
66.Грудная аорта: расположение, ее ветви, область кровоснабжения.
67.Гипертрофия и гиперплазия.
68. Лимфатическая система: грудной проток, правый лимфатический проток (расположение, лимфатические стволы и бассейн лимфооттока).
69.Компенсаторно-приспособительные процессы.
70.Гипофиз: расположение, доли, гормоны, их физиологическое действие, понятие о гипер- и гипофункции.
71.Лимфатические узлы: строение, расположение, группы, роль в иммунном процессе.
72.Нарушения минерального обмена (рахит). Расстройство обмена холестерина (развитие атеросклероза).
73.Яичник: расположение, внешнее и внутренне строение, функция.
74.Артерии верхней и нижней конечностей, их расположение и область кровоснабжен6ия.
75.Патология печени и желчевыводящих путей. Гепатиты.
76.Кости мозгового черепа.
77.Проводящая система сердца. Автоматия сердца. Понятие об электрокардиограмме (ЭКГ).
78.Содержание и задачи предмета основы патологии.
79.Поджелудочная железа: расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, части, строение, функция.
80.Система нижней полой вены: расположение, основные притоки и области оттока.
81.Повреждения (альтерации). Общие сведения.
82.Внешние проявления деятельности сердца: сердечный толчок, тоны сердца.
83.Слуховая сенсорная система и ее вспомогательный аппарат.
84.Дистрофии. Механизмы развития дистрофий. Паренхиматозные, мезенхимальные, смешанные дистрофии.
85.Система верхней полой вены: расположение, основные притоки и области оттока крови.
86.Спинной мозг: расположение, строение. Трехнейронная рефлекторная дуга, ее строение и функциональное значение. Понятие о сегментах спинного мозга.
87.Некроз. Общие сведения. Формы некрозов.
88.Сердце: расположение (скелетотопия и синтопия), камеры, строение стенки.
89.Высшая нервная деятельность: определение. Рефлексы: безусловные и условные, принципиальные отличия.
90.Атрофия. Причины и виды атрофий.
91.Показатель внешнего дыхания – легочные объемы. Спирометрия.
92.Зрительная сенсорная система и ее вспомогательный аппарат.
93.Нарушения обмена веществ в тканях. Белковая, жировая и углеводная дистрофии.
Список основной литературы, рекомендуемой для подготовки;
Основные источники:
1. Швырев A.A. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. - 6-е изд., стер./Ростов-н/Д: Феникс. – 2013 г.- 411 с.
2. Самусев Р. П., Липченко В. Я. Атлас анатомии человека – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012 г. -767
Дополнительные источники:
1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. «Анатомия и физиология человека» «ГЭОТАР-Медиа» г. Москва 2010 г.-576 с.
2.Алкомо Эд. «Атлас анатомии человека» 2010 г.- 380 с.
3.Барышников С.Д. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2000г. «Практикум по анатомии и физиологии человека».- 360 с.
4.Сапин М.Р., Никитюк Д.Н. «Анатомия и физиология человека» «Медицина», 2010 г - 300 с.
5.Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ. – М.: ООО ТИД «Альянс», 2010 г.- 428 с.
6.Федюкович Н. И. «Анатомия и физиология человека» / изд. 26-е, стер./Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 г.- 360 с.
Интернет – ресурсы:
1. ru.wikipedia.org: Анатомия человека 2. Anatom.com. 3. anatomus.
II б. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ
ОБРАЗЕЦ:
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД Протокол №______ «____»_________2017г. Председатель _____Рамирес Обрегон Е.В. | ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Филиал № 4 Билет промежуточной аттестации комплексный экзамен (ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП. 03 Основы патологии) 1 вариант специальность 34.02.01 Сестринское дело I курс, 2семестр | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора, заведующий филиалом № 4 ________ Андреева Л.М. «___»________2017г. |
Инструкция для обучающегося:
1.Внимательно прочитайте задания.
2.Подготовьте план ответа.
3.На подготовку отведено 30минут.
Экзаменационный билет № 0
Задание 1.Яичник: расположение, внешнее и внутренне строение, функция.
Задание 2.Артерии верхней и нижней конечностей, их расположение и область кровоснабжения.
Задание 3.Патология печени и желчевыводящих путей. Гепатиты
Инструкция для обучающегося:
1.Внимательно прочитайте задания.
2.Подготовьте план ответа.
3.На подготовку отведено 30минут.
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД Протокол №______ «____»_________2017г. Председатель _____Рамирес Обрегон Е.В. | ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Филиал № 4 Билет промежуточной аттестации комплексный экзамен (ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП. 03 Основы патологии) 2 вариант специальность 34.02.01 Сестринское дело I курс, 2семестр | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора, заведующий филиалом № 4 ________ Андреева Л.М. «___»________2017г. |
Экзаменационный билет № 0
Задание 1. Почки: расположение, оболочки, внешнее и внутреннее строение, функция. Строение нефрона и его функциональное значение.
Задание 2.Большой и малый круги кровообращения.
Задание 3.Классификация инфекционных болезней.
III а. УСЛОВИЯ:
Спецификация:
Экзамен проводится в специально оборудованном и оснащенном всем необходимым кабинете.
При сдаче экзамена в аудитории может находиться не более 5 студентов. На сдачу экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента.
Комплект контрольно-оценочных средств состоит из паспорта КОС, экзаменационных билетов (на 6 превышающих количество обучающихся в группе), эталонов ответов, перечня практических заданий по общей рецептуре, перечня вопросов для подготовки к экзамену, перечня материально-технического оснащения экзамена, списка использованной литературы, 2-х рецензии (внутренней и внешней).
Форма проведения промежуточной аттестации: устный ответ студентов по вопросам экзаменационного билета, с письменным подтверждением теоретических и практических знаний по фармакологии на бланке с печатью учебной части. Каждый билет состоит из 3 вопросов.
Первые и вторые вопросы проверяют знания по анатомии и физиологии человека. Третьи вопросы требуют от студентов знаний по основам патологии.
Пакет документации для проведения промежуточной (семестровой) аттестации содержит титульный лист, паспорт КОС, рецензию внешнего и внутреннего преподавателя, экзаменационные билеты в количестве 31 штука и эталоны ответов к ним, вопросы для подготовки к аттестации по материалам экзаменационных билетов, список литературы для подготовки к аттестации, перечень лекарственных препаратов, встречающихся в экзаменационных билетах. Процедура выставления оценки происходит по 3 этапам, каждый этап заключается в положительном ответе студента на вопросы экзаменационного билета; оценка ставится как средняя арифметическая с учетом всех этапов ответов на экзамене в соответствии с бланком ответника.
При подготовке к ответу во время экзамена студенты не имеют право пользоваться мобильными телефонами и другими интернет-источниками, выходить из аудитории до сдачи экзамена. При подготовке к ответу во время комплексного экзамена обучающиеся имеют право пользоваться наглядными пособиями, материалами справочного характера, нормативными документами и оборудованием, разрешенными к использованию на комплексном экзамене.
ТАБЛИЦА№3.1
Разделы, темы для изучения | Количество вопросов |
Анатомия и физиология человека | 62 |
РАЗДЕЛ 1. Введение | 1 |
Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки Человек – предмет изучения анатомии и физиологии | 1 |
РАЗДЕЛ 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии | 7 |
Тема 2.1. Основы цитологии Клетка | 1 |
Тема 2.2. Основы гистологии Классификация тканей Эпителиальная ткань Соединительная ткань | 3 |
Тема 2.3. Мышечная ткань Нервная ткань | 3 |
РАЗДЕЛ 3. Внутренняя среда организма. Кровь | 4 |
Тема 3.1. Гомеостаз. Кровь. Форменные элементы | 2 |
Тема 3.2.Свертывание крови Группы крови Резус-фактор | 2 |
РАЗДЕЛ 4. Системы органов и регуляция их деятельности | 1 |
Тема 4.1Органы.. Системы органов Нервно-гуморальный механизм регуляции | 1 |
РАЗДЕЛ 5. Морфофункциональная характеристика органов опорно-двигательного аппарата | 8 |
Тема 5.1. Опорно-двигательный аппарат Скелет туловища | 1 |
Тема 5.2. Скелет верхних и нижних конечностей. Таз в целом | 1 |
Тема 5.3. Скелет головы Череп | 1 |
Тема 5.4. Соединение костей Суставы | 1 |
Тема 5.5 Мышечная система Мышцы туловища | 1 |
Тема 5.6. Мышцы конечностей Мышцы головы и шеи | 3 |
РАЗДЕЛ 6. Морфофункциональная характеристика органов нервной системы | 9 |
Тема 6.1. Спинной мозг | 1 |
Тема 6.2. Головной мозг. Ствол мозга | 2 |
Тема 6.3. Большой мозг | 1 |
Тема 6.4. Периферическая нервная система | 3 |
Тема 6.5. Вегетативная нервная система | 2 |
РАЗДЕЛ 7. Морфофункциональная характеристика органов сенсорной системы | 5 |
Тема 7.1. Сенсорные системы | 1 |
Тема 7.2. Анализаторы | 4 |
РАЗДЕЛ 8 Высшая нервная деятельность | 1 |
Тема 8.1. Анатомия, физиология ВНД | 1 |
РАЗДЕЛ 9. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы | 2 |
Тема 9.1 Эндокринные железы Регуляция деятельности эндокринной системы | 2 |
РАЗДЕЛ 10. Морфофункциональная характеристика органов сердечно-сосудистой системы | 9 |
Тема 10.1. Сердечно-сосудистая система Строение сердца | 3 |
Тема 10.2 Физиология сердца | 1 |
Тема 10.3. Артериальная система | 2 |
Тема 10.4. Венозная система | 2 |
Тема 10.5. Основы гемодинамики | - |
Тема 10.6. Лимфатическая система | 1 |
РАЗДЕЛ 11. Морфофункциональная характеристика органов дыхательной системы | 4 |
Тема 11.1 Дыхательная система. Воздухоносные пути | 2 |
Тема 11.2. Легкие Плевра | 1 |
Тема 11.3. Физиология дыхания | 1 |
РАЗДЕЛ 12. Морфофункциональная характеристика органов пищеварительной системы | 5 |
Тема 12.1. Пищеварительная система Органы пищеварительного тракта | 1 |
Тема 12.2. Крупные пищеварительные железы | 1 |
Тема 12.3.Тонкий и толстый. Кишечник. Брюшина | 1 |
Тема 12.4. Физиология пищеварения | 2 |
РАЗДЕЛ 13. Обмен веществ и энергии. Витамины | 1 |
Тема 13.1. Обмен веществ Витамины | 1 |
Тема 13.2.Обмен энергии. Терморегуляция | |
РАЗДЕЛ 14 Процесс выделения. Морфофункциональная характеристика органов мочевой системы | 3 |
Тема 14.1. Процесс выделения. Почки Мочевые пути | 2 |
Тема 14.2. Физиология мочевой системы | 1 |
РАЗДЕЛ 15. Морфофункциональная характеристика органов репродуктивной системы | 1 |
Тема 15.1. Репродуктивная система человека Мужская половая система | 1 |
Тема 15.2. Репродуктивная система человека Женская половая система | 1 |
РАЗДЕЛ 16. Морфофункциональная характеристика органов иммунной системы | 1 |
Тема 16.1. Иммунная система Механизмы защиты | 1 |
Основы патологии. | 31 |
РАЗДЕЛ 1. Основы общей патологии | 21 |
Тема 1.1. Содержание и задачи дисциплины ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ | 2 |
Тема 1.2. Нарушения обмена веществ в, в организме и тканях | 2 |
Тема 1.3. Нарушения водно-минерального, энергетического обмена | 2 |
Тема 1.4. Механизм восстановления функций | 2 |
Тема 1.5. Расстройства кровообращения и лимфообращения | 2 |
Тема 1.6. Воспаление | 2 |
Тема 1.7. Патология терморегуляции | 2 |
Тема 1.8. Общая характеристика опухолей | 2 |
Тема 1.9. Опухоли. | 3 |
Тема 1.10. Общие реакции организма на повреждение | 2 |
РАЗДЕЛ 2. Основы частной патологии | 10 |
Тема 2.1. Патология дыхания. Болезни органов дыхания | 2 |
Тема 2.2. Болезни сердечно-сосудистой системы | 2 |
Тема 2.3. Болезни сердечно-сосудистой системы | 2 |
Тема 2.4. Патология почек и мочеотделения | 2 |
Тема 2.5. Патология органов пищеварительной системы | 2 |
Количество вариантов задания для экзаменующегося Время выполнения задания- не более -30 мин.
Оборудование:
1.Скелет человека и отдельные наборы костей
2.Муляжи:
Сегмент спинного мозга
Торс человека
Сердце
Легкие
Почка
Печень
Головной мозг.
3.Сборник схем «Анатомия и физиология центральной нервной системы».
4.Таблицы:
Строение глазного яблока
Слуховой анализатор
Артерии тела человека
Вены тела человека
Лимфатическая система
Общий план строения дыхательной системы
Общий план строения мочевыделительной системы
Общий план строения пищеварительной системы
Отношение органов к брюшине
Поджелудочная железа
Строение тонкой и толстой кишки
Строение печени, вид сверху и снизу
Современная схема кроветворения
Мышцы головы и шеи
Мышцы туловища
Мышцы верхней конечности
Мышцы нижней конечности
Список основной литературы, рекомендуемой для подготовки;
Основные источники:
1. Швырев A.A. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. - 6-е изд., стер./Ростов-н/Д: Феникс. – 2013 г.- 411 с.
2. Самусев Р. П., Липченко В. Я. Атлас анатомии человека – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012 г. -767 с.
Дополнительные источники:
1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. «Анатомия и физиология человека» «ГЭОТАР-Медиа» г. Москва 2010 г.-576 с.
2.Алкомо Эд. «Атлас анатомии человека» 2010 г.- 380 с.
3.Барышников С.Д. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2000г. «Практикум по анатомии и физиологии человека».- 360 с.
4.Сапин М.Р., Никитюк Д.Н. «Анатомия и физиология человека» «Медицина», 2010 г - 300 с.
5.Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ. – М.: ООО ТИД «Альянс», 2010 г.- 428 с.
6.Федюкович Н. И. «Анатомия и физиология человека» / изд. 26-е, стер./Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 г.- 360 с.
Интернет – ресурсы:
1. ru.wikipedia.org: Анатомия человека
2. Anatom.com.
3. anatomus.
III б. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей студентов, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений. Знания и умения оцениваются по пятибалльной системе. При этом учитывается:
Оценка «отлично»
Материал усвоен, его содержание логично изложено в полном объеме в пределах программы, применяются умения, необходимые для ответа.
Четко и правильно дано определение понятий, точно использованы научные термины.
Для доказательств использованы знания, приобретенные на практике.
Работа сделана самостоятельно.
Возможно 1-2 неточности в вопросах второстепенного порядка, исправленные с незначительной помощью преподавателя.
Такая же оценка ставится за краткий, точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого студента.
Оценка «хорошо»
Раскрыто основное содержание материала, но материал изложен недостаточно последовательно и систематизировано.
Работа сделана самостоятельно.
Допускаются единичные пробелы и ошибки, исправляемые после замечания преподавателя:
в определении понятий
при использовании научных терминов
в выводах и обобщениях (из практики, опытов и т.д.)
в применении теоретических знаний и практических умений
Оценка «удовлетворительно»
Содержание материала изложено фрагментарно, не всегда связано и последовательно.
Имеются частичные ошибки, неточности в изложении выводов и обобщений.
Допускаются ошибки в определении понятий и неточности в использовании терминологии.
Допускаются ошибки при демонстрации умений.
Требуется постоянна помощь преподавателя при ответе.
Не используются в качестве доказательств выводы и обобщения из предыдущего опыта (теории, практики и т.д.)
Оценка «неудовлетворительно»
Основное содержание учебного материала не усвоено и не раскрыто.
Материал излагается беспорядочно, неуверенно, с частыми перерывами.
Имеются существенные ошибки, искажение смысла понятий, терминов, правил, алгоритмов и т.д.
Та же оценка ставится, если студент отказывается отвечать по теме.
Общая оценка за экзамен выводится по частным оценкам за ответы на вопросы билета.
При трех частных оценках выводится «отлично», если в частных оценках не более одной оценки «хорошо», а остальные - «отлично»; «хорошо» или «удовлетворительно», если в частных оценках не более одной оценки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» соответственно.
III в. ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД Протокол №______ «____»_________2017г. Председатель _____Рамирес Обрегон Е.В. | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ комплексного экзамена (ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП. 03 Основы патологии) 1вариант специальность 34.02.01 Сестринское дело I курс, 2 семестр | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора, заведующий филиалом № 4 ________ Андреева Л.М. «___»________2017г. |
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
НА
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.
Москва, 2017
Билет № 0
1.Яичник: расположение, внешнее и внутренне строение, функция.
Яичники-парный орган округлой формы. Расположены яичники в полости малого таза. Состоит из коркового и мозгового вещества. В корковом веществе находятся фолликулы, содержащие яйцеклетки. Функции яичников: созревание яйцеклеток; выработка гормонов (эстрогены, прогестерон) Выход яйцеклетки из яичника называется овуляция. Яичник-парная женская половая железа, расположенная в области малого таза. Функция: внешнесекреторная (образование яйцеклеток) и внутрисекреторная (выработка женских половых гормонов в кровь). Яичник овальной формы, имеет два конца: верхний, трубный и нижний, маточный, соединённый с маткой посредством собственной связки яичника. Два края: один свободный, др. прикреплён к брыжейке, где находится углубление ворота яичника. Две поверхности: медиальная и латеральная. Яичник покрыт однослойным кубическим эпителием, под которым лежит соединительная оболочка. Кнутри от неё – корковое вещество, в котором находятся многочисл. пузырьки, содержащие яйцеклетку - фолликулы: первичные, растущие (созревающие), зрелые (граафовы пузырьки), а т.ж. жёлтые тела и рубцы. Мозговое вещество образовано соединительной тканью, в кот. проходят сосуды и нервы. Овогенез – циклически происходящий процесс созревания фолликула. Зрелый фолликул им. Наружные и внутренние слои. К внутреннему. прилежит яйценосный холмик, в кот. находится. яйцеклетка – овоцит. Внутри зрелого фолликула им. фолликулярная жидкость. По мере созревания фолликулы достигают поверхности яичника. Обычно в течение 28-30 дней развивается один фолликул ( под влиянием ФСГ, и ЛГ). Своими ферментами фолликул разрушает. белочную оболочку, и лопнув, освобождает яйцеклетку – овуляция. На месте лопнувшего фолликула формируется жёлтое тело. Оно продуцирует гормоны – лютеин, прогестерон тормозящие развитие новых фолликулов. На месте лопнувших фолликул остаются следы в виде углублений и складок.
2.Артерии верхней и нижней конечностей, их расположение и область кровоснабжения.
Верхней конечности – подключичная артерия, переходит в подкрыльцовую (подмышечную),кот. кровоснабжает плечевой пояс, плечевой сустав, мышцы груди и спины, затем она переходит в плечевую артерию, кот. кровоснабжает кожу, кости и мышцы плеча, от неё отходят глубокая артерия плеча для трёхглавой мышцы плеча. В локтевой ямке плечевая артерия разделяется на локтевую и лучевую артерию. В области запястья они сливаются, образуя артериальноладонные дуги: поверхностные и глубокие, от кот. отходят артерии: пястья и пальцев. Примечание: Подключичная артерия прижимается к 1 ребру,плечевая к медиальной поверхности плечевой кости, лучевая и локтевая артерии – к соответствующим бороздам нижней трети лучевой и локтевой костей.
Нижней конечности – Наружная повздошная даёт ветви к передней брюшной стенке, проходит под паховой связкой на бедро где назыв. бедренной, кровоснабжает область бедра, здесь от неё отходит глубокая артерия бедра, кот. снабжает заднюю поветхность бедра. В области подколенной ямки бедренная артерия делится на переднюю и заднюю большеберцовую артерию; от задней отходит малоберцовая артерия. Передняя артерия проходит на тыл стопы, а задняя огибает внутреннюю ладышку, переходит на подошву и образует поверхностные и глубокие подошвенные артерии.
Примечание: Бедренная артерия может быть прижата к лобковой кости, подколенная артерия – подколенной поверхности бедренной кости при полусогнутом положении голени, тыльная артерия стопы – к костям тыла стопы, задняя большеберцовая артерия – к медиальной ладышке.
3.Классификация инфекционных болезней.
Инфекционные болезни по распространенности во всем мире занимают третье место после болезней ССС и опухолей. Группа инфекций свойственных только человеку, называются антропонозами.
Инфекции можно разделить на:
1.вирусные, риккетсиозы, бактериальные, грибковые, протозойные, паразитарные. Каждый из представителей этих групп инфекций вызывает достаточно характерные изменения в тканях и органах. Важную роль в развитии инфекции играют изменения реактивности макроорганизма и специфические свойства микроорганизма.
Механизмы передачи инфекции:
1.Фекально-оральный (через рот) характерен для кишечных инфекций.
2.Воздушно-капельный приводит к развитию инфекции дыхательных путей.
3.Через сосущих членистоногих передаются «кровяные инфекции».
4.Инфекции наружных покровов, клетчатки и мышц тела, при котором возбудитель болезни попадает в организм в результате травм.
5.Инфекции, возникающие при смешанных механизмах заражения.
Для инфекционных болезней характерно поражение именно тех тканей, к которым адаптирован тот или иной возбудитель. Это определяет клинико- и морфологические проявления инфекционных болезней, по которым они группируются. Выделяются инфекционные заболевания с преимущественно поражением:
кожных покровов, слизистых оболочек, клетчатки и мышц;
дыхательных путей;
пищеварительного тракта;
нервной системы;
ССС;
Системы крови;
Мочеполовых путей.
Каждая болезнь имеет своего определенного возбудителя. Чтобы попасть в организм, он должен иметь входные ворота.
Цикличность течения инфекционных болезней. Выделяют 3 периода течения инфекционных болезней:
инкубационный или латентный (скрытый), во время которого возбудитель попадает в организм, проходит в нем определенные циклы своего развития, размножается, в результате чего наступает сенсибилизация организма.
Продромальный период связан с нарастающей аллергией и появлением общих реакций организма, проявляющихся в клинике в виде недомогания, слабости, головной боли, отсутствия аппетита, усталости после сна. В этот период определить конкретное заболевание еще нельзя;
Период основных проявлений болезни, который складывается из трех фаз – нарастании симптомов болезни, разгара болезни и исходов заболевания. Риккетсиозы – эпидемический сыпной тиф. Болезни, вызываемые бактериями – брюшной тиф, дизентерия, холера, туберкулез, сепсис. Детские дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция инфекционные болезни Исходы и изменения течения инфекционных болезней. Исходами могут быть выздоравливание, остаточные явления осложнений болезни, хроническое течение заболевания, бациллоносительство, смерть. Наиболее часто встречающиеся и тяжело протекающие инфекционные – грипп, аденовирусная инфекция
Рассмотрено на заседании ЦМК ОПД Протокол №______ «____»_________2017г. Председатель _____Рамирес Обрегон Е.В. | ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ комплексного экзамена (ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП. 03 Основы патологии) 2вариант специальность 34.02.01 Сестринское дело I курс, 2 семестр | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора, заведующий филиалом № 4 ________ Андреева Л.М. «___»________2017г. |
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
НА
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ.
Москва, 2017
Билет № 0
1.Почки: расположение, оболочки, внешнее и внутреннее строение, функция. Строение нефрона и его функциональное значение.
К мочевыделительной системе относятся:
Почки
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Почки-парный паренхиматозный орган бобовидной формы. Расположение-задняя стенка брюшной полости XI-XII грудных и I-III поясничных позвонков Находятся в брюшной полости, забрюшинно в поясничной полости.
Функции почек:
Образование мочи
Регуляция артериального давления
Регуляция кроветворения
Регуляция водно- солевого обмена
Регуляция кислотно – щелочного равновесия
Почка состоит из:
Коркового вещества
Мозгового вещества
Синус (пазуха) почки включает:
Малые почечные чашечки
Большие почечные чашечки
Почечная лоханка
Структурно – функциональной единицей почки является нефрон.
Нефрон включает:
Почечное тельце
Канальцы
Моча образуется в нефронах, поступает в собирательные трубочки, затем -в почечный синус.
Стадии образования мочи:
I.Образование первичной мочи.
Фильтрация. Образуется первичная моча (120- 180 л)
II. Образование вторичной мочи.
Реабсорбция. Обратное всасывание в кровь нужных организму веществ.
Секреция. Выделение веществ из крови в просвет канальцев нефрона.
Образуется вторичная (конечная) моча 1,5 – 2 л за сутки.
Мочеточники
Трубка длиной около 30 см.
Отделы:
Брюшной
Тазовый
Открываются в области дна мочевого пузыря.
Функции:
Проведение мочи
Мочевой пузырь.
Полый мышечный орган, накапливающий мочу.
Имеет:
Верхушку
Тело
Дно
Шейку
Стенка мочевого пузыря состоит из 3х слоев:
Слизистая оболочка
Мышечная оболочка
Адвентициальная оболочка
Находятся в полости малого таза. Под мочевым пузырем у мужчин лежит предстательная железа, сзади - прямая кишка и семенные пузырьки. Сзади мочевого пузыря у женщины находится матка и влагалище.
Мочеиспускательный канал
У женщины мочеиспускательный канал открывается в преддверии влагалища.
У мужчины мочеиспускательный канал открывается на головке полового члена.
Имеет 3 части:
Предстательная
Перепончатая
Губчатая
2.Большой и малый круги кровообращения.
Круг кровообращения – это замкнутая система сосудов, по которым кровь движется от сердца к органам и обратно.
1.Малый круг кровообращения:
Начало: из правого желудочка начинается легочный ствол.
Конец: заканчивается легочными венами(4 шт.) в левом предсердии
Значение: обогащение крови кислородом в легких.
Малый круг кровообращения
Правый желудочек→легочный ствол→легкие→4 легочные вены→левое предсердие
(венозная кровь) (артериальная кровь)
2.Большой круг кровообращения начало:
Из левого желудочка начинается аорта
Конец: заканчивается верхней и нижней полыми венами в правом предсердии.
Большой круг кровообращения:
Левый желудочек →аорта→по всему телу→верхняя полая вена→правое предсердие
(Артериальная кровь) нижняя полая вена (венозная кровь)
Значение: доставка кислорода органам и тканям.
3.Венечный круг.
Включает сосуды самого сердца для кровоснабжения сердечной мышцы.
Начинается выше луковицы аорты левой и правой венечными артериями. Впадают в венечный синус, который впадает в правое предсердие.
Протекая по капиллярам, кровь отдает мышце сердца кислород и питательные вещества, а получает углекислоту и продукты распада, и становится венозной.
3.Патология печени и желчевыводящих путей. Гепатиты.
Функции печени. Печень – полифункциональный орган. Она принимает участие во всех обменах веществ.
Причины нарушения функций печени: белковое голодание, авитаминозы, поражение токсическими веществами, которые называют гепатотропными ядами, хлороформом, четыреххлористым углеродом, ртутью и др., алкоголь, ожоги, тяжелые травмы, вирусы (гепатит), бактерии (сифилис, туберкулез), гельминты (эхинококк), аллергии, действие лекарственных средств. Эти расстройства нередко приводят к печеночной недостаточности.
Болезни печени. Они могут быть приобретенными и наследственными, В тех случаях, когда в основе поражения печени лежат дистрофические и некротические изменения ее паренхимы, говорят о гепатозах. Если преобладают воспалительные процессы паренхимы и стромы, говорят о гепатитах. В результате этого в печени могут развиваться склеротические процессы, в том числе цирроз печени. Гепатозы – бывают острые и хронические. Среди острых - ведущее значение имеет токсическая дистрофия печени, а среди хронических жировой гепатоз. Токсическая дистрофия – прогрессирующий некроз паренхимы. Причины – экзогенные токсические воздействия (отравления грибами, пищей, химическими веществами).
Гепатит характеризуется дистрофическими и некротическими изменениями гепатоцитов и воспалительной инфильтрацией стромы органов. Он м. б. самостоятельным (первичный гепатит) или же развивается как проявление других болезней – вторичный гепатит. Острый гепатит может быть экссудативным и продуктивным.
Хронический – развивается как исход острого. При нем выражена дистрофия, некроз клеток. Если поражения значительны – возникает цирроз.
Вирусный гепатит – инфекционное заболевание, вызываемое вирусом. Впервые дал научное описание болезни крупнейший отечественный терапевт С.П. Боткин, и поэтому она имеет второе название -- болезнь Боткина. Эти заболевание вызывается вирусами типа А. Путь передачи вируса типа А от больного к здоровому - фекально-оральный. Поэтому характерны вспышки.
Гепатит В (сывороточный) – передаётся с кровью (с донором). Вирус размножается в лимфатических узлах.
Алкогольный гепатит – возникает в результате воздействия на печень этанола и ацетальдегида. В печени содержится фермент – алкогольдегидрогеназа, который нейтрализует действие этанола. При длительном употреблении алкоголя фермента оказывается недостаточно, что и приводит к гепатиту.
Алкогольный гепатит бывает острый (увеличенная печень; уплотняется и изменяется ее цвет, развиваются некротические изменения) и хронический (в гепатоцитах содержится алкогольный гиалин, выражена жировая дистрофия).
Цирроз – хроническое заболевание, характеризующееся склерозом и структурной перестройкой ткани печени и изменением, в связи с этим, размеров и формы органа.
Цирроз печени является исходом ряда заболеваний, особенно часто вирусного и алкогольного гепатита, а также сердечной недостаточности, сопровождающейся застоем крови в печени. В основе развития цирроза печени лежат необратимая дистрофия и некроз гепатоцитов. ПЕЧЕНОЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ- это снижение основных функций печени, является исходом се разнообразных заболеваний. Приводит к тяжелым нарушениям всех видов обмена веществ.
БОЛЕЗНИ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ.
В желчном пузыре нередко образуются множественные и разнообразные камни (желчнокаменная болезнь). Попадая в общий желчный проток, камни могут закупоривать его, вызывая развитие подпеченочной желтухи.
Камни иногда являются причиной пролежня стенки желчного пузыря и развития перитонита, а так же рака желчного пузыря.
4