СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль за соблюдением дисциплины на уроке

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлены основные причины нарушения дисциплины и пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Контроль за соблюдением дисциплины на уроке»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Детский дом-школа №95» «Дом Детства»









Контроль за соблюдением дисциплины







Выполнил:

учитель математики

Якимова Вероника Александровна











г. Новокузнецк, 2023 год



Контроль за соблюдением дисциплины



(Слайд 2) Дисциплина (от лат. Disciplina) – выдержанность, строгость – это правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка. Строгое и точное выполнение правил, принятым человеком к выполнению.

(Слайд 3) Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; это действие учителя, направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Дисциплина, в сущности, - есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение – есть дисциплина, например, случайное. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, т.е. началом, организующим порядок, заранее установленный. (Слайд 4) Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определенной цели.

(Слайд 5) А, что касается учебной дисциплины?

Учебная дисциплина – это правила поведения школьников в общеобразовательном учреждении, соответствующие уставу школы и внутришкольному распорядку, общеобязательные для исполнения каждым участником образовательного процесса.

Дисциплина на уроке является необходимым условием для хорошего усвоения программного материала всеми учениками. Однако добиться ее бывает трудно не только молодым учителям, но и педагогам с большим стажем. Довольно часто на уроках дети шумят, играют в игры на телефоне, жуют жвачку или отказываются выполнять задания. Чтобы понять, как поддерживать дисциплину на уроке, необходимо выявить причины ее нарушения и на основе выводов искать подходящие методы.


Основные причины нарушения дисциплины

Причин плохого поведения учеников на уроке множество, но основными являются следующие:

  • нарушения нервно-психического развития детей. Таким детям сложно высидеть весь урок, поэтому они пытаются развлечь себя всеми доступными способами – разговаривают с соседом по парте, крутятся, залезают под стол;

  • попустительский стиль воспитания в семье. В результате дети не признают общепринятые нормы поведения, для них не существует запретов. Такие ученики обычно самоуверенны, при этом их самоуверенность часто граничит с хамством;

  • привлечение внимания к себе. Нередко ученики плохо ведут себя только для того, чтобы быть в центре внимания. Такое поведение присуще детям, которые не получают достаточного внимания со стороны родителей, воспитателей;

  • установление власти. Негативное поведение может быть вызвано и желанием установить свою власть над классом и учителем. Эти ученики бросают вызов педагогу, задевают его и не обращают внимания на замечания. Они провоцируют учителя, неуважительно отвечая ему или демонстративно защищая товарищей;

  • месть. Ученики, у которых имеется именно этот мотив, нередко выглядят злыми и недовольными. Они мстят не только за реальные, но и за воображаемые обиды. Иногда эта месть вызвана обидой, нанесенной другими людьми;

  • защита от возможных неудач. Такие дети не шумят и не отвлекают учителя или других учеников. Они просто не выполняют задания учителя, оправдываясь плохим самочувствием, могут просто уйти с урока. Подобное поведение вызвано завышенными требованиями ребенка к себе, его неуверенностью в своих силах;

  • эффект «стадности», которому подвластно большинство учащихся. Чаще это присуще подросткам, которые стремятся стать «своими» в какой-то группе, получить признание одноклассников. Экстравагантные нарушения дисциплины помогают им добиться своей цели;

  • у учителя отсутствует авторитет среди детей;

  • общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину;

  • дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинировано.

Таким образом, нарушение дисциплины на уроке – это не всегда плохое отношение к учителю и желание его задеть.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение порядкам. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего?! Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали – учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работоспособности класса и ученика.

Дисциплина – это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе. Дисциплинированный класс не тот, где все сидят тихо, боясь окрика или наказания шелохнуться; а тот, который работает на уроке. Все работают, ребята слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина учеников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного труда.

Уважаемые коллеги! Организация дисциплины в школе – вопрос наболевший и начинать решать его следует с установления определенных требований для учащихся и педагогов, которые должны соблюдать все без исключения!

При подготовке к педагогическому совету мы провели опрос среди 6-11х классов и преподавателей. В исследовании приняли ? учеников из ?? (… % опрошено) и 18 преподавателей.

Ученикам и учителям предлагалось ответить на три вопроса. В результате анализа анкет учащихся мы получили …

Что же показал опрос преподавателей? …

После анализа анкет учащихся и учителей мы задумались над вопросом «Почему преподаватели нашей школы испытывают проблемы с дисциплиной?» Этому есть несколько причин:

  1. Учителя боятся признаться сами себе в том, что не могут управлять классом.

  2. Использование непедагогических приемов и приемов 50х-60х годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ОГЭ и ЕГЭ.

  3. Недочеты в организации учебной работы в школе. Во-первых, у некоторых учителей наблюдается отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. (Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

  4. В школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приемов, штурмовщина; но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива. Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке – тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает. Но учитель не каждый урок может сделать интересным, да и секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывания ребенка в школе. Есть ли выход???

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и учениками. Главным критерием типа выступает позиция, которую занимает учитель по отношению к классу, организуя и регулируя дисциплинированное поведение учеников на уроке.

  • При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность по управлению их поведением, он «внутри класса».

  • При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением детей, находится в стороне от них. Не ставит перед детьми цели.



Позиция учителя выражается, прежде всего в том, какие методы управления поведением использует учитель.

Я в своей практике использую 3 метода: убеждение, требование, внушение. А также использую смешанный авторитарно-демократический стиль руководства для воспитания дисциплинированности. При этом стиле все подчинено работе, учитель убеждает учащихся в том, что дисциплина – залог успешной учебы. При этом стиле дисциплинированное поведение учеников стабильно. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.

Воспитание сознательной дисциплины, чувства долга

и ответственности.



В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности, школьной дисциплине.

Школьная дисциплина – это соблюдение учащимися правил поведения

в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинение общественному долгу. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы и средством воспитания школьников. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любого другого дела.

Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся; позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила на основные и второстепенные. Когда за нарушение одних ученик несет ответственность, а несоблюдение других – остается незамеченным.

Соответствующую работу следует проводить и воспитателям с учащимися. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общей воспитанности. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе. Даже самый молодой ученик-первоклашка – это уже гражданин, наделенный определенный правами и ОБЯЗАННОСТЯМИ; а не просто ребенок.

Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам: замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации.

А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьному режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогически оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима – его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, которые педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, развитию полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков; принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин.

В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от ответственного за дневник аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его ВНЕШНИЙ ВИД, дежурство по классу, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослым. Систематический контроль над поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников. Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности.

Внешний контроль в определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе с ним действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены в такой степени, что стали внутренними убеждениями человека. И она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает».

Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила:

  • не опаздывать и не пропускать занятия;

  • добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями;

  • добросовестно выполнять домашние задания;

  • бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям;

  • соблюдать порядок и тишину на уроках;

  • не допускать подсказок и списывания;

  • беречь школьное имущество и личные вещи;

  • проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами;

  • принимать участие в общественно-полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях;

  • не допускать грубости и оскорбительных слов;

  • быть требовательным к своему внешнему виду;

  • поддерживать честь своего класса и школы;

  • и т.д.

Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен. Рассмотрим, какие возможности способствуют приучению школьников к дисциплинированному поведению:

  1. Совместная общественно-полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности; дает советы; показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению.

  2. Оформление класса, школы. Внешний порядок дисциплинирует учащихся. Необходимо с первых дней школьного обучения приучать детей к порядку и чистоте в классе, к бережному обращению со школьным имуществом. Большую роль в решении этих задач играют дежурства учащихся как по классу, так и по школе. Дежурные следят за порядком и чистотой; следят также за тем, бережно ли дети обращаются со школьным имуществом, не портят ли парты, стены и школьное оборудование. Так дежурство становится важным средством приучения и соблюдению дисциплины и порядка в школе. Но опять же, дежурный учитель КОНТРОЛИРУЕТ и ПРИУЧАЕТ правильно дежурить, особенно по школе. Вместе с ребятами встречает всех учащихся и педагогов в начале рабочего дня при входе на школьную лестницу. Проверяет наличие дежурных на постах каждую перемену и помогает поддерживать порядок в школе. Дежурный класс вместе со своим классным руководителем следят за тем, чтобы школьники не нарушали правила внутреннего школьного распорядка и поведения.

  3. Школьная форма. Она делает человека подтянутым, сдержанным, способствует формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию, к преодолению имеющихся недостатков. Все это делает воспитание сознательной дисциплины, что является существенной задачей нравственного формирования личности.

  4. Домашнее задание. Задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учителю при выполнении домашнего задания.

Большинству типов поведения дети учатся незаметно, наблюдая за поведением авторитетного человека и перенимая его. Это верно для всего общества в целом. Часто ученики перенимают поведение своего учителя. У вежливых учителей ученики тоже вежливы. Учителя, которые спокойно справляются со сложными ситуациями, скорее всего воспитают учеников, также способных на это.

Есть мнение, что со временем школьники становятся похожими на своих классных руководителей. Учителя, даже не чувствуя этого, становятся примером поведения для своих учеников.

Соответствие между образом поведения, ожидаемым от учащихся, и поведением самих учителей является мощным и важнейшим методом воспитания и обучения, которыми следует пользоваться хорошим учителям.

Когда требования, предъявляемые к школьникам, расходятся с поведением тех, кто с ними работает, то это нередко становится причиной плохого поведения учеников. Таким образом, причиной проблемы в этом случае является сам учитель. Хорошие учителя умеют налаживать дисциплину всего класса.

Основа дисциплины урока – его высокий дидактический и методический уровень!!!

Помните, что умение поддерживать дисциплину на уроке, является одним из основных навыков педагога. И не теряйте чувства юмора, ведь в некоторых ситуациях достаточно доброй шутки, чтобы конфликт был исчерпан.

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!