СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная по русскому

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная по русскому»

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 4 класс







(Программа школа 21века)







Административный входной контрольный диктант №1



Родник



Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.



Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.



Я напился и накрыл родничок веткой смородины.



(По В. Баталову) (65 слов)



Слова для справок: возвращался, несколько.







Орфографическое задание



Вариант 1



1. Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).



по деревн..., от акварел..., о дом..., на местност..., из травк...



2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши к ним проверочные слова.



Вариант 2



1. Допиши окончания имен существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).



на поверхност…, для морков…, к бабушк…, из-за смелост…, о лес…



2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши проверочные слова.



Ответы: Вариант 1



По деревне (1 скл. Д.п.), от акварели ( 3 скл., Р.П.), о доме ( 2 скл., П.п.), на местности ( 3 скл., П.п.), из травки ( 1 скл., Р.п.).



Солнце – солнечный, + еще любые слова на ту же орфограмму.



Вариант 2



1. Все варианты: низкий – низок, куст – кустик, ветку – веточка, веткой – веточка, ягод – ягоды, + еще 2 слова с указанной орфограммой.



2. На поверхности (3 скл., П.п.), для моркови ( 3 скл., Р. п.), к бабушке (1 скл., Д.п.) из-за смелости ( 3 скл., Р.п.) , о лесе (2 скл., П.п.).







Текущий диктант №2 по теме: «Повторение изученных орфограмм».



Ночная радуга



Однажды я ночью увидел радугу!



В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.



Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.



Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.



(По В. Баталову)



(70 слов)



Грамматическое задание



Вариант 1



1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму (определите склонение).



2. Спишите предложения и поставьте запятые, которые нужно в нем поставить.



1. Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.



2. Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.



3. На кустах на травах на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.



Вариант 2



1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму.



2. Спишите предложения и поставьте запятые, которые нужно в нем поставить.



1. Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.



2. Искры костра взвивались падали шипели.



3. Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.



Ответы: Вариант 1



1. Ночь (3-е скл.), шалаш (2 скл.), туч (1 скл., Р.п.)



2



1. Свежий ветер пахнет полынью, васильками, мятой.



2. Дремучими лесами покрыты Урал, Приуралье и Сибирь.



3. На кустах, на травах, на былинках, на соломинках блестят нити осенней паутины.



Вариант 2



1. Ночью + два слова этой же орфограммы.



2.



1. Заяц выбрал местечко посуше, раскопал снег, лег в новую нору, уложил на спине уши и заснул.



2. Искры костра взвивались, падали, шипели.



3. Солнце выглянуло из-за туч, поиграло лучами, но скоро опять исчезло.











Списывание с заданием №3 по теме «Повторение изученных орфограмм»







1 ВАРИАНТ



1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.



Берёзовые люстры.



Осе__им утром шёл я по л_сной тр_пинке. Под н_гами хрустела тр_ва, шуршали сухие лист_я. Взошло со_нце. Берё_ка, вся усыпанная капельками в_ды, загорелась и з_сверкала. Она перел_валась всеми цв_тами радуги, как чудес_ная хрустальная ваза.



Я осторожно встряхнул дер_вце. Послышался лё_кий звон. Утре__ий м_розец превратил капли в_ды в прозрачные л_дяные хрусталики.



Вокруг искрились и переливались звонкие б_рёзовые люстры.



2. Спиши слова, вставь где необходимо Ь:



грабёж__



королевич__



ноч__



колюч__



туч__



Подчеркни в тексте 3 прилагательных с орфограммами в окончаниях.



2 ВАРИАНТ



1. Найди 4 орфографические ошибки. Спиши текст правильно.



Ожидание.



Таяли снега в поле. Зимние облака в неби падали на землю мокрым снегом и дождём. Теплее становился воздух. Все знали, что весенние веселье шутливо



спряталось в полях и скоро хлынет на город.

И вот уже каждый новый день ярче и милей. Воздух пахнет молодыми травыми, свежей зеленью берез, зовёт в поле слушать жаворонка, лежать на теплай земле.



2. Вставить О, Е, Ё



ч__рный, уч__ба, ш__ссе, виш__нка, нож__вка, чертеж__м



Подчеркни в тексте 3 сущ. с орфограммами в окончаниях







Изложение № 4 «Домашние кошки»



Учебник стр. 59-60



Итоговая контрольная работа №5 по теме: «Грамматические признаки существительных, прилагательных, местоимений; разбор по членам предложения, синтаксический анализ предложения».







1 ВАРИАНТ



1. Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.



Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.



2. Подчеркни словосочетания, в которых есть имена существительные 2-го склонения в форме единственного числа предложного падежа.



растёт на грядке, купается в озере, подарок для брата, идти за ягодами, вспоминает о городе, гуляет по лесу, узор на ковре



3. Прочитай текст. Подчеркни местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.



Листья и корни



Листья говорили:



- Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда.



А корни сказали листьям:



- Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.



4. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи, какой частью речи является каждое слово в предложении.

В ночном небе загорелись яркие звёзды.



5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.



Мы купили в магазине печенье и фрукты.



(Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа купили печенье и фрукты, распространённое, есть однородные члены.)



6. (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. Подчеркни подлежащие.



Мы с нетерпением ждём гостей.



Подружки набрали целые корзины ягод.



В саду распустились поздние астры.



Они часто гуляют около реки.







2 ВАРИАНТ



1. Прочитай словосочетания. Напиши, какие общие признаки есть у всех прилагательных в словосочетаниях.



ранней весной, тёплой осенью, холодной водой, маленькой туфелькой



2. Выпиши все существительные. Определи их число, род, склонение и падеж



Летним днём в самой глуши леса у лосихи родился лосёнок.



3. Прочитай текст. Найди и подчеркни все местоимения 1-го лица множественного числа.



Листья и корни.



Листья говорили:



- Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда.



А корни сказали листьям:



- Осенью вы засохнете. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.



4. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи, какой частью речи является каждое слово в предложении.

Моя сестра шьёт и вяжет.



5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.



Мы украсили ёлку разноцветными шарами, серебряным дождём и душистыми мандаринами.



(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа мы украсили, нераспространённое, нет однородные члены.)



6. (дополнительное). Запиши предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.



Мы готовимся к приёму гостей. Подружки набрали целую корзину ягод. Она с нетерпением ждала своего дня рождения. В саду распустились поздние астры. Они часто гуляют около реки.







Диктант №6 по темам: «Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ь; не с глаголами; знаки препинания при однородных членах»







1. Запись текста под диктовку учителя.



Однажды ночью я увидел радугу!



В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.



Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.



Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.



Слово для справок: молочно-белая.



2. Орфографическое задание.



1 ВАРИАНТ



1. Выпишите из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Подчеркните орфограмму.



2. Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:



а) Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.



б) Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.



в) На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.



2 ВАРИАНТ



1. Выпишите из диктанта слово с орфограммой «Разделительный ъ» и напишите еще два слова на эту орфограмму. Подчеркните орфограмму.



2. Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:



а) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.



б) Искры костра взвивались падали шипели.



в) Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.







Текущая контрольная работа№7 по теме: «Глагол как часть речи».







1 ВАРИАНТ



1. Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы.



чернеть - … находить - …



2. Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.



На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.



Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счетом 3:0.



Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.



3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.



Игра, соль, мечта Образец: обед – обедать.



4. Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы –ть, -ти, -чь.



Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.



5. Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном числе.



Самолет летит. Деревья растут. Корабль плывет. Пчелы жужжат. Птицы поют. Комар пищит.



6. (дополнительное) Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.



Друзья отправились в путь. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем. Сестра печет вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.



2 ВАРИАНТ



1. Подбери к глаголам антонимы:



радовать - … проснуться - …



2. Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.



На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.



Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счетом 3:0.



Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.



3. К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.



Встреча, победа, светлый. Образец: обед – обедать



4. Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.



Прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь.



6. (дополнительное) Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания.



Друзья идут в поход. Я рисую пейзаж. Водитель объявил остановку. Идешь по лесу и радуешься весне. После уроков мы обедаем, гуляем, играем.



Сестра печет вкусный пирог. Приходите в воскресенье в гости.







Текущий диктант №8 по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах;



тся и ться в глаголах».



Ночью в лесу



Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.



Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зеленые огоньки светляков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.



Скоро проснутся птицы. Вот первый луч солнца робко крадётся из-за туч.



(По И.Соколову-Микитову)



(73 слова)



Грамматическое задание



Вариант 1



1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.



Береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, гараж…, вещ…, стоиш…, мелоч….



2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.



3. Сделай буквенную запись слов.



Любит купа[ца], учится кувырка[ца], низко нагибае[ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].



Вариант 2



1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.



Стереч…, богач…, поджеч…, бежиш…, багаж…, мыш…, строиш…, молодеж….



2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имен существительных ». Определи склонение и падеж этих слов.



3. Сделай буквенную запись слов.



Любит щипа[ца], учится верте[ца], хорошо труди[ца], редко балуе[ца], может случи[ца].



Ответы



Вариант 1



1. Беречь, скрипач, зажечь, сидишь, гараж, вещь, стоишь, мелочь.



2.На поляне (1-е скл., П.п.,) , в чаще ( 1-е скл., П.п.) , на ветке ( 1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).



3. Любит купаться, учится кувыркаться, низко нагибается, редко улыбается, хочет познакомиться.



Вариант 2



1. Стеречь, богач, поджечь, бежишь, багаж, мышь, строишь, молодежь.



2.На поляне (1-е скл., П.п.,) , в чаще ( 1-е скл., П.п.) , на ветке ( 1-е скл., П.п.), на тропинке (1-е скл., П.п.).



3. Любит щипаться, учится вертеться, хорошо трудится, редко балуется, может случиться .







Списывание текста №9 по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах, безударные личные окончания глаголов»







1 ВАРИАНТ



Задание. Спиши текст. Подчеркни слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».



Медвежья семья.



Медведица с медвежонком вышли на лесную поляну. Испугалась медведей быстрая куница. А малыш не боится. Ему всё интересно: и гриб лапой потрогать, и старый пень обнюхать, и на мягкую травку прилечь.



Мама не даст медвежонка в обиду. Она внимательно оглядывается по сторонам, замечает любую опасность.



Трудно увидеть медведей. Хорошо слышит чуткая медведица. Не заметишь, как скроются в лесу осторожные звери. Да лучше им на пути и не попадаться. (По Ю. Фролову) (70 слов)



2 ВАРИАНТ



Задание. Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок и одну пунктуационную. Спиши текст правильно.



Зима.



Укрываюца от стужи и метели птицы в густом ельнике. Спят под снегом, и медведи, и бурундуки, и ёж, и барсук. Невсретишь бабочек и муравьёв. В норке между корнями спит ящерица. Вымерло всё кругом.



Но лес только кажеться мёртвым и пустым. Вот лисица оставила ровную строчку следов. Тут проскакал зайчишка.



Идёшь и читаешь свежую лесную «газету». Каждый след своими буквами записан. Хочеш узнать лесные новости, надо учится понимать особую азбуку.(По Ю. Фролову)(71 слово)







Изложение №10







Перед соловушкой стыдно.



Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.



Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелилась, слушали прекрасную песню.



Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.



Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.



- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида.



(82 слова)



(По В. Сухомлинскому)







Вопросы и задания к тексту:



Что девочки делали в лесу?



Что заставило их заслушаться?



Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда.



Кто из девочек вам больше понравился? Почему?



К словам аккуратная, культурная, воспитанная, честная, бережёт природу, подберите слова с противоположным значением.



Какие из них нужно употреблять, характеризуя Лизу? Олю?



В чём проявилась нечестность, двуличие Оли?







Примерный план.



Во время обеда.



После соловьиной песни.



Стыдно.











Диктант №11 по теме: «Орфограммы, изученные в 1 полугодии».







Ёжик



По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.



Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.



(По И. Соколову-Микитову)(75 слов)



Слова для справок: добыча, логово, никто.



Орфографическое задание



Вариант 1



1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.



тян...м, корм...м, вар...м, зна...м, пиш...м, смотр...м, ход...м, стира...м



1 спряжение 2 спряжение



… …



2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».



3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.



варить, вертеть, начинать, читать





ешь





Образец: желать - жела







Вариант 2



1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.



чита...м, убира...м, пар...м, крас...м, украша...м, побед…м, глад...м, меня...м



1 спряжение 2 спряжение



… …



2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».



3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания.



жарить, смотреть, пускать, писать





ешь





Образец: желать - жела







Ответы:



Вариант 1



1. 1 спряжение 2 спряжение



тянем кормим



знаем варим



пишем смотрим



стираем ходим



2. Торопится, спрячется, сниться.



3. Варить – варишь, вертеть – варишь, начинать – начинаешь, читать – читаешь.



Вариант 2



1. 1 спряжение 2 спряжение



читаем парим



убираем красим



украшаем победим



меняем гладим



2. Торопится, спрячется, сниться.



Жарить – жаришь, смотреть – смотришь, пускать – пускаешь, писать - пишешь



Контрольный словарный диктант №2.



Бутерброд, изображение, изложение, богатство, директор, диалог, капитан, конверт, матч, оборона, похожий, портрет, пейзаж, комета, корабль, коридор.







Комплексная контрольная работа №12 за первое полугодие



1 ВАРИАНТ



1. Выпиши из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.



Быстрой тенью мелькала по стволам белка.



2. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме множественного числа родительного падежа.



Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не коснулись вершин тёмных елей.



3*. Отметь «х» словосочетания, в которых местоимения употреблены вместо прилагательных.



1. кататься с ними



2. мой брат



3. свой учебник



4. подарить тебе



5. наш праздник



4. В каждой группе слов подчеркни глаголы.



1. белый, белеть, побелка, побелеть, белизна, побелить



2. ходьба, переходить, похожий, проходить, проход, заходить



3. свет, светить, светлый, осветить, подсвечник, посветить



5. К данным словам подбери однокоренные глаголы в неопределённой форме.



победа- __________ мечта- ___________ встреча- _________ жёлтый- _________



6. Определи спряжение глаголов.



моют - _________ идёт - ______ чертит - ________ летим - ______ спят - __________



7*. Запиши начальную форму данных глаголов.



1.повторяю,повторяешь,повторяем,повторяют-_____________ 2.решаем,решаешь,решаете,решают - ____________________



Слова для справок: повторять, повторить, решить, решать.



8. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. Уhello_html_m5b9cd8a2.gifченики долго репетировали и хорошо подготовились у концерту. (Побудительное, восклицательное, грамматическая основа ученики репетировали, распространённое, однородных членов нет).



9. Отметь «х» слова, на конце которых нужно писать ь.



1. съеш…



2. зажеч…



3. карандаш…



4. лож…



5. ключ…



10. Прочитай предложения, расставь пропущенные запятые.



Старое дерево скрипит но не ломается. Печаль человека не украсит а состарит. Правда в огне не горит в воде не тонет.



11. Отметь «х» раздельные написания.



1. (за)кладка



2. (за)поворотом



3. (не)находить



4. (за)летать



5. (не)навидеть



12. Впиши недостающие окончания.



на лошадк… - на лошад…



в кроват… - в кроватк…



о морковк… - о морков…



13. Отметь «х» глаголы, в которых пропущена буква е.



1. готов…м



2. жела…м



3. дыш…м



4. рису…м



5. □чита…м



14*. Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.



надрезать, прут, от боли, страна, гриб, подумать, румяное (яблоко), подкупить, пишет







Орфограммы

В приставке



В корне



В окончании



_____________________



_____________________



_____________________



_____________________



_____________________



_____________________



_____________________



_____________________



_____________________



15. Прочитай текст. Отметь «х» предложение в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.



Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто-то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете – стрекоза. За два часа она может съесть сорок мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Поэтому проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться. Теперь можно представить, сколько вредных насекомых уничтожается стрекозой.



1. У животных разный аппетит.



2. Стрекоза – самое прожорливое животное в природе.



3. Стрекозе трудно прокормиться.



16. Заполни пропуски, выбрав подходящее слово в скобках.



Бабушка приготовила _________(сытый, сытный) обед.



Рыжий _________(соседский, соседний) кот любит лакомиться сметаной.



Кремль был обнесён высокими _________(ка



менными, каменистыми) стенами.



2 ВАРИАНТ



1. Выпиши из предложения все существительные. Обозначь окончания. Укажи число, род, склонение, падеж выписанных слов.



В деревне в палисадниках пышно цвела сирень.



2*. Найди в тексте и выпиши имя прилагательное в форме единственного числа мужского рода родительного падежа.



Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не коснулись вершин тёмных елей.



3*. Отметь «х» словосочетания, в которых местоимения употреблены вместо прилагательных.



1. прочитать им



2. твой велосипед



3. думать о нём



4. пригласить вас



5. мои вопросы



4. Прочитай слова. В каждой группе подчеркни глаголы.



1. грозить, гроза, грозный, погрозить, угрожать, угроза



2. рассказ, рассказать, рассказчик, рассказывать, пересказ, пересказать



3. подарок, дарить, подарочный, раздарить, дар, подарить



5. К данным словам подбери однокоренные глаголы в неопределённой форме.



сторож - ________ игра - ________ светлый - _______ ужин - ___________



6.Укажи спряжение глаголов.



мечтаем - _________ даришь - ______ печёт - ________ думают - ______



сидите - __________



7*. Запиши начальную форму данных глаголов.



1. изучаю, изучаешь, изучаете, изучает - ___________________



2.наступает, наступаем, наступаете, наступают - ___________________________



Слова для справок: наступить, наступать, изучить, изучать.



8. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их. Мhello_html_m30456c32.gifы целый день бродили по лесу и собирали очень много грибов. (Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа мы бродили, распространённое, однородных членов нет).



9. Отметь «х» слова, на конце которых нужно писать ь.



1. кирпич…



2. стереч…



3. прочитаеш…



4. плащ…



5. рож…



10. Прочитай предложения, расставь пропущенные запятые.



Месяц светит но не греет. Терпенье и труд всё перетрут. Взойдёт солнце росу высушит. Декабрь год кончает а зиму начинает.



11. Отметь «х» раздельные написания.



1. (на)окне



2. (не)придумал



3. (на)грузка



4. (не)годовать



5. (на)рисовать



12. Вставь недостающие окончания.



на ладон… - на ладошк…



по площад… - по площадк…



в тетрад… - в тетрадк…



13. Отметь «х» все глаголы, в которых пропущена буква и.



1. держ…м



2. уч…м



3. лета…м



4. люб…м



5. скач…м



14*. Запиши слова в таблицу в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.



поделка, грязь, в песне, записка, подплыть, зима, дальняя (дорога) страна, варит



Орфограммы

В приставке



В корне



В окончании



_____________________



_____________________



_____________________







_____________________



_____________________



_____________________







_____________________



_____________________



_____________________











15. Прочитай текст. Отметь «х» номер предложения, в котором правильно высказана основная мысль текста. Придумай и запиши заголовок.



В доме у меня было много мышей. Тогда я принёс из леса ёжика. Пусть он живёт у меня и ловит мышей. Положил я этот колючий комок на пол. Скоро ёжик развернулся и огляделся. Он завертелся возле газеты, ухитрился надеть её на колючки и потащил в угол. Из неё он сделал себе гнездо. Он кончил дело и вышел из своего жилища. А я лёг и задул свечу. Вдруг опять шум. Бежит ёжик по комнате и несёт на колючках яблоко. Прибежал в гнездо, сбросил его там и за другим бежит в уголок. Там в углу завалился мешок с яблоками. Вот ёжик подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит. Несёт колючая голова уже другое яблоко в гнездо. Вот такой замечательный ёжик у меня живёт.



1. В доме завелись мыши.



2. Ёжик – сообразительный и запасливый зверёк.



3. Ёжик нашёл в доме мешок яблок.



16. Заполни пропуски, выбрав подходящие слово в скобках.



Медленно тянулись осенние __________(дождливые, дождевые) дни. Сестра научилась готовить вкусные ________ (рыбьи, рыбные) котлеты.



Цыплята были похожи на жёлтые ___________(пушные, пушистые) комочки.







Изложение №13



Северный олень



По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное - северный олень; крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут - он сам себе еду добывает.



Олений корм - кустистый ягель. Это низенькое растение светло-серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.



Зимой серебряное пастбище занесет глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.



К долгожданному приходу весны у него полностью стерты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет. (91) (По И. Надеждиной.)







Вопросы и задания к тексту.



Почему автор называет северного оленя удивительным животным?



Чем питается северный олень?



Опишите ягель.



Какие трудности испытывает олень зимой?







Примерный план



1. Удивительное животное.



2. Ягель.



3. Ягель под снегом.



4. Стертые копыта.











Текущая контрольная работа№14 по теме: «Время глагола»







1 ВАРИАНТ



1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени



Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем

2. Выпиши глаголы в форме прошедшего времени. Определи их род и число



К нам пришла весна. Засияло небо. Зазвенели ручейки. Загудели шмели. Выросла трава. Поют птицы.



3. Распредели глаголы в три столбика по временам



Танцевала, рисуем, держали, буду играть, выльем, мяукает

4. Проверь, верно ли указано время глаголов. Письменно исправь ошибки



Плывёт (прош. вр.), построили (прош. вр.), смотрят (наст. вр.), будут петь (наст. вр.), мечтаю (буд. вр.), увижу (буд. вр.), потеряли (наст. вр.).



5. Спиши текст. Укажи время глаголов



По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. От лёгкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Всё лето будут цвести эти милые цветы.



2 ВАРИАНТ



1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания глаголов. В скобках запиши вид и лицо глаголов.



Поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем.



2.Закончи предложения глаголами в форме прошедшего времени. В скобках запиши число и род глаголов.



Девочка игра… Яблоня рос… Небо сия… Молния сверка… Облако плы… Шары лета… Ручей жур….



3. Выпиши только те глаголы, которые не имеют формы настоящего времени . Определи их вид.



Скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить.



4. Выбери из скобок глаголы в нужной форме и запиши предложение.



Папа недавно (подарит, подарил) Серёже аквариум с рыбками. Мишка всё воскресенье (выучит, учил) стихотворение. Возле самого дома (росли, вырастут) старые липы. Завтра вечером мы (ходим, пойдём) в цирк.



5. Глаголы объединены в группы по временам. Спиши группы слов, исключив «лишнее» слово.



1. работает, закроет, пишут, копают



2. мыли, сажала, узнает, дрожал



3. узнаем, буду спать, построю, унесли



6. (Дополнительное) Запиши второе предложение текста, поставив глаголы в форме настоящего времени, отметь личные окончания.



По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. От лёгкого ветерка нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей. Всё лето будут цвести эти милые цветы.







Контрольный диктант№15 по теме: «Правописание окончаний и суффиксов глаголов».







Рассвет в лесу



Кончилась летняя тёплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.



Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.



Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.



(75 слов)



Грамматическое задание:



Вариант 1



Запиши слова в два столбика:



слова, в которых нужно писать Ь на конце;



слова, в которых ь писать не нужно.



Испеч…, чертеж…, плющ…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч….



Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.



Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.



Красс…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м.



Вариант 2



Запиши слова в два столбика:



слова, в которых нужно писать Ь на конце;



слова, в которых ь писать не нужно.



Зажеч…, богач…, стриж…, не хныч…, торопиш…, экипаж…, мощ…, клич….



Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.



Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.



Сид…м, смотр…м, рису…м, помога…м, бега…м, обеда…м, наход…м, покрас…м.



Ответы: Вариант 1



1. Слова с Ь Слова без Ь



испечь чертёж



не плачь плющ



придумаешь много задач



глушь мяч



2. Все варианты: кончилась, наступило, проснулись, закуковала, выглянуло, покатилось, бегала, ловила.



3. 1-е спр. 2-е спр.



слушаем красим



приглашаем пилим



болеем не обидим



гуляем просим



Вариант 2



1. Слова с Ь Слова без Ь



зажечь богач



не хнычь стриж



торопишь экипаж



мощь клич



2. Все варианты: кончилась, наступило, проснулись, закуковала, выглянуло, покатилось, бегала, ловила.



3. 1-е спр. 2-е спр.



рисуем сидим



помогаем смотрим



бегаем находим



обедаем покрасим











Списывание №16 по теме: «Гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих»



1 ВАРИАНТ



Спиши текст. Найди пять слов с орфограммой «Мягкий знак в глаголах после шипящих». Подчеркни орфограммы.



Ловля пескарей.



Вспоминается мне моё детство. Любил я возиться летом у реки. То купаешься, то катаешься на лодке. Но особенно любил я ловить пескарей. Стоишь с удочкой на мелком месте и мутишь воду под ногами. Пескари клюют сразу. Вытащишь одного, положишь его в ведро, насадишь червя, закинешь удочку и тотчас вытаскиваешь нового пескаря. Иногда в полчаса поймаешь около тридцати пескарей. А потом выйдешь на берег, разведёшь костёр, сваришь из пескарей уху. Какой вкусной она покажется!



2 вариант.



Прочитай текст. Найди три орфографических ошибки. Спиши текст правильно.



Липа.



Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. С крышь была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.



Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидиш.



Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает ковёр из опавших листьев. Идёшь и любуешся на милые с детства деревья.







Изложение №17



Изложение







Кошкин выкормыш.



У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как газ в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.



Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.



Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.



Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца. (106 слов) (По В. Бианки.)







Вопросы к тексту.



Кого подложили кошке?



Как относилась кошка к зайчонку?



Чему научила кошка своего приемыша?







Примерный план



1. Беда кошки.



2. Зайчонок-выкормыш.



3. Дружба зверей.



4. Гроза собак.



Контрольная работа №18 по теме: «Наречие».



1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Найди в тексте наречия и подчеркни их по линейке.



Ручеек.



Ручей весело б__жал по маленькому руслу. Вдру__ впер___ди пок__залась р__ка. Ручей смело прыгнул в реку и поб__жал около берега. Добежав до пл__тины, он стал в__ртеть кол__со турбины. Всюду стало св__тло. И ручей решил, что в реке жить трудно, но радостно.



____________________________________________________________________________________



2. Вставь пропущенные буквы. Объясни выбор вставленной буквы.



Горяч__, хорош__, певуч__, тягуч__, неуклюж__, свеж__, блестящ__.









3. Найди в тексте наречия, подчеркни их по линейке. Выпиши из текста наречия с глаголами и поставь к ним вопросы.



Например: пришли (когда?) вечером.



Мы часто ходим в ближний лесок. Как красиво в лесу зимой! Хорошо дышать свежим воздухом. Зимнее солнце ярко блестит на пелене снега. В морозной тишине громко трещат сороки. Высоко в густых ветвях спрятались белки. Ловкие зверьки весело прыгают от ветки к ветке.



____________________________________________________________________________________









4. Вставь пропущенные буквы.



Снов __, направ__, изредк__, замертв__, влев__, сначал__.



5. Замени фразеологизм наречием (воспользуйтесь словами для справок).



Бок о бок ____________________________________________________



На вес золота _________________________________________________



Душа в душу ________________________________________________



Кот наплакал _______________________________________________



Черепашьим шагом __________________________________________



Спустя рукава ______________________________________________



Хоть глаз выколи _____________________________________________



Слова для справок: плохо, дорого, дружно, рядом, медленно, мало, темно.









6. Спиши, выдели в предложении главные члены предложения и определи, каким членом предложения является наречие. Укажи части речи.



Ласточки летали высоко в небе.



Лениво и бездумно стоят могучие дубы.



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Диктант №19 по теме: «Гласные на конце наречий. Мягкий знак после шипящих»







Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её – почернеет корешок.



На холмах ветер срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.



Я прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.



Грамматическое задание



Вариант 1



1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.



Брош…, молчиш…, жеч…, устаёш…, ноч…, грач…, из груш…, рисуеш…, молодёж….



2. Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.



(Туча, облако) набежал….



(Битва, сражение, бой) отшумел….



(Поляна, луг) пестрел….



3*. Запиши словами числа 8, 11, 31, 106.



Вариант 2



1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.



Тиш…, дрож…, придумаеш…, царевич…, много луж…, береч…, проиграеш…, режеш…, мелоч….



2. Запиши с каждым глаголом по два словосочетания, используя слова в скобках. Обозначь окончания глаголов.



(Судно, корабль) отчалил….



(Луна, месяц, солнце) светил….



(Удача, успех) обрадовал….



3*. Запиши словами числа 9, 30, 44, 105.



Ответы:



Вариант 1



1. Брошь, молчишь, жечь, устаёшь, ночь, грач, из груш, рисуешь, молодёжь.



2. Туча набежала, облако набежало.



Битва отшумела, сражение отшумело, бой отшумел.



Поляна пестрела, луг пестрел.



3*. Восемь, одиннадцать, тридцать один, сто шесть.



Вариант 2



1. Тишь, дрожь, придумаешь, царевич, много луж, беречь, проиграешь, режешь, мелочь.



2. Судно отчалило, корабль отчалил.



Луна светила, месяц светил, солнце светило.



Удача обрадовала, успех обрадовал.



3*. Девять, тридцать, сорок четыре, сто пять.











Текущий диктант №20 по теме: «Правописание слов в словосочетаниях».







Зимой и летом, осенью и зимой хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.



Поспевает в середине лета лесная малина. На полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.



Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.



Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроются вам все лесные тайны и чудеса.



( 80 слов)



Грамматическое задание.



Вариант 1



Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах»



Спиши, вставь пропущенные буквы.



Став…ть, терп…м, сильно расстраиват…ся, плава…м, на ветк… ел….



Вариант 2



1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «безударные личные окончания глаголов»



2. Спиши, вставь пропущенные буквы.



Езд…ть, быстро приближат…ся, готов…м, изредк…, на обложк… книг….



Ответы:



Вариант 1



Все варианты: гуляешь, не налюбуешься, идёшь, приглядываешься, нагнёшься, срежешь, положишь.



2. Ставить, терпим, сильно расстраиваться, плаваем, на ветке ели.



Вариант 2



Все варианты: гуляешь, не налюбуешься, поспевает, зреет, краснеет, приглядываешься, срежешь, положишь, откроются.



Ездить, быстро приближаться, готовим, изредка, на обложке книги.







Текущая контрольная работа №21 по теме: «Словосочетание. Слово и предложение,



связь слов в словосочетании»







1 ВАРИАНТ



1. Выпиши словосочетания.



Летний день, гулять в парке, акация цветёт, любить родину, зреет клубника, ракушка из моря.



2. Из предложений выпиши все возможные словосочетания.



Красивые клёны люди сажают на городских улицах.



На полянах в густой траве прячутся ночные фиалки.



3. Выпиши словосочетания, в которых главное слово - имя существительное. Отметь главное слово.



Медвежий след, на широкой улице, отдыхать на даче, наблюдать за бабочкой, майский день, фруктовое мороженое.



4. Выпиши словосочетания, в которых главное слово – глагол. Определи падеж существительных в этих словосочетаниях.



Говорить о работе, ваза с фруктами, написать дедушке, посмотреть фильм, озеро в лесу, сделать из дерева.



5. Составь из словосочетаний предложения. Запиши.



1) гибкие ветки, душистыми почками, ветки берёз, покрылись почками.



2) плывёт над дорогой, над пыльной дорогой, летнее солнце, медленно плывёт.



6 (дополнительное).



Найди в тексте и подчеркни все словосочетания «прил. + сущ.»



Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.



Это был очень храбрый пингвинёнок.



2 ВАРИАНТ



1. Выпиши словосочетания.



Лисий хвост, гулять в парке, читает и пишет, летний день, акация цветёт, любить родину, петух и лиса, ракушка из моря, зреет клубника.



2. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения. Выпиши только словосочетания.



1) На клумбе огненно цвели крупные маки. Крупные маки, огненно цвели, цвели на клумбе, маки цвели.



2) По ясному небу стремительно неслись редкие облака. Неслись облака, по ясному небу, редкие облака, неслись по небу, стремительно неслись, облака стремительно.



3. Перестрой данные словосочетания по образцу.



Словосочетания с каким видом связи у тебя получились?



Образец: суп из фасоли – фасолиевый суп.



Игрушка из бумаги, сок из вишни, ягоды из леса, дом из кирпича.



4.Составь словосочетания с главным словом – глаголом. Определи тип связи слов в словосочетаниях.



Ловить музыка



Варить рыба



Заниматься дыня



Рисовать карандаш



Разрезать компот



5. Составь из словосочетаний предложения.



1) спелой земляники, ягоды земляники, из-под изумрудных травинок, выглядывали из-под травинок



2) медленно ползла, тёмная туча, ползла по небу, по серому небу



3) прячутся в траве, прячутся среди берёз, среди редких берёз, крепкие боровики



6.(дополнительное).



Выпиши из текста два словосочетания «прил.+сущ.» и два словосочетания «гл.+сущ.». Укажи тип связи.



Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.



Это был очень храбрый пингвинёнок.







Списывание №22 по теме: «Правописание слов в словосочетаниях»



1 ВАРИАНТ



Спиши текст. Найди предложения с однородными членами, графически объясни знаки препинания в них.



На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.



Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.



(По Ю. Фролову)



2 ВАРИАНТ



Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно.



Берёза.



Как чудесно гулять в светлой берёзовой рощи! Подойдёшь к берёзке, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачевается от ветра, радуит всех своей красотой.



Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески.



Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядиш, уже малютка берёзка тянет листики - ладошки из старого пня.







Комплексная итоговая контрольная работа №23 за 1—4 классы



• I вариант



1. Отметь «х» верные утверждения о слове шерсть.



В этом слове первый звук мягкий.



В этом слове букв больше, чем звуков.



В этом слове все согласные глухие.



В этом слове один слог.







Вhello_html_21801395.png



2. Отметь «х» ряд, в котором слова расположены в порядке схем:



1. садик, переходный, рассказы



2. соринка, грибы, подкормка



3. записка, облака, цепочка



3. Прочитай текст. Выпиши три существительных в форме единственного числа, определи их склонение и падеж.



Солнце стояло высоко. Над землёй разлился полуденный зной. На веранде было прохладно. Яркие лучи просачивались сквозь густую зелень. В ветвях деревьев плясали солнечные зайчики.



4. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное и запиши словосочетания. Определи род прилагательных.



старый дуб



ветхий украшение



старинный избушка



5*. Заполни таблицу, изменяя глаголы по временам.



6.Отметь «х» словосочетания.



открытка от брата



для праздника



идёт дождь



ездить на машине



перед каникулами



7. Закончи высказывания.



Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных, если они относятся к ....



У глаголов в форме 2-го лица единственного числа после шипящих ... мягкий знак.



8. Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.



Бобр вынырнул из воды начал отряхиваться причёсываться.



Мы очень торопились но так и не успели на поезд.



Густой туман лежал над чёрными прудами над лугами и озёрами.



Я еду в школу не на автобусе а на метро.



9.Прочитай пословицы. Используя слова для справок, впиши подходящие по смыслу глаголы с не.



Правда в огне ..., в воде .... Семеро одного ... . Кто сегодня обманет, тому завтра .... Под лежачий камень вода ... . Слова для справок: ждут, горит, поверят, тонет, течёт.



10. Вставь пропущенные буквы. Определи род глаголов.



распустил...сь сирень, наступил... утро, пламя вспыхнул... , лодка приближал...сь



11. Вставь недостающие слова.



«Подарить подруге» — в окончании выделенного слова пишется е, потому что существительное подруга относится к ... склонению, стоит в форме ... падежа.



«Куст сирени» - в окончании выделенного слова пишется и, потому что существительное сирень относится к ... склонению, стоит в форме ... падежа.



12*. Раздели слова на группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.



солить, капустный, скворцы, яростный, узкий, солнце, лёгкий, свистел, гладкий



13. Отметь «х» глаголы, в окончании которых пропущена буква и.



уч...шь



крас...шь



мечта...шь



жела...шь



гон...шь



14.Подчеркни главные члены предложения.

В густых кедровых ветвях прятались белки.



Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц.



15.Прочитай предложения. Найди ошибки в употреблении слов. Запиши исправленные предложения.



Можно спросить вопрос?



Книга упала с полки вниз.



Набежали грозовые тучи, и дом погрузился в тёмный мрак.



16*. Прочитай текст.



Если бы солнце стало холодным...



Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звёзды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода на земле погибли бы все растения и животные.



На примере этого текста составь небольшое высказывание (3-4 предложения) на тему «Если бы исчезло электричество...».



Ответы и рекомендации по оценке заданий







1 балл

4



Старый (м. р.) дуб, старинное (ср. р.) украшение, ветхая (ж. р.) избушка



1 балл



5



Прош. вр.



Наст, вр.



Буд. вр.







2 балла — задание выполнено в полном объёме. 1 балл — допущено не более 2 ошибок в образовании форм времени глагола. 0 баллов — любой другой ответ. Обратите внимание на то, что при образовании форм времени вид глагола не меняется







спал



спит



будет спать



гулял



гуляет



будет гулять



нарисовал





нарисует



побежал





побежит



6



1,4



1 балл



7



Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных, если они относятся к 3-му склонению.



У глаголов в форме 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак



1 балл



8



Бобр вынырнул из воды, начал отряхиваться, причёсываться. Мы очень торопились, но так и не успели на поезд. Густой туман лежал над чёрными прудами, над лугами и озёрами.



Я еду в школу не на автобусе, а на метро.



1 балл — допускается не более 1 ошибки







9



Правда в огне не горит, в воде не тонет. Семеро одного не ждут. Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят. Под лежачий камень вода не течёт.



1 балл



10



Распустилась (ж. р.) сирень, наступило (ср. р.) утро, пламя вспыхнуло (ср. р.), лодка приближалась (ж. р.)



1 балл



11



1) ... относится к 1-му склонению, стоит в форме дательного падежа. 2) ... относится к 3-му склонению, стоит в форме родительного падежа



1 балл



12



Солить, скворцы, свистел; капустный, яростный, солнце; узкий, лёгкий, гладкий



2 балла — слова верно объединены в группы.



1 балл — при груп-



пировке слов допущены 1-2 ошибки.



0 баллов — при



группировке слов допущено более двух ошибок



13



1,2,5



1 балл



14







В густых кедровых ветвях прятались белки.



Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы птиц.



1 балл







15



1) Можно спросить? Или: Можно задать вопрос? 2) Книга упала с полки. 3) Набежали грозовые тучи, и дом погрузился во мрак.



2 балла — найдены и исправлены все ошибки. 1 балл — найдены и исправлены две ошибки, при этом



неправильные варианты не предложены.



0 баллов — любой другой ответ



16







2 балла — задание



выполнено



правильно и в полном объёме:



записан небольшой



связный текст



на заданную тему (3-4 предложения).



1 балл — задание



выполнено не



в полном объёме:



либо записан



слишком короткий текст1; либо он



представляет не



вполне связное вы-



сказывание.



0 баллов — любой другой ответ. Орфографические ошибки при оцени-



вании задания не



учитываются







• II вариант



1. Отметь «х» верное утверждение о слове шесть.



1. В этом слове все согласные мягкие.



2. В этом слове букв больше, чем звуков.

3. В этом слове все согласные глухие.



4.П В этом слове два слога.



2. Отметь «х» ряд, в котором слова расположены в НФ рядке схем: I



походка, берёза, гористый



грибной, прогулка, озеро



тюльпаны, корзинка, перелески



3. Прочитай текст. Выпиши три существительных в форме единственного числа, определи их склонение и падеж.



Дневная жара сменилась ночной прохладой. В окнах домов засветились огни. Длинные тени деревьев ложились на пыльную дорогу. Белое причудливое облако виднелось на горизонте.



4. Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное и запиши словосочетания. Определи род прилагательных.



быстрый помощь



скорый полёт



стремительный движение



5*. Заполни таблицу, изменяя глаголы по временам.



6. Отметь «х» словосочетания.

около пруда



письмо от бабушки



гремит гром



после дождя



сесть за стол



7. Закончи предложения.



На конце существительных 3-го склонения после шипящих ... мягкий знак.



Мягкий знак после шипящих пишется у глаголов в форме ....



8.Прочитай предложения. Расставь недостающие знаки препинания.



Ветер набросал листья на стол на пол на книги.



Кленовый лист вздрогнул на мгновение замер и медленно закружился в воздухе.



Мальчик кинул мяч но в сетку не попал. Летела пташка высоко а села недалеко.



9.Прочитай пословицы. Используя слова для справок, впиши подходящие по смыслу глаголы с не.



... языком, спеши делом. Крепкую дружбу и топором ... . Шила в мешке .... Одна ласточка весны ... . После драки кулаками .... Слова для справок: утаишь, спеши, делает, разрубишь, машут.



10. Вставь пропущенные буквы. Определи род глаголов,

дверь приоткрыл...сь, облако растаял..., гроза надвигал...сь, озеро замёрзл...



11. Закончи высказывания.



«Рассказ об осени» — в окончании выделенного слова пишется и, потому что существительное осень относится к ... склонению, стоит в форме ... падежа.



«Идти по дороге» — в окончании выделенного слова пишется е, потому что существительное дорога относится к ... склонению, стоит в форме ... падежа.



12*. Раздели слова на группы так, чтобы в каждой группе оказались слова с одинаковой орфограммой в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.



цветы, шапка, сердце, лиса, серёжки, местный, вечерний, радостный, редкий



13. Отметь «х» глаголы, в окончании которых пропущена буква е.



держ...шь



жале...шь



друж...шь



кида...шь



плава...шь



14. Подчеркни главные члены предложения.

Сквозь листву пробиваются лучи утреннего солнца.

На берегу реки раскинулся спортивный лагерь.



15. Прочитай предложения. Найди ошибки в употреблении слов. Запиши исправленные предложения.



Ваня и Петя вдвоём вместе пели одну песню.



Ребята играли в прятки и случайно затоптали ногами клумбу.



Пираты долго охотились за ценными сокровищами.



16*. Прочитай текст.



Если бы солнце стало холодным...



Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звёзды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода на земле погибли бы все растения и животные.



На примере этого текста составь небольшое высказывание (3-4 предложения) на тему «Если бы перестали идти дожди,..».







Ответы и рекомендации по оценке заданий



1 балл

4



Возможные варианты: быстрый (м. р.) полёт, скорая (ж. р.) помощь, стремительное, (ср. р.) движение



1 балл







5































2 балла – задание выполнено в полном объёме. 1 балл — допущено не более 2 ошибок в образовании форм времени глагола. 0 баллов — любой другой ответ. Обратите внимание на то, что при образовании форм времени вид глагола не меняется























Прош. вр.



Наст, вр.



Буд. вр.















держал



держит



будет держать











танцевал



танцует



будет танцевать











прочитал





прочитает











победил





победит











6



2,5



1 балл



7



На конце существительных 3-го склонения после шипящих пишется мягкий знак. Мягкий знак после шипящих пишется у глаголов в форме 2-го л., ед. ч.



1 балл







8



Ветер набросал листья на стол, на пол, на книги. Кленовый лист вздрогнул, на мгновение замер и медленно



закружился в воздухе.



Мальчик кинул мяч, но в сетку не попал.



Летела пташка высоко, а села недалеко.







1балл



9



Не спеши языком, спеши делом.



Крепкую дружбу и топором не разрубишь.



Шила в мешке не утаишь.



Одна ласточка весны не делает.



После драки кулаками не машут.



1 балл







10



Дверь приоткрылась (ж. р.), облако растаяло (ср. р.), гроза надвигалась (ж. р.), озеро замёрзло (ср. р.)







1 балл







11



... относится к 3-му склонению, стоит в форме предложного падежа.



... относится к 1-му склонению, стоит в форме дательного падежа







1 балл







12







Цветы, лиса, вечерний; шапка, серёжки, редкий; местный, радостный, сердце







2 балла — слова вер но объединены в группы. 1 балл — при группировке слов допущены 1-2 ошибки. О баллов — при



группировке слов допущено более 2 ошибок







13



2,4,5



1 балл



14







Сквозь листву пробиваются лучи утреннего солнца.



На берегу реки раскинулся спортивный лагерь.



1 балл







15



1. Ваня и Петя пели песню.



2. Ребята играли в прятки и случайно затоптали клумбу.



3. Пираты долго охотились за сокровищами



2 балла — найдены и исправлены все ошибки. 1 балл — найдены



и исправлены две ошибки, при этом неправильные варианты не предложены. 0 баллов — любой другой ответ











16























Итоговый диктант №24 «Знаки препинания в сложном предложении».







Бабочки на дорожке



Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.



Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.



Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.



(81 слово)



Слова для справок: вверх, обратно.



Орфографическое задание



Вариант 1



1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограмму.



2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.



в доме, у мыши, по тропинке, на пристани



Вариант 2



1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.



2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.



подъезд, объявление, подъехал, объезд







Ответы:



Вариант 1



Все варианты: сгибаются – сгиб, (от) воды – водный, тропинку – тропка, разноцветные – разный, (под) ногами – ноги, вылетели – прилёт, полоску – полосы, (над) головой – головы, волной – волны, (на) тропу – тропы, взлетают – перелёт, трава – травы, цветы – цвет, улетели – прилёт.



2. В доме (2-е скл., П.п.), у мыши (3-е скл., Р.п.), по тропинке (1-е скл, Д.п.), на пристани (3-е скл., П.п.).



Вариант 2



Все варианты: сгибаются, опускается, просохла, раскрылись, (с) нагретой



Подъезд, объявление, подъехал, объезд.



Контрольный словарный диктант №4.



Якорь, экскурсия, электричество, эскалатор, электростанция, федерация, приятно, аромат, оборона, изображение, ситуация, истина, приятно, свитер, финиш.



Итоговое изложение.



Итоговый контрольный диктант за год



Летняя прогулка



Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь траву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Срываешь душистую землянику и кладешь ее в рот. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.



За чащей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенёчке у родничка. Держишь в руках кружку и кусок черного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.



Слова для справок: по всей, приятно, разливаются.


Скачать

© 2022, 699 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!