СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы: проверить знания обучающихся и их умения определять вид придаточного предложения

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными»»

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными»

ВАРИАНТ 1

1. Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при помощи цифр.

Придаточное определительное

Придаточное изъяснительное


1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2. Придаточное отвечает на вопросы падежей.

3. Придаточные присоединяются к главному предложению с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.

4. Относятся к именам существительным.

5. Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов.

6. Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния.

7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

8.Придаточное относится к контактному слову. В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи.

9. Придаточные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.

Что общего у придаточного изъяснительного и придаточного определительного?


2. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

1.[… указ. сл. + сущ.], (какой …).

2.[… указ. сл. + сущ.], (который …).

3.[…сущ.], (где …).

4.[…каждый], (кто …).

3. Спишите, укажите вид придаточного предложения в СПП, постройте схемы. (знаки препинания не расставлены).

1.Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды.

2) О том что случилось вчера старушке не сообщили.

3. Герои наши встретились в той оранжерее что располагалась с южной стороны здания.

4. Небольшая скамейка стояла на круглой площадке откуда открывался прелестный вид на море.

5.В ясный день вы увидите в лесу как осенняя паутина блестит на солнце.

6.Трех сосен которые так любил Пушкин в Михайловском сейчас нет.

7. Мы спросили когда нам прийти снова.

8. Я собирался в самую глушь где стоял заброшенный дом и читал.

9.Я тот кто никого не любит.

10. Мы расположились у того дерева что растет около воды.

4. Из данных простых предложений составьте и запишите одно СПП с придаточным определительным и обособленным определением в одной из частей, подчеркните грамматические основы, постройте схему.

Над морем высится гора. Она похожа на медведя. Медведь будто пьёт воду.

5.Укажите, каким членом предложения является союзное слово:

Лакей проводил меня в очень красивую комнату, которая была у инженера гостиной и в то же время рабочим кабинетом..

  1. подлежащее; 2) дополнение; 3) определение; 4) обстоятельство.

6. Расставить знаки препинания, подчеркнуть главные члены предложения, построить схемы предложений, определить вид придаточного.

1.Он рассказал нам как найти его жилище и предложил остановиться у него в доме.

2.Где-то высоко в темноте промчался реактивный самолет с шумом который в иные времена был бы под силу лишь ветру и морю в жестокий шторм.

3.Местами брусники было так много что целые площади казались как будто окрашенными в бордовый цвет.

4.Там где стояла палатка торчали одни жерди и лежала примятая трава.

5.Когда пробило девять часов я не мог усидеть в комнате оделся и вышел.

6.Грибы составляют питательную, вкусную и здоровую пищу если они употребляются не в излишестве.

7.Нужно было остановить лошадь так как наша прямая дорога обрывалась и шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.

8.Для того чтобы вывезти группу учащихся нужен был всего один автобус.

9.Несмотря на то что было холодно снег на воротнике таял весьма заметно.

10.Солнце ярко блеснуло ему в глаза так что больно стало глядеть.

ВАРИАНТ 2

  1. Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при помощи цифр.

Придаточное определительное

Придаточное изъяснительное


1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2. Придаточное отвечает на вопросы падежей.

3. Придаточные присоединяются к главному предложению с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ли, употреблённой в значении союза.

4. Относятся к именам существительным.

5. Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов.

6. Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния.

7. Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

8.Придаточное относится к контактному слову. В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи.

9. Придаточные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.

10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.

Что общего у придаточного изъяснительного и придаточного определительного?

2. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

1.[… указ. сл. + сущ.], (какой …).

2.[… указ. сл. + сущ.], (который …).

3.[…сущ.], (где …).

4.[…каждый], (кто …).

3. Спишите, укажите вид придаточного предложения в СПП, постройте схемы. (знаки препинания не расставлены).

1) Краснолапые аисты крича и хлопая крыльями опускались в гнёзда откуда навстречу им тянулись жадно раскрытые клювы птенцов.

2) Вечерний залитый огнями город походил на опрокинутое ночное небо где звезда самой последней величины горела как первостепенная.

3) Кто малого не может тому и большее невозможно.

4) Мы поинтересовались о том какие сувениры туристы привезли из Африки.

5. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

6.Из глубокой балки, где сгущался мрак, повеяло холодом.

7.Я очень рано понял, что человека поддерживает вера в Бога. 8.Молодость хороша тем, что она имеет будущее.

9.Лес, что находился поблизости, был полон грибов и ягод.

10. Я давно не посещал те места, где прошла моя юность.

4. Из данных простых предложений составьте и запишите одно СПП с придаточным определительным и обособленным определением в одной из частей, подчеркните грамматические основы, постройте схему.

Степь покрыта нежными фиалками. Они испускают тончайший аромат. Он выделяется среди других запахов весны.

5. Укажите, каким членом предложения является союзное слово:

Пегий теленок, который был привязан возле чьего – то двора, заметался на веревке.

А) подлежащее; В) дополнение; С) определение; Д) обстоятельство.


6. Расставить знаки препинания, подчеркнуть главные члены предложения, построить схемы предложений, определить вид придаточного.

1. Светлана не терпела чтобы к ней относились безразлично и старалась при всяком случае завоевать расположение Агафонова.

2. Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба по которому двигались перистые облачка и пригревало изрядно.

3. Машины были так близко что ему в лицо пахнуло теплым смрадом газолиновой гари.

4.Только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось приближение рассвета.

5.Когда прожекторный луч падал в заросли пронзительно вспыхивали хрустальными фонтанами обледеневшие деревья.

6.Тигр не боится огня и смело подходит к биваку если на нем тихо.

7. Как-то в начале марта он нашел время и возможность забежать домой так как был послан с поручением в город.

8.Он пришел к нам затем чтобы получить совет.

9.Хотя виски уже серебрятся но с виду капитан еще моложав.

10.Я тронул лошадь поводом но она вдруг шарахнулась в сторону так что я едва усидел.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!