Автор: Якимова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия №86 города Нижний Тагил Свердловской области
Контрольная работа по родному (русскому) языку
по теме «Язык и культура речи» в 7 классе
(1 четверть)
Дата проведения:
Форма проведения: тематическая комплексная контрольная работа «Язык и культура»
Цель: осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся, оценка уровня усвоения обучающимися темы «Язык и культура», определение элементов содержания, требующих дополнительного изучения.
Время выполнения: 45 минут.
Работу выполняли:
Проверяемые элементы содержания
Задание | Проверяемые элементы содержания |
| Умение определять происхождение слов: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), исконно русские слова. |
| Знание терминов – названия слов ограниченной сферы употребления: диалектизмы, профессионализмы |
| Умение определять лексическое значение слова, группы слов по происхождению и употреблению (диалектные слова), выполнять лексический анализ слова |
| Умение определять заимствованные слова; выполнять лексический анализ слова |
| Знание терминов – названия слов ограниченной сферы употребления: заимствованные слова и исконно русские |
| Умение определять лексическое значение слова, заимствованные слова; выполнять лексический анализ слова |
| Умение определять происхождение слов: устаревшие слова (историзмы, архаизмы), исконно русские слова; заменять архаизмы современными названиями. |
| Знание фразеологизмов; умение заменять фразеологический оборот словом в соответствии со значением фразеологизма. |
| Умение различать слова по происхождению и употреблению; проводить лексический анализ слова |
| Знание орфоэпических норм русского языка, умение выполнять орфоэпический анализ слова |
| Умение строить рассуждение (письменный ответ на вопрос), доказывать свою позицию. |
Контрольная работа по родному (русскому) языку
по теме «Язык и культура речи»
Вариант 1
1. Слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений, называются:
А) архаизмы
Б) историзмы
В) устаревшие
Г) диалектизмы
2. Укажите предложение с устаревшим словом:
А) То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.
Б) На Тришке новый был кафтан.
В) Друзья ездили в выходной в аквапарк.
Г) Люблю грозу в начале мая.
3. Подберите соответствие: архаизм – значение
Устаревшее слово | Значение слова |
А) Очи | 1) Шея |
Б) Выя | 2) Щеки |
В) Десница | 3) Глаза |
Г) Ланиты | 4) Правая рука |
4. Отметьте слово, в котором правильно выделен ударный звук
А) бАрмен Б) зАвидно В) мАстерски Г) красивЕе
5. Подберите продолжение фразеологизму
Начало фразеологизма | Продолжение |
А) Тертый | 1) гороховый |
Б) Шут | 2) услуга |
В) Прокрустово | 3) калач |
Г) Медвежья | 4) ложе |
6. Подберите соответствие: заимствованное слово – значение
Заимствованное слово | Значение слова |
А) Смузи | 1) Самофотографирование |
Б) Пранк | 2) Фруктовый напиток |
В) Селфи | 3) Практический совет |
Г) Лайфхак | 4) Розыгрыш |
7. Подберите синонимы
А) Адекватный | 1) Бессмыслица |
Б) Нонсенс | 2) Справедливый |
В) Нелицеприятный | 3) Нелюдимый человек |
Г) Мизантроп | 4) Соответствующий |
8. Найдите предложения с ошибками
А) Не ложите руки на стол.
Б) Перцовый пластырь сильно жжет кожу.
В) В этот выходной мы поедем на экскурсию.
Г) Сначала едь прямо, а потом направо до конца улицы.
9. Найдите предложение без ошибки.
А) Не забываем оплачивать за проезд.
Б) На общем собрании нам представили новое руководство комбината.
В) В этом рассказе рассказывается о героях войны.
Г) Я одел пальто и вышел на улицу.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
А) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
Б) БОЛОТНЫЙ ил является превосходным удобрением.
В) Его доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным.
Г) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.
11. Почему нужно говорить и писать правильно? (ответ оформите в виде сочинения-рассуждения 5-8 предложений).
Контрольная работа по родному (русскому) языку
по теме «Язык и культура речи»
Вариант 2
1. Слова, вышедшие из употребления, но получившие современное звучание, называются:
А) архаизмы
Б) историзмы
В) устаревшие
Г) диалектизмы
2. Укажите предложение с заимствованным словом:
А) Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Б) И туман и непогоды осень поздняя несёт.
В) Отцу часто приходится делать серьёзные операции.
Г) Крепко пахло смородиной, ромашкой, полынью.
3. Подберите соответствие: архаизм – значение
Устаревшее слово | Значение слова |
А) Чело | 1) Ладонь |
Б) Длань | 2) Губы |
В) Перст | 3) Лоб |
Г) Уста | 4) Палец |
4. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук
А) обеспечЕние Б) облегчИть В) тОрты Г) каталОг
5. Подберите продолжение фразеологизму
Начало фразеологизма | Продолжение |
А) Ахиллесова | 1) конь |
Б) Троянский | 2) осёл |
В) Буриданов | 3) грамота |
Г) Филькина | 4) пята |
6. Подберите соответствие: заимствованное слово – значение
Заимствованное слово | Значение слова |
А) Хайп | 1) Скольжение пальцем по экрану |
Б) Тримминг | 2) Стрижка животных |
В) Свайп | 3) Большой рекламный щит |
Г) Билборд | 4) Шумиха, ажиотаж |
7. Подберите синонимы
А) Аутентичный | 1) Двусмысленности |
Б) Одиозный | 2) Близкий |
В) Экивоки | 3) Подлинный |
Г) Конгениальный | 4) Неприятный |
8. Найдите предложения с ошибками
А) Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
Б) В комнате убрато.
В) Построенный дом был очень красив.
Г) Потом она сгинала лист бумаги
9. Найдите предложение без ошибки.
А) Вам необходимо поставить роспись на документе.
Б) Я одела платье и пошла в магазин.
В) Художник написал картину и вышел из комнаты.
Г) Об остановках предупреждайте заранее.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
А) Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.
Б) Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.
В) Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.
Г) В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.
11. Почему нужно говорить и писать правильно? (ответ оформите в виде сочинения-рассуждения 5-8 предложений).
Контрольная работа по родному (русскому) языку
по теме «Язык и культура речи»
Ключи. Критерии. Ответы
Задания | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
| Б | А | 1 балл |
| Б | В | 1 балл |
| А – 3 Б – 1 В – 4 Г – 2 | А – 3 Б – 1 В – 4 Г – 2 | 4 балла |
| А | А | 1 балл |
| А – 3 Б – 1 В – 4 Г – 2 | А – 4 Б – 1 В – 2 Г – 3 | 4 балла |
| А – 2 Б – 4 В – 1 Г – 3 | А – 4 Б – 2 В – 1 Г – 3 | 4 балла |
| А – 4 Б – 1 В – 2 Г – 3 | А – 3 Б – 4 В – 1 Г – 2 | 4 балла |
| АГ | БГ | 1 балл |
| Б | В | 1 балл |
| Г; представляет | Б; надел | 2 балла |
| Сочинение-рассуждение | Сочинение-рассуждение | 4 балла |
Максимальный балл: | 27 баллов |
Критерии оценивания задания 11
Ученик обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения, аргументировано отвечает на вопрос, выдвигает новые тезисы, фактические ошибки отсутствуют. | 3 |
Ученик обнаруживает понимание сути вопроса, опирается на позицию автора произведения; но лишь частично аргументирует ответ на вопрос, и/или выдвигает лишь один тезис, и/или допускает одну фактическую ошибку. | 2 |
Ученик упрощенно понимает вопрос, не учитывает позиции автора; и/или рассуждает поверхностно, не подкрепляя суждения аргументами, и/или допускает две фактические ошибки | 1 |
Ученик неверно отвечает на вопрос; и/или подменяет рассуждение пересказом текста; и/или допускает три (и более) фактические ошибки | 0 |
При оценке ответа учитывается его речевое оформление. Если в ответе, оцененном не ниже 2-х баллов, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка, то ученик дополнительно получает 1 балл | +1 |
Максимальное количество баллов | 4 |
Перевод баллов в оценку
«5» | «4» | «3» | «2» |
25б. – 27б. | 18б. – 24б. | 13б. – 17б. | 0б. – 12б. |
91 – 100% объёма работы | 70 – 90% объёма работы | 50 – 69% объёма работы | 0 – 49% объёма работы |