СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Человек в системе общественных отношений" Урок обществознания 10 класс ФГОС СОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работе составлена в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Человек в системе общественных отношений" Урок обществознания 10 класс ФГОС СОО»

Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений» 10 класс

1.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

Форма освоения мира

Характеристика

Религия

Про­яв­ле­ние ми­ро­воз­зрен­че­ских уста­но­вок, пе­ре­жи­ва­ний и дей­ствий, ос­но­ван­ных на вере в сверхъ­есте­ствен­ное, свя­щен­ное

По­лу­че­ние, обос­но­ва­ние и си­сте­ма­ти­за­ция объ­ек­тив­ных зна­ний о мире

2.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

Функции культуры

Характеристика

Ин­фор­ма­ци­он­ная

Поз­во­ля­ет на­кап­ли­вать и пе­ре­да­вать со­ци­аль­ный опыт от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию

Поз­во­ля­ет людям всту­пать в об­ще­ние друг с дру­гом


 3.За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме

4. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние)

Знания, мировоззрение, ценности установки, убеждения -это…

 5.Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «ис­кус­ство». Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1) ар­хи­тек­ту­ра 2) жи­во­пись 3) театр 4) кино 5) мо­раль 6) ре­ли­гия 7) му­зы­ка

6.Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­зна­ки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие эли­тар­ную куль­ту­ру. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1) вы­со­кая со­дер­жа­тель­ная слож­ность 2) де­мо­кра­тизм 3) ори­ен­та­ция на узкий круг це­ни­те­лей 4) ши­ро­кая ре­клам­ная кам­па­ния 5) со­от­вет­ствие изыс­кан­ным вку­сам 6) без­гра­нич­ное са­мо­вы­ра­же­ние ав­то­ра

7.Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, свой­ствен­ные на­род­ной куль­ту­ре. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны:

1) ав­тор­ство часто не опре­де­ле­но 2) носит пре­иму­ще­ствен­но ком­мер­че­ский ха­рак­тер

3) не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки для сво­е­го вос­при­я­тия

4) по­яви­лась рань­ше дру­гих форм куль­ту­ры 5) рас­счи­та­на на узкий круг це­ни­те­лей

8.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и от­рас­лью куль­ту­ры, про­из­ве­де­ния ко­то­рой он ха­рак­те­ри­зу­ет: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

Признак

Отрасль культуры

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Д) обоснованность

  1. наука

2) ис­кус­ство

 9.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и фор­ма­ми куль­ту­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца

Социальные факты

Формы культуры

А) показ мно­го­се­рий­но­го те­ле­ви­зи­он­но­го филь­ма

Б) про­ве­де­ние фе­сти­ва­ля фольк­лор­ных кол­лек­ти­вов

В) празд­но­ва­ние мас­ле­ни­цы

Г) за­вер­ше­ние экс­пе­ди­ции по за­пи­си об­ря­до­вых песен

Д) кон­церт эст­рад­ной му­зы­ки

  1. народная

2) массовая

10.Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Осо­бен­но­сти со­вре­мен­ной науки». Какие осо­бен­но­сти из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те?

1) Ее раз­ви­тие пока не может опе­ре­дить раз­ви­тие ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства

2) Ее вли­я­ние на раз­ви­тие всего об­ще­ства ста­но­вит­ся менее вы­ра­жен­ным

3) Ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ство про­дол­жа­ет из­ме­нять­ся с ло­ги­кой ее раз­ви­тия

4) В связи с ее ис­сле­до­ва­ни­я­ми воз­ни­ка­ют новые мо­де­ли об­ще­ствен­но­го раз­ви­тия

5) Все более оче­вид­ной ста­но­вит­ся ее со­ци­аль­ная функ­ция

6) Остро стоит во­прос со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти уче­ных

11. Выберите верные суждения об отличительных чертах рационального познания

1) главной формой его являются ощущения

2) одной из его форм является понятие

3) одной из его форм является представление

4) одной из его форм является восприятие

5) одной из его форм является суждение

12. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют

Методы

Уровни научного познания

А) наблюдение

Б) выдвижение гипотез

В) эксперимент

Г) описание

Д) измерение

  1. эмпирический уровень

2) теоретический уровень

13. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?».

Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Половина опрошенных, получивших среднее образование‚ работает в частной/негосударственной организации.

2) Среди опрошенных, получивших высшее образование, тех, кто работает в бюджетной/государственной организации, меньше, чем тех, кто работает в частной/негосударственной организации.

3) Среди опрошенных, получивших высшее образование‚ тех, кто работает на себя, меньше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.

4) Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.

5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование

14.Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

  «Люди, ко­то­рые сами не за­ни­ма­ют­ся на­у­кой, до­воль­но часто по­ла­га­ют, что ___(А) все­гда дают аб­со­лют­но до­сто­вер­ные по­ло­же­ния. Эти люди счи­та­ют, что на­уч­ные ра­бот­ни­ки де­ла­ют свои ___ (Б) на ос­но­ве не­оспо­ри­мых ___ (В) и без­упреч­ных рас­суж­де­ний и, сле­до­ва­тель­но, уве­рен­но ша­га­ют впе­ред, при­чем ис­клю­че­на воз­мож­ность ___ (Г) или ____ (Д) назад. Од­на­ко со­сто­я­ние со­вре­мен­ной науки, так же как и ___ (Е) наук в про­шлом, до­ка­зы­ва­ют, что дело об­сто­ит со­вер­шен­но не так».

 Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) факты 2) ошиб­ка 3) пси­хи­ка 4) вы­во­ды 5) науки 6) кон­так­ты 7) воз­врат 8) лич­ность 9) ис­то­рия

 15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _____(В), социальной группы, общества в целом. ___(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ___(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) потребность 2) деятельность 3) природа 4) социальный 5) естественный 6) подлинный (разумный) 7) индивидуальность 8) индивид 9) идеальный (духовный)

16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Первоначально искусством называли высокую ступень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на ____(A) и преобразование мира в соответствии с ___(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее ____(В).

Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _____(Г). _____(Д) - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Цель искусства двойственна: для творца - это ____(Е), для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью».

1) форма существования искусства 2) этические нормы 3) художественное самовыражение 4) творчество 5) отражение 6) предмет искусства 7) объективная реальность 8) мастерство 9) эстетические нормы

17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ____(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные _____(2)…

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ____(3),______(4).Все религии можно также объединить в две большие группы ____ (5), т.е. признающие существование единого Бога и ___ (6), признающее множество богов»
А) монотеизм Б) политеизм В) древность Г) ислам Д) культ Е) буддизм Ж) индуизм З) суеверие И) конфуцианство К) миф

17. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния

Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г. Спаркин Д. Сорос)

1) Что автор называет самосознанием? В чем проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления)

2) Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.

3) Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой… через свою практическую деятельность, общение».

4) Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните свое предположение.

18. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

19. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида

20. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. В рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их не менее чем двумя фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов»

(В.А. Амбарцумян)

«Образование – есть долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему»

(Д.Пибоди)

«Наука – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления»

(А.Эйнштейн)


Социология, социальная психология

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства»

(Г.Филдинг)

«Моральную силу невозможно создать параметрами закона»

(К.Маркс)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!