Контрольная работа№1 по теме
«Биология как наука. Методы научного познания»
Вариант 1
А. Выберите один правильный ответ
1Главный признак живого организма: а)изменение формы, б)изменение размера, в)обмен веществ, г)пассивное передвижение
2Все живые организмы в отличие от неживых: а)размножаются, растут, развиваются, б)существуют независимо от среды, в)изменяют форму, г)изменяются под воздействием среды.
3В предложенном перечне найди название систематической категории: а)вид, б)собака, в)роза, г)человек.
4Группа особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это: а)вид, б)род, в)тип, г)отряд
5Главная задача систематики – это изучение: а)этапов эволюции, б)отношений организмов и окружающей среды, в)приспособленности организмов к условиям обитания, г)организмов и объединение их в группы на основе родства.
6Назовите единицу строения и жизнедеятельности организмов: а)ткань, б)орган, в)клетка, г)органоид
Б. Дайте развернутый ответ
Охарактеризуйте клеточный и популяционно-видовой уровни жизни.
В. Тест
1. Вирусы обладают такими признаками живого, как 1) питание 2) рост 3) обмен веществ 4) наследственность. | 2. Преемственность поколений обеспечивается за счет 1) развития 2) роста 3) размножения 4) обмена веществ. |
3. Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни 1) клеточном 2) молекулярном 3)органо-тканевом 4) организменном | 4. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни 1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном. |
5. Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни 1) клеточном 2) молекулярном 3)органо-тканевом 4) организменном | 6. Деление ядра – это пример проявления жизни на уровне 1) клеточном 2) молекулярном 3)органо-тканевом 4) организменном. |
7. Динамика численности уссурийского тигра – это пример на уровне 1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном. | 8. На каком уровне организации живого происходят генные мутации? 1) организменном 2) клеточном 3) видовом 4) молекулярном |
9. Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют: 1) воспроизведением 2) эволюцией 3) раздражимостью 4) нормой реакции | 10. Живое от неживого отличается способностью 1) изменять свойства объекта под воздействием среды 2) участвовать в круговороте веществ 3) воспроизводить себе подобных 4) изменять размеры объекта под воздействием среды |
11. Клеточное строение - важный признак живого характерен для 1) бактериофагов 2) вирусов 3) кристаллов 4) бактерий. | 12. Для изучения строения клетки необходимо: 1) рассмотреть под микроскопом орган растения, например, лист; 2) приготовить тонкий срез какого либо растения и рассмотреть его под микроскопом; 3) выделить из органа одну клетку и рассмотреть ее под микроскопом; 4) поставить опыт по изучению значения света в жизни растения и наблюдать за ним |
13. Для изучения химического состава клеток используют метод 1) цитогенетический 2) микроскопии 3) биохимический 4) центрифугирования | 14.Какие организмы занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы А) вирусы Б) бактерии В) лишайники Г) грибы |
15. О единстве органического мира свидетельствует А) круговорот веществ Б) клеточное строение организмов В) взаимосвязь организмов и среды Г) приспособленность организмов к среде | 16. Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток – это свидетельствует о А) единстве органического мира Б) разнообразии строения живых организмов В) связи организмов со средой обитания Г) сложном строении живых организмов |
Контрольная работа по теме
«Биология как наука. Методы научного познания»
Вариант 2
А. Выберите один правильный ответ
1Классификацией организмов на основе их родства занимается наука: а)экология, б)систематика, в)морфология, г)палеонтология.
2Обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение – это основные признаки: а)популяции, б)организма, в)вида, г)биогеоценоза
3Главным признаком живого является: а)движение, б)увеличение, в)обмен веществ, г)распад на молекулы.
4Какой уровень является высшим уровнем организации жизни: а)биосферный, б)биогеоценотический, в)популяционно-видовой, г)организменный.
5Живые системы считаются открытыми, потому что: а)они построены из тех же химических элементов, что и неживые системы, б)они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой, в)способны к адаптации, г)они способны размножаться.
6Какой уровень является низшим уровнем организации жизни: а)клеточный, б)молекулярный, в)популяционно-видовой, г)организменный.
Б. Дайте развернутый ответ Охарактеризуйте молекулярный и организменный уровни жизни.
В. Тест
1. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется 1) гомеостаз 2) обмен веществ 3) развитие 4) раздражимость. | 2. Поступление в биологические системы питательных веществ и энергии извне характеризует их 1) целостность 2) открытость 3) единство 4) системность. |
3.Зарастание водоема происходит на уровне организации жизни 1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном. | 4. Миграция северных оленей наблюдается на уровне организации жизни 1) организменном 2) биосферном 3) экосистемном 4) популяционно-видовом. |
5. Газообмен в легких наблюдается на уровне организации жизни 1) клеточном 2) молекулярном 3)органо-тканевом 4) организменном. | 6. Миграция атомов и молекул в природе — это проявление жизни на уровне 1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном. |
7. Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого 1) организменном 2) субклеточном 3) тканевом 4) популяционном | 8. Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого 1) организменном 2) тканевом 3) молекулярном 4) популяционном |
9. Митоз – это проявление жизни на уровне организации жизни 1) клеточном 2) молекулярном 3)органо-тканевом 4) организменном.. | 10. На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации? 1) биосферном 2) экосистемном 3) популяционном 4) организменном. |
11. Для прогнозирования процессов в биологических системах используют метод 1) гибридизации 2) моделирования 3) цитогенетический 4) центрифугирования. | 12. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки? 1) скрещивание 2) центрифугирование 3) моделирование 4) биохимический. |
13. Генетика — наука, изучающая закономерности 1) взаимоотношения организмов и среды 2) исторического развития органического мира 3) наследственности и изменчивости организмов 4) индивидуального развития организмов | 14. Строение и функции органоидов клетки изучает наука 1) генетика 2) цитология 3) селекция 4) фенология |
15. Изучением многообразия организмов, их классификацией занимается наука 1)генетика 2) систематика 3) физиология 4)экология | 16. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле А) обмен вещества Б) раздражимость В) размножение Г) изменчивость |