5 класс
Тематическая контрольная работа № 10
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
Часть А
Выберите словосочетание.
А. ушёл поезд
Б. около леса
В. страница книги
Г. долго и счастливо
Правильный ответ: В 1 балл
Выберите наречное словосочетание (где главное слово – наречие).
А. уже сегодня Б. быстро бежать
В. шли по дороге
Г. прыгает высоко
Правильный ответ: А 1 балл
Сколько словосочетаний в предложении: Я осторожно взял в свои руки пушистого цыплёнка?
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6
Правильный ответ: В 1 балл
Найдите подлежащее в предложении «Отдых в разгар лета школьники считают лучшим временем».
А.отдых
Б. разгар
В. лета
Г. школьники
Правильный ответ: Г 1 балл
Найдите сказуемое в предложении «Жаркие летние деньки довольно редки в этих местах».
А. жаркие
Б. редки
В. летние
Г. в предложении нет сказуемого
Правильный ответ: Б 1 балл
В каком предложении между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире?
А. Певчие птицы наши верные друзья.
Б. Медный ствол сосны порозовел на солнце.
В. Ночь на юге жаркая и звёздная.
Г. Старый дуб высок и могуч.
Правильный ответ: А
1 балл
Выберите распространённое предложение.
А. Люди не торопились.
Б. Дельфины – млекопитающие.
В. Мы открыли окно.
Г. Бабочки, пчёлы, муравьи, жуки – насекомые.
Правильный ответ: В 1 балл
Выберите предложение, в котором НЕТ дополнения.
А. Соловей пел песню всю ночь.
Б. Туча закрывала почти всё небо.
В. Собаки протяжно выли на луну.
Г. Дерево сильно изогнулось.
Правильный ответ: Г 1 балл
Выберите предложение, в котором есть определение.
А. Во дворе ребята качались на качелях. Б. Розы свежи и ароматны.
В. Ранним утром мы отправились на рыбалку.
Г. Зарядка важна для мальчиков и девочек.
Правильный ответ: В 1 балл
Выберите предложение, в котором есть обстоятельство причины.
А. Я родился и вырос в деревне.
Б. Сочинение пятиклассника было написано грамотно и аккуратно.
В. Мы смогли занять все призовые места на соревнованиях по плаванию.
Г. С утра вылет самолёта был отменён из-за сильного ветра.
Правильный ответ: Г
1 балл
Выберите предложение, в котором есть однородные сказуемые. А. В нашем саду распустились ирисы и тюльпаны.
Б. Ваши высказывания уместны и благоразумны.
В. Ранним утром в лесу, на полях, на лугах сверкают алмазы.
Г. Дети играли в салочки и прятки.
Правильный ответ: Б 1 балл
В каком предложении нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
А. В маминой шкатулке лежали кольца браслеты и серьги.
Б. Жёлтые красные синие зелёные шары украшали зал.
В. Я часто рисую пейзажи портреты натюрморты.
Г. Соловей спел все свои песни и навсегда умолк.
Правильный ответ: А 1 балл
В каком предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены)?
А. Алёша с ранних лет увлекается рыбной ловлей.
Б. Мальчик снял рубашку и положил в неё рыбу.
В. Он поймал одну щуку и десять небольших карасей.
Г. Удобнее Алёша ловить рыбу с лодки удочкой.
Правильный ответ: Г
1 балл
Выберите сложное предложение.
А. Пёс обычно спал в прихожей, часто играл с детьми и охотно ел кашу.
Б. Олеся любила бывать в деревне, а в городе часто скучала.
В. Огонь костра медленно разгорается, потом снова гаснет от сильного ветра.
Г. Мой брат учится в университете, а сестра готовится к поступлению в колледж.
Правильный ответ: Г 1 балл
Максимальное количество баллов за часть А – 14
Часть В
Прочитайте текст и выполните данные ниже задания.
(1) Сне(г/к) та..т на глазах. (2)Выс..хла булыжная м..стовая и по ней загр..мели к..лёса теле(г/к). (3)На небольш..м сухом буг..рке игра..т р..бята. (4)Ре(д/т)кий крест..янин приед..т в..сной из дальн..й деревн.. в горо(д/т) ед..т обочиной по руч..ям еле тащ..т..ся.
Спишите текст, расставляя при необходимости знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Ответ:
Правильный ответ:
Критерии оценивания задания 1 части В
3 балла | Нет орфографических и пунктуационных ошибок, допускается 1-2 исправления |
2 балла | 1-2 орфографические, 1 пунктуационная ошибки, 3-4 исправлений |
1 балл | 3-4 орфографические, 2 пунктуационные ошибки, 5 исправлений |
0 баллов | Более 4-ёх орфографических, более 2 пунктуационных ошибок, более 6-ти исправлений |
Примечание: за искажения при переписывании снимается 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание 1 части В – 3
Выполните разбор словосочетания, выделенного в предложении 4.
Ответ:
Критерии оценивания задания 2 части В
2 балла | Разбор словосочетания выполнен без ошибок |
1 балл | 1 ошибка (не указано главное слово / не поставлен вопрос / не указано окончание / не указаны части речи) |
0 баллов | 2 ошибки и более или задание не выполнено |
Правильный ответ:
как?
х
еле тащится (нар.) (глаг.)
Выполните синтаксический разбор предложения 2 (выделите грамматические основы, дайте характеристику предложению, начертите схему).
Ответ:
Критерии оценивания задания 3 части В
4 балла | Выставляется за безошибочно сделанный синтаксический разбор |
3 балл | Допущена ошибка в характеристике предложения |
| ИЛИ Не указана одна из характеристик предложения ИЛИ Не указаны грамматические основы предложений ИЛИ Нет схемы предложения |
2 балла | Отсутствует характеристика предложения ИЛИ Отсутствует схема предложения и допущена ошибка в характеристике предложения ИЛИ Не указаны грамматические основы предложений и допущена ошибка в характеристике предложения ИЛИ Не указаны грамматические основы предложений и отсутствует схема предложения |
1 балл | Выделены только грамматические основы ИЛИ Составлена только схема предложения ИЛИ Дана только неполная характеристика предложения ИЛИ Допущена ошибка в характеристике предложения |
0 баллов | Задание не выполнено |
Правильный ответ:
(1) Высохла булыжная мостовая, и (2) по ней загремели колёса телег. (повеств., невоскл., сложное, союзное).
2)
1)
, и .
Максимальное количество баллов за задание 3 части В – 4 Максимальное количество баллов за часть В – 9
Часть С
Напишите сочинение на тему «Какого домашнего питомца я хотел бы завести». Используйте в своём тексте как минимум 1 сложное предложение, 1 предложение с однородными дополнениями, 1 вопросительное предложение, 1 предложение с прямой речью.
Помните, что в вашем тексте должно быть не менее трёх абзацев. Объём сочинения – 8-10 предложений.
Примерный план текста:
Есть ли у вас уже домашнее животное?
Почему вы хотите завести именно такого питомца?
Разрешат ли родители это сделать?
Критерии оценки части С
Оценка содержания
3 балла | Учащийся составил текст, в содержание которого включены все требуемые элементы. В тексте не менее 3 абзацев. |
2 балла | Учащийся составил текст, в содержание которого включены три из четырёх требуемых элементов. В тексте не менее 3 абзацев. |
1 балл | Учащийся составил текст, в содержание которого включены один-два из четырёх требуемых элементов. В тексте 2 абзаца. |
0 баллов | Учащийся составил текст, содержание которого не включает требуемых элементов. Текст состоит из одного абзаца. или Задание выполнено неверно |
Оценка грамотности
3 балла | Нет орфографических и пунктуационных ошибок, допускается 1-2 исправления |
2 балла | 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления |
1 балл | 3-4 орфографических и не более 3 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления |
0 баллов | Более 4 орфографических и более 3 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений |
Требования к оригинальности по системе https://text.ru/antiplagiat – 80%.
Максимальное количество баллов за часть С – 6
Часть D
Ваши одноклассники поспорили, разбирая предложение «Нам подали варенье из вишни». Один утверждает, что «из вишни» будет дополнением, а второй – определением. А как считаете вы? Своё мнение аргументируйте.
Критерии оценки части D
2 балла | Учащийся указал, что оба одноклассника правы, и обосновал свой выбор, приведя вопросы из чего? и какой? |
1 балл | Учащийся указал, что оба одноклассника правы, но не обосновал свой выбор |
0 баллов | Задание выполнено неверно ИЛИ Задание не выполнено |
Максимальное количество баллов за часть D – 2
Максимальное количество баллов за всю работу – 31 28–31 – оценка 5 (отлично)
24–27 – оценка 4 (хорошо)
19–23 – оценка 3 (удовлетворительно)
0–18 – оценка 2 (неудовлетворительно)