СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлена выполненная на заосном отделении контрольная работа по дисциплине "История (история России, всеобщая история)". Тема № 28: «Модернизация России при Петре I и Екатерине II: политические, социально-экономические и культурные преобразования»

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по истории»

Министерство науки и высшего образований

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический

университет имени С.М. Кирова





КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН





Контрольная работа по дисциплине: История (история России, всеобщая история)

Тема № 28: «Модернизация России при Петре I и Екатерине II: политические, социально-экономические и культурные преобразования»









Выполнил студент 1 курса

Институт: ИЛАСиОД

Направление: Ландшафтная архитектура

Группа: зЛАб-ЛА-22-2

Пантелеева Л. Г.

№ зачетной книжки: 422334

Телефон: 8.952.307.14.90







Санкт-Петербург

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1 Реформы Петра I 5

1.1 Предпосылки реформ 5

1.2 Комплекс военных реформ Петра I 6

1.3 Влияние военных реформ на другие сферы жизни 11

2 Реформы Екатерины II 17

2.1 Предпосылки реформ 17

2.2 Содержание реформ Екатерины II 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28




ВВЕДЕНИЕ


В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом, но и отдельных социальных слоев, жизнь и культуру общества.

Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям – ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Модернизация жизни в России, основной толчок которой дала европейская политика Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей. В своем управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха ее правления выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведен курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на ее модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.

Личности этих двух правителей и их государственные преобразования навсегда изменили облик нашей страны. Главное отличие их реформ состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, а не внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Все вышеизложенное и определяет актуальность выбранной темы.

Целью работы является рассмотрение целей и задач государственной деятельности Петра I и Екатерины II.

Цель работы определила постановку следующих задач:

1. Рассмотрение административных, социально-экономических, военных и культурных преобразований в эпоху правления Петра I;

2. Рассмотрение реформ Екатерины II.


1 Реформы Петра I


1.1 Предпосылки реформ


В начале царствования Петра Россия была откровенно отсталой страной. Эта отсталость буквально представляла собой серьезную опасность для независимости русского государства.

Промышленность в истинном понимании этого слова отсутствовала, а производство по своей структуре было крепостническим и по объему производства значительно уступало развитой промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли1.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Основной движущей силой петровских реформ стала война.


1.2 Комплекс военных реформ Петра I


Основное направление внешней политики России в конце XVII – первой четверти XVIII вв. можно назвать военным, т.к. все, что занимало Петра I в то время, определялось борьбой за выход к незамерзающим морям. Он понимал, что без побед на северо-западном и южном направлении невозможно будет преодолеть экономическую и культурную изоляцию страны. Немаловажным в этом вопросе было также желание приобрести новые земли, укрепить безопасность государственных границ и улучить общее стратегическое положение страны.

В начале своего царствования Петр I ориентировался на борьбу с Турцией за владычество в южных морях. Целеустремленная подготовка к военным действиям принесла первые военные успехи: в 1696 г. была взята крепость Азов2. По Константинопольскому мирному договору Россия также освобождалась от ежегодной дани крымскому хану и вернула себе часть Поднепровья. Но в конце 90-х гг. XVII в. такие внешние факторы как распад антитурецкой лиги и образование антишведской коалиции заставили Петра переориентировать внешнеполитический курс. В 1699 г. Россия вошла в Северный союз, в котором, помимо нее, состояли Саксония, Дания и позднее – Речь Посполитая. Официально Северный союз создавался для взаимной помощи в случае нападения Швеции на одно из союзных государств. В реальности каждое из входивших в союз государств преследовало цели по расширению своих территорий. В частности Петр I начал борьбу за выход к Балтийскому морю.

С самого начала союзников стали преследовать неудачи, явившиеся следствием недооценки военной мощи противника и переоценки своей. Пока Россия после объявления войны Швеции перебрасывала к Нарве свои войска, молодой шведский король Карл XII при поддержке английского и голландского флотов высадился у Копенгагена и вынудил Данию подписать мир и выйти из Северного союза. Затем он молниеносно перебросил свои войска к Нарве и атаковал осаждавшие ее русские войска, нанеся им жестокое поражение. Это был позор для России и Петра лично. Неизвестно, чем бы все кончилось, реши Карл вести свои войска вглубь России, но он, решив, что задача «усмирения московитов» выполнена, повел их против Польши. Это позволило Петру I осуществить ряд мер по преобразованию армии и флота, которые за три года позволили одержать победу под Нотебургом (Орешком), Нарвой, Дерптом. А взятие войсками Ниеншанца, Яма и Копорья позволили в 1703 г. основать новый город-порт на Балтийском море – Санкт-Петербург3.

Реформы армии (подробнее о них см. ниже) в конечном счете привели к победе России в Северной войне, которая во многом была закономерной, поскольку война имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось невозможным ее поступательное развитие. Однако невозможно не заметить ее затяжной характер, причинами которого уже нельзя назвать слабую русскую армию или проблемы в ее управлении.

Одной из причин можно считать нарушение Турцией Константинопольского договора и объявление России войны в 1710 г. Успех русского оружия под Полтавой укрепил веру Петра в возможности победы и над Турцией, поэтому он решил действовать и на вновь открывшемся южном направлении, однако несколько переоценил свои силы. Начатый в апреле 1711 г. Прутский поход, который возглавлял лично Петр I, оказался провальным. В результате военных неудач были начаты переговоры и 12 июля 1711 г. заключен Прутский мирный договор. По нему русские войска получили свободный выход из Молдавии, но Россия возвращала Османской империи Азов и ликвидировала крепости на Азовском море (в частности был разрушен Таганрог). Россия также обещала не вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой и беспрепятственно пропустить Карла XII с войсками в Швецию. Фактически война на этом закончилась, но документально состояние войны продолжалось до 1713 г., т.к. султан выдвинул новые требования, на которые Россия не согласилась. В конечном итоге в 1713 г. был заключен Адрианопольский мирный договор на условиях старого, Прутского мирного договора 1711 г. Петр снова устремляет свои взоры на Швецию4.

Завершив войну со Швецией, Петр I приступает к решению неотложных задач на Кавказе. Петр надеялся превратить Россию в главную торговую сеть европейско-азиатской торговли по линии Балтийское море – Волга – Каспийское море. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активизировала внешнюю политику в Закавказье. Летом 1722 г. он лично возглавил Каспийский (Персидский) поход, результатом которого стало разграничение сфер влияния на Кавказе. Территорией преимущественно русского влияния признавались приморские части Дагестана и Азербайджана, турецкого – Грузия, Армения, внутренние районы Дагестана и Азербайджана. Но области, занятые в результате военных операций 1722-1723 годов, Россия не смогла удержать за собой надолго. Наращивать военное присутствие в регионе преемники Петра I на российском престоле были не в состоянии, равно как и воевать против Персии или Турции. В итоге в 1732 году в Реште был подписан мирный договор с Ираном, по которому Россия возвращала отвоеванные у него провинции Гилян, Ширван, Мазендаран, а главная квартира русских войск переносилась в Баку. За Россией в Прикаспии осталась только территория между Курой и Тереком.

После неудачных азовских походов 1695 и 1696 гг. и стрелецкого восстания, Петр I окончательно убедился в необходимости скорейшего реформирования армии. В 1698 г. старое войско было распущено. Началась масштабная подготовка к военной реформе.

В 1699 г. был объявлен общий рекрутский набор. Всего было набрано 25 новых пехотных и 2 кавалерийских (драгунских) полка. Полки создавались по подобию Семеновского и Преображенского потешных полков. Армия общей численностью 35-40 тысяч человек была разделена на три «генеральства» (дивизии) под командованием А. М. Головина, А. А. Вейде и А. И. Репнина. Командовать армией Петр назначил приглашенного саксонского фельдмаршала герцога да Круа. Офицерские должности заняли А. А. Вейде, А. М. Головин, И. Ю. Трубецкой, А. А. Имеретинский, И. И. Бутурлин и др. Именно они вели ставшую провальной первую осаду Нарвы. Неудачу в этом сражении можно объяснить молодостью и неопытностью офицерского состава, чья подготовка зачастую была на том же уровне, что и у вверенных им солдат: несколько месяцев муштры по новому «Краткому обыкновенному учению».

Именно поражение при Нарве заставило Петра форсировать реорганизацию вооруженных сил и создание оборонной промышленности. В 1705 г. указом царя окончательно был введен регулярный рекрутский набор. Рядовой состав войск комплектовался за счет крестьян и посадских людей (городских жителей): от монастырских крестьян – 1 рекрут с 25 дворов; от гражданских дворян – 1 рекрут с 30 дворов; от дворян-землевладельцев, отслуживших в армии – 1 рекрут с 50 дворов; охочие люди нанимались за годовой оклад в 11 рублей. Приказом были определены и сроки набора (раз в сколько лет он может проводиться), но в реальности, в условиях войны, эти сроки и количество рекрутируемых не соблюдались из-за постоянной нехватки личного состава. Офицерский корпус формировался из дворян, обязанных для получения чина пройти солдатскую службу в гвардейских полках5.

Несмотря на многие возражения, Петр ввел раздельное командование пехотой и кавалерией: пехоту возглавил генерал-фельдмаршал-лейтенант Г. Б. Огильви, конницу – генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев. Огильви ввел бригады 4-х полкового состава и дивизии по 2-3 бригады. Осенью 1706 г. Огильви перешел на службу саксонского курфюрста, после чего русскую пехоту возглавил Б. П. Шереметев, а конницу – князь А. Д. Меншиков.

К началу похода Карла XII против России (лето 1708 г.) пехота полевой русской армии состояла из 32 пехотных полков, 4 гренадерских полков и 2 гвардейских полков (всего 57 тыс. человек). Русская конница в 1709 г. состояла из 3 конногренадерских, 30 драгунских полков и трех отдельных эскадронов (Меншикова Генеральный, Козловский и Домашний Б. П. Шереметева). В состав русской армии также входили гарнизонные пехотные полки и части ландмилиции. Кроме того, стрелецкие полки просуществовали до второй половины XVIII века: в 1708 году их было 14. Важным нововведением было присваивание постоянных названий полкам по названиям городов и местностей России (изначально армейские полки, за редким исключением, именовались по имени командира полка; смена командира вела к изменению наименования полка). Это произошло в 1708 г. В качестве примера была взята шведская система индельты. Такой, казалось бы, непримечательный факт на самом деле свидетельствует о важнейшем этапе военного строительства – создания регулярной армии.

В 1716 г. для повышения эффективности армии за счет принятия единых стандартов организации и законов военных частей был введен Воинский устав, составленный на основе новошведской редакции военного артикула Густава Адольфа. А в следующем, 1717 г. в рамках масштабных реформ государственного управления в числе первых 9 коллегий была учреждена Адмиралтейств-Коллегия для контроля над делами военно-морских сил. В 1718-1719 гг. была создана и Военная Коллегия. Все вместе это способствовало созданию единых центров управления военно-морского и военно-сухопутного управления. В 1720 г было исправлено упущение и был введен в обращение Морской устав (Военный устав существовал на этот момент уже 4 года), составленный и утвержденный лично Петром I. Он позволил повысить эффективность флота за счет принятия единых стандартов организации и законов военно-морских сил.

Значение Северной войны в истории военной реформы Петра I невозможно переоценить. По ее итогам (30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор) Россия получила выход к незамерзающему морю, три новых порта – Ригу, Ревель и новопостроенный Петербург, часть Карелии и все острова Финского и Рижского залива, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны – выход к Балтийскому морю был обеспечен. За 21 год войны (1700 – 1721 гг.) была создана новая русская армия, построенная на рекрутской повинности. Она стала постоянной и регулярной, в ней без различия сословия обязаны были служить все люди Русского государства. Одновременно с созданием самой армии вырабатывалось и управление этой военной силой страны, создавались учреждения, ведавшие хозяйством войска, боевой подготовкой солдат и офицеров, обмундированием и снаряжением.


1.3 Влияние военных реформ на другие сферы жизни


Реформы государственного управления

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения.

При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших к Петру I. Он являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял прокурор6.

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. Страна была разделена на 8 губерний. Поскольку губернии были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды. Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства. В 1710 году появились новые административные единицы – доли, объединявшие 5536 дворов7.

Реформа церковного управления

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод».

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах8.

Финансовая реформа

Азовские походы, а затем и Северная война 1700-1721 годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.

В условия, когда произошло существенное расширение производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Для оптовой торговли и внешнеторговых операций ходившая в обращении серебряная копейка оказалась слишком мелкой денежной единицей. В то же время для мелкой рыночной торговли она была излишне ценной. Поэтому Петр I провел реформу монетного дела9.

Реформа монетного дела, начатая Петром I в 1704 г., предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу новой денежной системы был положен десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек. Были выпущены полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), пятаки (5 копеек). В последующем в обращении появились алтын (3 копейки) и пятиалтынный (15 копеек). Чеканка монеты стала монополией государства, вывозить золото и серебро (драгоценные металлы) за рубеж запрещалось. Петр I был сторонником меркантилизма.

Преобразования в промышленности и торговле

Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Петр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путем привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу.

Развивающиеся армия и флот требовали огромного количества вооружения и обмундирования – начала развиваться военная промышленность. Первые олонецкие заводы, где плавили железо, лили пушки и ядра, по заказу Петра I начал строить саксонский инженер Блюэр в 1701 г. На уральских заводах тоже возникли горные школы, куда набрали в ученики грамотных солдатских, подьяческих и поповских детей. В этих школах хотели учить не только практическому знанию горного дела, но и теории, арифметике и геометрии. Ученикам платили жалование – полтора пуда муки в месяц и рубль в год на платье. В 1707 г. в Петербурге открыт «Ружейный двор», в 1712 г. – тульский оружейный завод, в 1721 г. – сестрорецкий оружейный завод. Обыкновенно те заводы, которые были особенно нужны, то есть горные и оружейные, а также суконные, полотняные и парусные фабрики устраивались казной и затем передавались частным предпринимателям. На устройство мануфактур второстепенной для казны значимости Петр охотно выдавал в ссуду довольно значительные капиталы без процентов и приказывал снабжать инструментами и рабочими частных лиц, устраивавших фабрики на свой страх и риск. Из-за границы выписывались мастера, сами фабриканты получали большие привилегии: освобождались с детьми и мастерами от службы, избавлялись от податей и внутренних пошлин, могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы, дома же их освобождались от военного постоя10.

Петр очень ценил леса, нужные ему для надобностей флота, и издал строжайшие лесоохранительные законы: леса, годные на корабельное дело, было запрещено рубить под страхом смертной казни. Вместе с тем, огромное количество лесов в его царствование было вырублено, якобы в целях строительства флота. Как писал историк В. О. Ключевский, «Предписано было везти к Петербургу вышневолоцкою системою дубовый лес для балтийского флота: в 1717 г. это драгоценное дубье, среди которого иное бревно ценилось тогдашних рублей во сто, целыми горами валялось по берегам и островам Ладожского озера, полузанесенное песком, потому что указы не предписывали освежать напоминаниями утомленную память преобразователя…»11. Для строительства флота на Азовском море были вырублены миллионы десятин леса в Воронежской области, леса были превращены в степь. Но на строительство флота пошла ничтожно малая часть этого богатства. Миллионы бревен валялись потом по берегам и отмелям и гнили, сильно пострадало судоходство на реках Воронеж и Дон12.

Реформа образования и преобразования в социальной сфере

Социально-экономические мероприятия правительства были направлены, прежде всего, на укрепление положения господствующего дворянского сословия. Петр I продолжал жаловать дворян землей, но не за службу, а за боевые заслуги. С 1682 по 1710 г. из дворцового фонда были розданы 273 волости и 43 тысячи крестьянских дворов.

Заметным явлением в истории сельского хозяйства стал процесс территориального разделения труда. В основном завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определенной сельской продукции.

Преобразования Петра I потребовали неимоверного напряжения сил русского народа, особенно крестьянства. За счет усиления его эксплуатации создавались мануфактуры, флот, города, дороги, каналы, содержался разросшийся государственный аппарат. Материальные и духовные затраты русского народа, несмотря на всю их неимоверную тяжесть и даже сокращение численности населения, были использованы Петром I в общегосударственных интересах преодоления экономической отсталости страны. На жизнь простых людей повлияли и военные реформы. Больше всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически был пожизненный. Забирать на воинскую службу могли с возраста 15 лет.

Преобразования в военной сфере не ограничивались изданием указов и созданием армии. Для обучения солдат и офицеров помимо «Устава воинского» (1716 г.) были подготовлены многочисленные наставления: «Упреждение к бою», «Для военной битвы правила», «Воинские статьи».

Для обучения офицеров еще в 1698-1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались навигационные и артиллерийские школы в Москве и Петербурге (1701-1702 гг.), медико-хирургические школы при госпиталях (1706-1715 гг.); инженерные школы (1708-1709 гг.), гарнизонные школы (1721 г.) – всего около 50 различных учебных заведений связанных с военным образованием.

Для обучения морскому делу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту», «Устав морской» и «Регламент адмиралтейский» (1722 г.). В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая офицеров флота. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту13.

Преобразования в сфере культуры

Петр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова.

После возвращения из Великого посольства Петр I повел борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский.

В 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. В 1710 Петр утвердил новый алфавит с упрощенным начертанием букв (т.н. «гражданский шрифт»). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков14.

2 Реформы Екатерины II


2.1 Предпосылки реформ


Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному»15.

Императрица еще в юности увлеклась идеями Просвещения и править желала как просвещенный монарх. Она так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом16:

  1. Нужно просвещать нацию, которой до́лжно управлять.

  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

2.2 Содержание реформ Екатерины II


Реформа управления и законодательная реформа

Вскоре после переворота, в результате которого Екатерина взошла на престол, государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: шесть или восемь высших сановников правят совместно с монархом (как кондиции 1730 г.). Однако Екатерина отвергла этот проект.

По другому проекту Панина был преобразован Сенат – 15 (26) декабря 1763 г. Он был разделен на шесть департаментов, возглавляемых обер-прокурорами, во главе становился генерал-прокурор. Каждый департамент имел определенные полномочия. Общие полномочия Сената были сокращены: в частности, он лишился законодательной инициативы и стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Центр законотворческой деятельности переместился непосредственно к Екатерине и ее кабинету со статс-секретарями.

Сенат был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый – военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый – государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент.

Кроме того, Екатерина II справедливо полагала, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь, с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни. К середине же 1760-х годов Екатерина окончательно убедилась, что вельможи из ее ближайшего окружения не в состоянии подготовить новое всеобъемлющее законодательство, отвечающее высоким принципам Просвещения. И тогда у императрицы рождается мысль привлечь к работе над законодательством более широкие слои подданных. Сама идея была не столь уж оригинальна, ибо еще при Елизавете Петровне собирались созвать выборных депутатов для создания нового уложения. Но Екатерина поставила дело иначе. Прежде всего, она принимается за детальную инструкцию для депутатов, где излагает основные принципы нового законодательства. Так появляется на свет знаменитый «Большой наказ» Екатерины II – один из самых замечательных памятников общественной мысли эпохи Просвещения17.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Административно-территориальная реформа

При Екатерине территория империи была поделена на губернии, многие из которых в практически неизменном виде сохранились до Октябрьской революции. Территория Эстляндии и Лифляндии в результате проведения областной реформы в 1782-1783 годах была разделена на две губернии – Рижскую и Ревельскую. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую.

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» было принято 7 (18) ноября 1775 года. Вместо трехзвенного административного деления – губерния, провинция, уезд, стала действовать двухзвенная структура – наместничество, уезд (в основе которого лежал принцип численности здорового населения). Из прежних 23 губерний были образованы 53 наместничества, в каждой из которых проживало 350-400 тысяч душ мужского пола. Наместничества делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тысяч душ мужского пола.

Так как городов-центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов стали называть мещанами и купцами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

Генерал-губернатор управлял несколькими наместничествами, во главе с наместниками (губернаторами), герольд-фискалами и рефатгеями. Генерал-губернатор имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные в губерниях. Назначался он Сенатом и подчинялся непосредственно императору.

В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.

Судебная реформа

Впервые в России появился суд, отделенный от исполнительной власти, хотя и зависимый от нее. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суды для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости.

Социальная политика

В 1785 году Екатерина II обнародовала «Жалованную грамоту дворянству» и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми.

При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передает его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным».

Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения («настоящих городовых обывателей», то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трех гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; «именитых граждан» – большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы ее функции передавались исполнительному органу – шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

С крестьянским сословием дело обстояло сложнее. С одной стороны, Екатерина II на запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По ее распоряжению для вновь учрежденных городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект – он привел бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась дворянского недовольства. И в результате издания ряда законов, крестьяне оказались закрепощены еще сильнее, чем в предыдущие эпохи. Как пишет Н. И. Павленко, при Екатерине «крепостное право развивалось вглубь и вширь», что являло собой «пример вопиющего противоречия между идеями Просвещения и правительственными мерами по укреплению крепостнического режима»18. Во многом это определило неизбежность многочисленных крестьянских восстаний, в том числе знаменитое Пугачевское восстание.

Сопоставление всех трех документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по ее мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.

Экономические преобразования

Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы русской торговле, доказательством чего является «Жалованная грамота городам» 1785 года. На таком отношении Екатерины к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы от западноевропейских идей. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила органы контроля – Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заемный банк с большим капиталом.

В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий («станов»), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Черном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

Реформы в сфере науки, образования и здравоохранения

К важным результатам деятельности правительства «просвещенного абсолютизма» относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. Екатерина II в своем «Наказе» первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений.

В соответствии с «Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества» были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)

В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Эти училища являлись всесословными и содержались за счет государства.

Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

В губерниях были созданы приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге – Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы.

Было введено обязательное оспопрививание. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещенные не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов»19.

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.

Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.

Вторая половина XVIII века была временем внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череды правительств, а с ними и политического курса, вереницы бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение.

Именно Екатерина была самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам. В отличие от Петра I, Екатерина II была сторонницей постепенных преобразований, а не крутых мер в политике. Иначе говоря, реформы Екатерины носили эволюционный, а не революционный характер.

Вторая половина XVIII века не случайно названа екатерининской эпохой, личность императрицы наложила на нее особый отпечаток. Волею судеб на российском престоле оказался человек яркий, незаурядный, оставивший заметный след в отечественной истории, – несомненно, один из наиболее талантливых государственных деятелей России, верно сумевший понять и оценить объективные тенденции развития общества и небезуспешно пытавшийся их направлять. Деяния Екатерины имели долговременное значение и во многом определили последующую историю страны.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 887 с. – (Серия «Cogito ergo sum»). – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1028870 (дата обращения: 26.02.2023). – Режим доступа: по подписке.

  2. Дэвис, Н. Европа : История / Н. Дэвис. – Москва : ACT, Транзиткнига, 2005. – 944 с. – Текст : электронный. – URL : https://www.studmed.ru/view/devis-n-istoriya-evropy_2dbe582c8a0.html (дата обращения : 28.02.2023).

  3. История : учебное пособие для студентов всех направлений подготовки и форм обучения / Н. А. Добрякова, В. Б. Лобанова, В. Н. Сухов. – Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2019. – 128 с. – Текст : непосредственный.

  4. Киданова, Е. А. «Золотой век» Екатерины II / Е. А. Киданова, Э. В. Гордон // Юный ученый. – 2017. – № 4. – С. 18-19. – Текст : электронный. – URL : http://yun.moluch.ru/archive/13/1019/ (дата обращения : 27.02.2023).

  5. Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций / В. О. Ключевский. – Москва : Олма-ПРЕСС Образование, 2005. – 974 с. – Текст : электронный. URL : http://rtunes.ru/content/ebooks/free_ebooks/vasily_klyuchevsky/russian_history_full_course_of_lectures/russian_history_full_course_of_lectures.a4.pdf (дата обращения 27.02.2023).

  6. Павленко Н. И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. – Москва : Молодая гвардия, 2003. – 495 с. – (ЖЗЛ). – Текст : непосредственный.

  7. Императрица Екатерина Великая // Наука – это жизнь! Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций : [сайт]. – URL : http://nauka.relis.ru/10/0303/10303086.htm (дата обращения : 28.02.2023). – Режим доступа : свободный.

  8. Страницы жизни и смерти Екатерины II // Большая медицинская библиотека : некоммерческий проект : [сайт]. – URL : https://web.archive.org/web/20070928050446/http://speclit.med-lib.ru/other/20.shtml (дата обращения : 28.02.2023).

1 Истрия России : учебное пособие для студентов всех направлений подготовки и форм обучения / Н. А. Добрякова. СПб, 2019. С. 37.

2 Там же. С.41.

3 Там же. С. 41-42.

4 Там же. С. 42.

5 Там же. С. 45.

6 Там же. С. 45.

7 Там же. С. 45.

8 Там же. С. 46.

9 Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Макаровой. М., 1997.

10 Истрия России : учебное пособие для студентов всех направлений подготовки и форм обучения / Н. А. Добрякова. СПб, 2019. С. 45-46.

11 Дэвис, Н. Европа: История. М., 2005. С. 680-681.

12 Там же. С. 689.

13 Истрия России : учебное пособие для студентов всех направлений подготовки и форм обучения / Н. А. Добрякова. СПб, 2019. С. 47.

14 Там же. С. 47.

15 Киданова, Е. А. «Золотой век» Екатерины II // Юный ученый. – 2017. – № 4. – С. 18-19. URL : http://yun.moluch.ru/archive/13/1019/

16 URL : http://nauka.relis.ru/10/0303/10303086.htm.

17 Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2005. URL : http://rtunes.ru/content/ebooks/free_ebooks/vasily_klyuchevsky/russian_history_full_course_of_lectures/russian_history_full_course_of_lectures.a4.pdf

18 Павленко, Н. И. Екатерина Великая. М., 2006. С. 225, 298.

19 URL : https://web.archive.org/web/20070928050446/http://speclit.med-lib.ru/other/20.shtml



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!