Класс: 5 Тема: «Из русской литературы XX века» Вариант 1
1. Как звали героя, который заблудился в тайге?
А – Никита; Б – Филька «Да ну тебя»; В – Васютка.
2. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами…».
3. Какое художественно-выразительное средство используется в следующих словосочетаниях: «клейкий, неподвижный туман», «громкие и частые шлепки», «обрывистые берега»?
А) метафора;
Б) эпитет;
В) гипербола;
Г) олицетворение.
4. Кому в рассказе А.П. Платонова принадлежат слова: «Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человека ты сам трудом сработал, он и добрый»?
А) отцу;
Б) дедушке;
В) матери;
Г) соседу.
5. Герой произведения В. Астафьева бродил по лесу:
А) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
Б) выполнял поручение отца;
В) ради удовольствия;
Г) хотел подстрелить глухаря.
6.Какое произведение заканчивается так: «Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарём и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял всё».
7.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма. Лучшее архитектурное украшение города».
8. Установите соответствие между автором и названием произведения:
1.В.Г. Короленко 2. К.Г. Паустовский 3. А.Платонов 4. В.П. Астафьев 5.Л.Андреев | А. «Никита» Б. «Васюткино озеро» В. «В дурном обществе» Г. «Тёплый хлеб» Д. «Кусака» |
9. Установите соответствие между литературными героями и названием произведения:
1. Бездомная собака, гимназистка 2. Вася, Маруся, Валек 3. Филька, конь 4. Командир, мальчик | А. «В дурном обществе» Б. «Тёплый хлеб» В. «Рассказ танкиста» Г. «Кусака» |
10. Установите соответствие между литературным понятием и его значением
1. Рифма 2. Повесть 3. Кульминация 4. Диалог | А. Разговор двух или более лиц. Б. Созвучие окончаний стихотворных строк. В. Один из видов эпического произведения, больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Г. Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения. |
11. Восстановите последовательность событий в произведении К. Паустовского
1.Начинается пожар
2. Дедушка идет на охоту.
3.Ветеринар отказывается лечить зайца.
4.Заяц спасает дедушку
5. Детский врач лечит зайца
6.Заяц остаётся жить у дедушки и внука.
12.Дайте развернутый ответ на вопрос.
- Какое из произведений литературы XX века вам больше всего запомнилось? Почему?
Класс: 5 Тема: «Из русской литературы XX века» Вариант 2
1. Какие слова вспомнил герой произведения В. Астафьева, когда понял, что заблудился в тайге:
А) «С тайгой надо дружить!»;
Б) «Тайга хлипких не любит!»;
В) «В тайге одному делать нечего!»;
Г) «Тайга – не место для детей!»
2. Какая была кличка у главного героя в рассказе «Теплый хлеб»?
А) «Ну и ну!»; Б) «А ну-ка!»; В) «Ну тебя!»; Г) «Ну да, ну да!»
3. На какую главную работу ушел отец Никиты?
А) на завод; Б) на фабрику; В) на войну; Г) на речку ловить рыбу.
4. В предложении: «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» — автор использует:
сравнение
антитезу
метафору
5. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
злобу людскую
ненависть народную
грубость человеческую
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент:
«Под плетнёвую стену сарая уходили две земляные норы. Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Может быть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и мать умрёт».
7.Какое произведение заканчивается так:
«Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт».
8. Установите соответствие между автором и названием произведения:
1 «Никита» | А) А. Платонов |
2 «Теплый хлеб» | Б) Л.Андреев |
3 «В дурном обществе» | В) В. Астафьев |
4 «Васюткино озеро» | Г) К. Паустовский |
5 «Кусака» | Д) В. Короленко |
9. Установите соответствие между литературным героем и названием произведения:
1. Профессор, дед 2. Вася, Соня, Тыбурций 3. Филька , конь 4. Рыбаки, дед, дядька Коляда | А. «Тёплый хлеб» Б. «В дурном обществе» В. «Заячьи лапы» Г. «Васюткино озеро» |
10. Установите соответствие между литературным понятием и его значением:
1. Драма 2. Сюжет 3. Строфа 4. Сравнение | А. Сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Б. Произведение, предназначенное для постановки на сцене. В. Группа объединенных по ритму и содержанию стихов (строк). Г. Цепь событий, которые развиваются в произведении |
11. Восстановите последовательность событий в произведении К.Г.Паустовского:
1 Поднялась вьюга.
2Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.
3Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.
4 Филька обидел коня.
5 Филька мирится с конём.
6. Мороз отступает.
Задание 12. Дайте развернутый ответ на вопрос:
- Какое из произведений литературы XX века вам больше всего запомнилось? Почему?
Ответы
Вариант 1.
1 – в
2 – б
3 – а
4 – г
5 – а
6 – 1в, 2г, 3а, 4б.
7 – 1г, 2а, 3б, 4в.
8 – 1б, 2в, 3г, 4а.
9 –
1 - Замок на острове.
2 - Жизнь Васи после смерти матери.
3 - Знакомство и дружба с Валеком и Марусей.
4 - Болезнь Маруси.
5 - Кукла.
6 - Приказ отца не отлучаться из дома.
7 – Смерть Маруси и примирение отца с сыном.
Вариант 2.
1 – б
2 – б
3 – б
4 – в
5 – в
6 – 1г, 2в, 3а, 4б.
7 – 1в, 2б, 3а, 4в.
8 – 1б, 2г, 3в, 4а
9 –
1 - Филька обидел коня.
2 - Поднялась вьюга.
3 - Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.
4 - Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.
5 - Филька мирится с конём.
10) Мне понравилось произведение В.П. Астафьева «Васюткино озеро», потому что главный герой заблудился в тайге, но не отчаялся, а собрался с силами, чтобы выжить. За несколько дней он вспомнил все советы дедушки, подстрелил глухаря, воспользовался подсказками природы. В итоге мальчик не только выжил, но и прославился на весь посёлок и страну, потому что нашёл в тайге озеро, о котором никто не знал. На карте появилось новое маленькое озеро, местные рыбаки начали ловить там рыбу, а озеро назвали Васюткиным.
Я считаю, что в любой ситуации нельзя отчаиваться, нужно искать выход, как это сделал главный герой.