СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Образование единого Русского государства" История 10 класс ФГОС СОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа составлена в виде разноуровнего теста

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Образование единого Русского государства" История 10 класс ФГОС СОО»

Контрольная работа по теме «Образование единого Русского государства» 10 класс

Часть А


1.Назовите два центра объединения русских земель в XIII-XIV в.в.

А) Москва и Тверь Б) Москва и Киев

В) Тверь и Владимир Г) Москва и Владимир

2. Куликовская битва произошла:

А) 5 апреля 1242г. Б) 8 сентября 1480г.

В) 8 сентября 1380г. Г) 26 августа 1812г.

3. Победу на Куликовом поле одержал

А) Дмитрий Донской Б) Александр Невский

В) Иван Калита Г) Иван III

4. Основной боевой силой московской армии при Иване III становится

А) рекрутское войско Б) дружина князя

В) стрелецкое войско Г) дворянское ополчение

5. В 1472 г. воевода Ивана III Федор Пестрый подчинил в верховьях Камы

А) Новгород Б) Вятскую землю

В) Великую Пермь Г) Тверь

6. Город, взятый Иваном III после трехнедельной осады, но не включенный в состав Московского государства из-за опасения обострения отношений с другими государствами, населенными тем же населением

А) Новгород Б) Хлынов В) Тверь Г) Казань

7. В каком году был принят Судебник Ивана III?

А) 1380 г. Б) 1382 г. 1480 г. Г) 1497 г.

8. С каким событием связано окончание ордынского ига на Руси?

А) «Стояние на Угре» Б) «Великая замятня»

В) «Утрехтская уния» Г) «Угличское дело»

9. Кому принадлежит создание идеи «Москва – третий Рим»?

А) митрополит Иона Б) старец Варфоломей

В) монах Филофей Г) Иосиф Волоцкий

10. О ком идет речь в отрывке?

«За время своего княжения он в три с половиной раза расширил пределы Русского государства. Он присоединил к Москве Новгород (1478 г) и Тверь (1485 г) - две наиболее крупные области. Наконец, после знаменитого стояния на реке Угре, без битвы, благодаря дальновидности и упорству своей политики, ''перестоял '' хана Ахмата, порвав последние остатки зависимости Руси от Орды»

А) Иване III Б) Юрии Даниловиче

В) Иване Калите Г) Дмитрии Донском

11. Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. было

А) введение сроков сыска и возвращение беглых крестьян

Б) появление приказов

В) введение единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому

Г) введение подушной подати

12. Кафедральный собор и усыпальница московских митрополитов

А) Архангельский собор Б) Успенский собор

В) Благовещенский собор Г) Софийский собор

13. О ком идет речь?

«Сей святой старец предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу. Окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю»

А) Сергий Радонежский Б) Иосиф Волоцкий

В) Даниил Черный Г) Феофан Грек

14. Современниками были

А) Иван Калита и Иосиф Волоцкий Б) Александр Невский и Нил Сорский

В) Юрий Данилович и Едигей Г) Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

15. Титул «Государь всея Руси» ввел

А) Дмитрий Иванович Б) Василий I В) Василий II Г) Иван III



Часть В

В1. Он стоял у истоков двух ключевых явлений русской истории: самодержавия и крепостного права. Кто эта историческая личность?

В2. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристикой

Памятники культуры

Характеристика

А) Успенский собор Кремля

Б) «Житие Сергия Радонежского»

В) «Троица»

Г) «Богоматерь Донская»

Д) «Богоматерь Одигитрия»


1) Автор – Епифаний Премудрый

2) Автор – Андрей Рублев

3) Автор – Феофан Грек

4) Автор - Дионисий

5) воплощение мысли о преемственности власти московских князей от правителей Владимиро-Суздальской земли

6) Автор – Афанасий Никитин»

В2. Установите соответствие между датами и событиями

Дата

Событие

А) 1382 г.

Б) 1448 г.

В) 1471 г.

Г) 1480 г.

Д) 1497 г.

1) Начало автокефалии Русской православной церкви

2) Битва москвичей и новгородцев на реке Шелони

3) Начало закрепощения крестьян

4) Стояние на реке Угре

5) Поход Тохтамыша на Москву



Часть С


Из Летописной повести о побоище на Дону

«Соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он против Мамая скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска кня­жеского и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русских князей, как при этом князе...

В то время Мамай стал за Доном, буйствуя, возгордившись и гневаясь со всем своим царством, и стоял три недели...

Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не хода, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»... Князь сказал бра­ту своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей»,.. И велел мосты мостить и о бродах разузнать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник не было света с утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрадвы, Господа Бог вёл его...».


С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.


С2. Чем закончилась описанная в повести битва? Какие причины именно такого исхода битвы указывает автор? Назовите не менее двух причин.


СЗ. Как автор произведения относится к событиям, о которых повествует? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования своего мнения.


С4. Начало объ­еди­ни­тель­ных процессов в рус­ских землях в XIV—XV вв. и со­зда­ние единого го­су­дар­ства сопровождались борь­бой за ли­дер­ство между княжествами. По­бе­ду в этой борь­бе одержала Москва. Н. М. Ка­рам­зин писал о воз­вы­ше­нии Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва из­вест­ный до конца XIV в., воз­вы­сил главу и спас отечество».

Объясните, какие при­чи­ны обусловили воз­вы­ше­ние Москвы. При­ве­ди­те три объяснения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!