СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
______________
Пухова Л.В.
«____» ____________ 2020 г.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
за 2020-2021 учебного года
по предмету «Экономике», 11 класс
СОСТАВИЛ: Миндиярова Г.Г.
учитель технологии
Спецификация для проведения промежуточной
аттестации по экономике в 11 классе
Назначение КИМ - проведение промежуточной аттестации, оценка индивидуальных достижений выпускников средней основной школы
Форма проведения: тестирование
Характеристика структуры и содержания КИМ
Структура проверочной работы
| Группа 1 | Группа 2 |
Уровень сложности | базовый (обучающийся научится) | повышенный (обучающийся получит возможность научиться) |
Тип задания и форма ответа | задания 1-6 базового уровня с выбором ответов, которые проверяют овладение конкретным материалом по данным темам (тестовые задания: из предложенных вариантов ответов выбрать один). Каждый правильный ответ – 1 балл . | Задание оценивается от 1 до 4 баллов задания 7-15 – задания повышенного уровня, которые обеспечивают овладение учащимися общими и специфическими приёмами учебной деятельности – по 2 балла. Задание 16-18 высокого уровня проверяет знания теоретического материала и умения приводить конкретные примеры из жизненного опыта – 3 балла |
Кодификатор
№ | Описание элементов предметного содержания |
1 | Экономика и экономическая наука |
2 | Рынок и рыночный механизм |
3 | Спрос и предложение |
4 | Финансовые институты. Банковская система |
5 | Инфляция |
6 | Безработица |
7 | Экономическое развитие |
8 | Экономический цикл. Понятие ВВП |
9 | Роль государства в экономике |
10 | Налоги |
11 | Бюджет |
12 | Мировая экономика |
Продолжительность работы – 35 минут
Критерии оценивания:
При проверке работы за каждое из заданий 1-6 (базовый уровень) выставляется 1 балл, если ответ правильный, и 0 баллов, если ответ неправильный. За каждое из заданий.
Полный правильный ответ на задания 7-15 (повышенный уровень) оценивается 2 баллами: если допущена одна ошибка (в т.ч. отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) - 1 балл: если допущено две и более ошибок (в т.ч. отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишних цифр) или ответ отсутствует - 0 баллов. Задания 16-18 (высокий уровень) являются открытыми и оценивается каждый элемент ответа в отдельности от 1 до 3 баллов. Максимальный балл за работу – 33 балла.
Таблица 2. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Баллы | 0-12 | 13-20 | 21- 27 | 28-33 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе.
Код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Умение осознанно воспринимать смысл основных теоретических положений экономической науки (Регулятивные) |
2.2 | Приводить примеры взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли (Познавательные) |
2.3 | Объяснять экономические явления с помощью закон спроса и предложения; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда (Познавательные) |
2.4 | Сравнивать (различать) спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации (Регулятивные) |
2.5 | Описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда (Познавательные) |
2.6 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации (Регулятивные) |
2.7 | Характеризовать причины, виды безработицы, пути ее решения(Познавательные) |
2.8 | Определять фазы экономического цикла по заданным параметрам (Познавательные) |
2.9 | Умение выбирать по существенным признакам правильный ответ из предложенного перечня (Регулятивные) |
2.10 | Подбирать необходимые примеры экономического роста по образцу (Регулятивные) |
2.11 | Умение работать со схемами, графиками и таблицами (Коммуникативные) |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи |
3.2 | Выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения |
3.3 | Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике |
3.4 | Объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства |
3.5 | Приводить примеры влияния государства на экономику |
3.6 | Определять назначение различных видов налогов |
3.7 | Выявлять сферы применения показателя ВВП |
3.8 | Приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России |
3.9 | Приводить примеры макроэкономических последствий инфляции |
3.10 | Различать факторы, влияющие на экономический рост |
Инструкция по выполнению работы для ученика
Промежуточная работа по праву состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий.
Часть 1 включает в себя 15 заданий с выбором ответа. Ответы записываются в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Часть 2 включает в себя 3 задания с развернутым аргументированным ответом.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по экономике для 11 класса
1 вариант
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Рабочая сила, безработные, занятые, трудоспособное население, производители материальных благ.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Таможенные пошлины, налоги, акцизы, прогрессивная шкала, декларация.
4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды финансовых институтов.
1) инвестиционный фонд 2) коммерческий банк 3) артель 4) страховая компания
5) фондовая биржа 6) некоммерческая организация
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой источники доходной части государственного бюджета.
1) налоги; 2) государственные займы; 3) обслуживание государственного долга; 4) дотации предприятий; 5) государственные пошлины; 6) эмиссия.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
6 . На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S1 в положение S2? (на графике по вертикали — цена товара, по горизонтали — количество товара).
1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки
2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков
3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков
4) рост тарифов на электроэнергию
5) снижение налогов на комплектующие изделия для роликовых коньков
7. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) оплата услуг салона красоты
2) пособие по безработице
3) покупка «пиратского» издания
4) гонорар композитора
5) покупка корпоративных облигаций
8. Найдите в приведённом списке факторы ускорения экономического роста в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) прогресс науки и техники
2) рост числа безработных
3) отток инвестиций из производственной сферы
4) административное регулирование экономики
5) рост образовательного уровня работников
6) увеличение масштабов производства
9. Найдите в приведённом ниже списке механизмы осуществления государством монетарной (денежной) политики. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поддержка и защита конкуренции
2) изменение учётной ставки рефинансирования
3) обеспечение защиты прав собственности
4) регулирование доходов населения
5) установление нормы банковского резерва
6) операции на рынке ценных бумаг
10. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.
2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.
3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.
4) Одна из причин инфляции — усиление конкуренции между производителями.
5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.
11. Выберите верные суждения о налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода.
2) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких.
3) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога.
4) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами.
5) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков.
12. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
2) Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
3) Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.
4) Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
5) Экономика как наука зародилась в античные времена.
13. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В периоды высокой инфляции повышается покупательная способность национальной валюты
2) Высокая инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.
3) Oт инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции ниже процента по депозитам.
4) Высокой инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.
5) Экономисты различают фрикционную, структурную и циклическую инфляцию.
14. Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок услуг
2) совершенная конкуренция
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) олигополия
6) рыночный дефицит
15. В Канаде и Австралии много земли, а население рассредоточено на больших пространствах. В связи с этими условиями здесь возникли фирмы, которые выращивают и поставляют на мировой рынок пшеницу, кормовые культуры и крупный рогатый скот. Они заботятся о заключении наиболее выгодных сделок. О каких процессах, происходящих в названных странах, свидетельствует приведенный пример? Запишите цифры, под которыми указаны эти процессы.
1) инфляции
2) специализации
3) монополизации
4) конкуренции
5) информатизации
6) девальвация
16. Назовите три особенности современной экономики и проиллюстрируйте каждую примером.
17. В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала.
В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.
18. В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Вариант 2
1.Запишите слово, пропущенное в таблице
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Налог на собственность, прямой налог, подоходный налог, налог на прибыль фирм, налог на землю.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.
4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рынок».
1) спрос 2) директивное планирование 3) предложение 4) равновесная цена 5) потребитель
6) дефицит
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «безработица».
1) рынок труда 2) занятость 3) фондовая биржа 4) трудовые ресурсы 5) пособие 6) коммерческий банк
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
6 . На рисунке отражены изменения спроса на легковые автомобили на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение связано, в первую очередь, с
1) совершенствованием технологии производства автомобилей
2) уменьшением издержек производителей автомобилей
3) увеличением объёма услуг общественного транспорта
4) увеличением доходов населения
5) резким снижением цен на бензин
7. Найдите в приведенном списке операции, которые должны учитываться при подсчете ВВП, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оплата труда домохозяйки
2) покупка нового компьютера
3) подарок внуку от бабушки
4) пенсия шахтера
5) оплата коммунальных платежей
8. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение расходов государства на социальные программы
2) закрытие убыточных предприятий
3) изъятие «лишних» денег центральным банком
4) отказ от повышения зарплат и пенсий
5) переход на натуральный обмен вместо денежного
9. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда. Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись пойти на работу курьером.
2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.
3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо перекввалифицироваться.
4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.
5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»
6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.
10. Найдите в списке неценовые факторы спроса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) цены на сопряженные товары
2) количество продавцов на рынке
3) уровень доходов потребителей
4) предписания моды
5) ставки налогов на производителя
6) импортные таможенные пошлины
11. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие экстенсивные факторы экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расширение таксомоторного парка
2) повышение квалификации работников здравоохранения
3) создание автоматизированной системы обработки телефонных вызовов
4) внедрение энергосберегающих технологий
5) введение в строй дополнительной сборочной линии на заводе
6) увеличение добычи нефти
12. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.
2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.
3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.
4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.
5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.
13. Выберите верные суждения о расходной части государственного бюджета и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средства расходной части государственного бюджета тратятся на уплату налогов.
2) К расходам государственного бюджета относятся средства на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам.
3) Посредством расходов государственного бюджета государство реализует свои функции воздействия на экономическое и социальное развитие общества.
4) Расходы государственного бюджета не могут быть больше его доходов.
5) К расходам государственного бюджета относятся средства на обслуживание и погашение государственных долговых обязательств.
14. Выберите верные суждения о Центральном банке РФ.
1) Центральный банк РФ входит в структуру Правительства РФ
2) имеет исключительное право на эмиссию денег
3) предоставляет кредиты коммерческим банкам
4) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций
5) обладает правом законодательной инициативы по вопросам финансового регулирования
15. На рынке представлен только один производи тель электроэнергии, поставляющий её фирмам и в жилой сектор области Z. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
16. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.
17. В стране Z для развития экономики была снижена ставка рефинансирования центрального банка. Назовите любые три последствия данного решения для финансовой сферы страны Z.
18. По данным Государственной службы статистики, в стране Н. последние три года стремительно падает ВВП. На какой стадии экономического цикла находится экономика государства Н.? Назовите также другие признаки этой стадии экономического цикла (назовите три признака).
Ответы
Вариант 1
1 – протекционизм
2 – трудоспособное население
3 – налоги
4 – 36
5 – 34
6 –25
7 – 14
8 – 156
9 – 256
10 – 13
11 – 34
12 – 34
13 – 24
14 – 345
15 – 24
16 - Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть названы следующие особенности и приведены соответствующие примеры:
1) глобализация экономики; проявлением усиления взаимосвязей и взаимозависимостей экономического развития может служить переход к единой валюте, создание общего рынка стран еврозоны;
2) усиление государственного регулирования ряда экономических процессов; иллюстрацией этого могут служить действия правительств многих стран в период недавнего финансового кризиса, в частности государственная поддержка ряда банков, гарантирование вкладов населения;
3) возрастание на рынке роли крупных фирм, транснациональных компаний; такие корпорации есть во многих отраслях реальной экономики и банковского сектора, например, крупные автомобильные производства имеют свои подразделения в десятках стран мира.
Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами другие особенности.
17. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Дан ответ, например:
– прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.
2) Приведены объяснения, например:
– прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;
– прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;
– прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими
необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.
Могут быть приведены иные объяснения.
18. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1. Повышения спроса на отечественные автомобили.
2. Увеличение производства отечественных авто
3. Рост продаж отечественных авто
4.Повышение цен на отечественное авто
5. Продвижение отечественного рынка.
Вариант 2
1 – подъем
2 – прямой налог
3 – экономическая деятельность
4 – 26
5 – 36
6 –45
7 – 25
8 – 34
9 – 146
10 –134
11 – 156
12 – 123
13 – 235
14 – 234
15 – 235
16 - Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах, допустим:
1) стимулирующая функция. Пример: В период кризиса властями было принято решение снизить налоги для бизнеса, что обеспечило постепенный выход страны из рецессии.
2) социально-воспитательная функция. Пример: Властями было принято решение об увеличении акцизов на алкогольную продукцию, что привело к снижению ее потребления населением.
3) распределительная функция. Пример: В России за счет налогов и сборов финансируются различные социальные трансферты населению: пенсии по инвалидности, пособия по безработице и т.д.
17. В правильном ответе должны быть названы три последствия:
1) снизились ставки по кредитам:
2) понизились доходы по вкладам:
3) снизился курс национальной валюты.
18. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названа стадия: спад (рецессия);
2) приведены три других признака:
− сокращение деловой активности;
− рост безработицы;
− сокращение объёмов производства. (Могут быть названы другие признаки.)
23