СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль - составная часть учебного процесса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал для учителей 

Просмотр содержимого документа
«Контроль - составная часть учебного процесса»

Тема 1. Контроль как составная часть учебного процесса.

Одной из важнейших частей учебного процесса является контроль за деятельностью обучающихся. Он охватывает все элементы и этапы урока. В ходе контроля осуществляются функции, которые оказывают многостороннее влияние на учеников.

Воспитывающая функция контроля отражается в стимулировании обучающихся к освоению полноценных знаний, умений и навыков, прививает и активизирует чувство ответственности к своим действиям и постоянному труду на уроках и дома.

Обучающая функция проявляется в уточнении знаний, умений и навыков, с учетом обнаружения пробелов и ошибок в ходе установления обратной связи с учениками.

Контроль неразрывен с применением знаний, умений и навыков и сопровождает деятельность обучающихся, осуществляя наблюдение.

Обучение - процесс, протяженный по времени с постоянным овладением темами и разделами, в ходе которого накапливаются знания, умения и навыки. По завершении изучения какой-либо темы или раздела, проводится контроль знаний по всей теме, разделу.

Контроль бывает всеобщим или выборочным.

Всеобщий контроль проходит при условии, что все обучающиеся класса (группы) выполняют итоговую работу.

Выборочный контроль проявляется в различных формах опроса, а именно:

Индивидуальный опрос. Включает устную и письменную часть. Знания, умения и навыки обучающегося определяются в один прием. При устном опросе учитель проверяет степень владения учеником научными знаниями, умение излагать знания в научном стиле и верно употреблять термины. При устном опросе применяются вопросы типа:

Репродуктивные -воспроизведения правил, определений учебника;

Продуктивные - требующие сравнения, обобщения или сопоставления;

При оценивании устного ответа обращают внимание на полноту изложенного материала, приведение достаточного количества примеров и их объяснения, на детали.

Для оценивания недостаточно только устного ответа. Как правило, применяются еще и выполнение письменных заданий. Существуют некоторые способы внедрения письменных заданий в индивидуальный опрос:

 На доске обучающийся записывает продиктованные учителем слова, предложения, словосочетания, параллельно комментируя их;

 Учитель заранее записывает на доске упражнение с пропущенными знаками или буквами, а обучаюшийся получает задание заполнить пропуски, сделать необходимые разборы, составить схемы предложения и т.п.;

 Домашнее задание в виде текста упражнения и его проверка тоже может служить элементом индивидуального опроса;

 Любой из видов диктанта или упражнения, выполненного в классе, может выступать материалом для индивидуального опроса.

К видам индивидуального опроса можно отнести следующие:

Парный индивидуальный опрос. Класс делится на пары. Теоретическое задание на доске или на карточках предлагается всему классу. Один из пары учеников отвечает, другой слушает, дополняет, уточняет и потом отвечает.

Опрос по карточкам. Карточка может содержать теоретические вопросы и практические задания, или что-то одно из этого. Для каждого ученика можно подготовить карточки в зависимости от его уровня, что осуществляет принцип индивидуаьного подхода. Для слабых учеников-подсказку, образец к заданию или алгоритм. Для среднего уровня учеников- без подсказки. Для учеников сильнее-творческое задание. Проверка карточек может осуществляться самим учителем или в качестве самопроверки обучающимися.

Уплотненный опрос. При этом виде опроса можно объединить опрос у доски и работу по карточкам. Кто-то выполняет работу у доски, кто-то по карточкам. Остальные занимаются иной работой: проверка домащнего задания или выполнение классного упражнения. После определенного времени учитель с классом 3 слушают объяснение заданий, выполненных учениками у доски и тех, кто выполнял задание по карточкам.

Групповой опрос. Работа обучающихся в группе. Задания определяются в связи с этим. Работа оценивается, исходя из результата всей группы.

Общеклассный письменный индивидуальный опрос. На уроках вторичного закрепления и обобшения проводится письменная итоговая работа. Это может быть работа по перфокартам, тестам с выбором ответа, работа класса по развитию речи, изложение или сочинение. Фронтальный опрос. В отличии от индивидуального опроса, с учетом ответа обучающегося в один прием и локации устного или письменного ответа в какой-либо части урока, фронтальный опрос обучаюшихся проходит в несколько приемов. Ответы обучающегося рассредоточены по всему периоду урока.

Фронтальный опрос предполагает сжатые аналитические ответы, т.к. задача учителя направлена на решение задач урока. В отличии от индивидуального опроса, при котором один ученик дает ответ полный и развернутый, при фронтальном опросе по данной теме может быть опрошено несколько учеников, каждый из которых дает ответ, объясняет правило и приводит примеры. Учитель планирует кого в течение урока он будет опрашивать и какой материал предлагать при этом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!