Контрольная работа по теме «Человек в системе общественных отношений» 10 класс
1.Запишите слово, пропущенное в таблице
Форма освоения мира | Характеристика |
Религия | Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное |
… | Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире |
2.Запишите слово, пропущенное в таблице
Функции культуры | Характеристика |
Информационная | Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению |
… | Позволяет людям вступать в общение друг с другом |
3.Запишите слово, пропущенное в схеме
4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание)
Знания, мировоззрение, ценности установки, убеждения -это…
5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны:
1) архитектура 2) живопись 3) театр 4) кино 5) мораль 6) религия 7) музыка
6.Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) высокая содержательная сложность 2) демократизм 3) ориентация на узкий круг ценителей 4) широкая рекламная кампания 5) соответствие изысканным вкусам 6) безграничное самовыражение автора
7.Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) авторство часто не определено 2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры 5) рассчитана на узкий круг ценителей
8.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Признак | Отрасль культуры |
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность | наука 2) искусство |
9.Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Социальные факты | Формы культуры |
А) показ многосерийного телевизионного фильма Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов В) празднование масленицы Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен Д) концерт эстрадной музыки | народная 2) массовая |
10.Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития
5) Все более очевидной становится ее социальная функция
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых
11. Выберите верные суждения об отличительных чертах рационального познания
1) главной формой его являются ощущения
2) одной из его форм является понятие
3) одной из его форм является представление
4) одной из его форм является восприятие
5) одной из его форм является суждение
12. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют
Методы | Уровни научного познания |
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез В) эксперимент Г) описание Д) измерение | эмпирический уровень 2) теоретический уровень |
13. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджетной/государственной или частной/негосударственной)?».
Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина опрошенных, получивших среднее образование‚ работает в частной/негосударственной организации.
2) Среди опрошенных, получивших высшее образование, тех, кто работает в бюджетной/государственной организации, меньше, чем тех, кто работает в частной/негосударственной организации.
3) Среди опрошенных, получивших высшее образование‚ тех, кто работает на себя, меньше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.
4) Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.
5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди получивших высшее образование больше, чем среди получивших среднее образование
14.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ___ (Б) на основе неоспоримых ___ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ___ (Г) или ____ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) факты 2) ошибка 3) психика 4) выводы 5) науки 6) контакты 7) возврат 8) личность 9) история
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _____(В), социальной группы, общества в целом. ___(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ___(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) потребность 2) деятельность 3) природа 4) социальный 5) естественный 6) подлинный (разумный) 7) индивидуальность 8) индивид 9) идеальный (духовный)
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Первоначально искусством называли высокую ступень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на ____(A) и преобразование мира в соответствии с ___(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее ____(В).
Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _____(Г). _____(Д) - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Цель искусства двойственна: для творца - это ____(Е), для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью».
1) форма существования искусства 2) этические нормы 3) художественное самовыражение 4) творчество 5) отражение 6) предмет искусства 7) объективная реальность 8) мастерство 9) эстетические нормы
17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ____(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные _____(2)…
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ____(3),______(4).Все религии можно также объединить в две большие группы ____ (5), т.е. признающие существование единого Бога и ___ (6), признающее множество богов»
А) монотеизм Б) политеизм В) древность Г) ислам Д) культ Е) буддизм Ж) индуизм З) суеверие И) конфуцианство К) миф
17. Прочитайте текст и выполните задания
Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А.Г. Спаркин Д. Сорос)
1) Что автор называет самосознанием? В чем проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления)
2) Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? Используя текст, приведите три объяснения.
3) Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой… через свою практическую деятельность, общение».
4) Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните свое предположение.
18. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
19. Проиллюстрируйте тремя примерами позитивное влияние СМИ на социализацию индивида
20. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. В рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их не менее чем двумя фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Философия
«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов»
(В.А. Амбарцумян)
«Образование – есть долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему»
(Д.Пибоди)
«Наука – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления»
(А.Эйнштейн)
Социология, социальная психология
«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства»
(Г.Филдинг)
«Моральную силу невозможно создать параметрами закона»
(К.Маркс)