СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе»




Контрольно- измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по русскому языку
за 10 класс.
Учебник:

Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.

10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2019



Кодификатор

(планируемые результаты освоения основной образовательной программы)

Тест состоит из 19 заданий с кратким ответом. Ответ на задания даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, цифры или последовательности слов, цифр.

Задания 1-17 относятся к базовому уровню сложности. Задания 18-19 относятся к повышенному уровню сложности.


Распределение заданий по основным содержательным разделам курса

Содержательные разделы

Номер тестовых заданий

Число заданий

Речь. Текст

3 - 4

2

Лексика и фразеология

5, 18, 19

3

Речь. Нормы орфографии

8-15

8

Речь. Языковые нормы

1, 2, 6, 7

4

Морфемика и словообразование

16, 17

2

Итого


19


Распределение заданий по проверяемым элементам содержания


задания

Проверяемые элементы содержания

Число
заданий

Уровень
сложности

1

Орфоэпические нормы

1

Б

2

Синтаксические нормы (грамматические нормы)

1

Б

3

Определение главной информации текста

1

Б

4

Средства связи предложений в тексте

1

Б

5

Определение лексического значения слова

1

Б

6

Лексические нормы (употребление паронимов)

1

Б

7

Морфологические нормы

1

Б

8-9

Правописание корней

2

Б

10

Правописание приставок

1

Б

11

Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)

1

Б

12

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий

1

Б

13

Правописание НЕ с разными частями речи

1

Б

14

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1

Б

15

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

1

Б

16-17

Морфемика и словообразование

2

Б

18

Изобразительно-выразительные средства

1

П

19

Устойчивые сочетания слов

1

П


Итого:

19




Спецификация


За верное выполнение каждого задания базового уровня 1 балл. За
неверный ответ или его отсутствие 0 баллов. За выполнение заданий повышенной
трудности учащийся получает от 0 до 3 баллов (задание 18), от 0 до 4 баллов (задание 19) – по
1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов- 24.



задания

Проверяемые планируемые
результаты

Правильный ответ

Критерии
оценивания/баллы

1

Орфоэпические нормы

приняли

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

2

Синтаксические нормы (грамматические нормы)

4

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

3

Определение главной информации текста

3 5

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

4

Средства связи предложений в тексте

но

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

5

Определение лексического значения слова

6

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

6

Лексические нормы (употребление паронимов)

поделки

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

7

Морфологические нормы

две тысячи четвёртом

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

8

Правописание корней

дразнящий

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

9

Правописание корней

поплавок

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

10

Правописание приставок

безжалостность неизбежный

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

11

Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)

надевать

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

12

Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий

изменяемый

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

13

Правописание НЕ с разными частями речи

невзирая

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

14

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

справа тотчас

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

15

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

1 2 3 4

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

16

Морфемика и словообразование

3

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

17

Морфемика и словообразование

ничего

Верный ответ – 1 балл,
неверный ответ или отсутствует – 0 баллов

18

Изобразительно-выразительные средства

оксюморон

антитеза

градация

3 балла: по 1 баллу за каждый верный ответ.

19

Устойчивые сочетания слов

Играет роль
Где собака зарыта
Под счастливой звездой
Произнести тост

4 балла: по 1 баллу за каждый верный ответ

Итого:

24 балла

Шкала перевода баллов в оценки

% выполнения
работы

Количество баллов

Цифровая отметка

Уровневая шкала

100-86

21-24

5

повышенный

85-70

17-20

4

повышенный

69-40

16-10

3

базовый

39-0

0-9

2

недостаточный



Вариант №1 промежуточной аттестации по русскому языку. 10 класс.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
красивЕе прИняли значИмость лгАла.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Обладая чудесным пламенем,
1) об античном мифе известно всем и сегодня;
2) у титана Прометея возникла мысль помочь людям;
3) в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей;
4) люди перестали подчиняться небожителям.
Прочитайте текст и выполните задания 3-5.
(1)Не всегда Русь была единым государством. (2)Долгое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые враждовали между собой, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)(…) шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство.
3. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся
в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Русское государство возникло в результате войн князей, каждый из которых защищал свои земли.
2) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.
3) После объединения отдельных княжеств, раньше враждовавших между собой, Русь стала
могучим государством.
4) Объединение русских земель произошло быстро.
5) Русь как государство возникла в результате объединения разрозненных княжеств, долго враждовавших между собой.
4. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в 3 предложении текста? при этом но хотя несмотря на это кроме того
5. Определите значение, в котором выделенное слово употреблено в тексте.
ЗЕМЛЯ, -и, жен.
1) Третья от Солнца, обитаемая нами планета. Окружность З.
2) Территория с угодьями, находящаяся в чьём-то владении. Аренда З. Собственность на З.
3) Суша, земная твердь. Земли с корабля не было видно.
4) Почва, грунт, поверхность. Пахать З. Сесть на З.
5) Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. Песок с землёй. Комок З.
6) Страна, государство, вообще какая-л. большая территория. Родная З. Русская З. Чужие земли.
7) Устарелое название буквы «З».
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку.
1) К новогоднему празднику младшие школьники изготовили замечательные ПОДДЕЛКИ.
2) Удивительные по красоте названия селений этого края соответствуют живописной местности
с НЕОГЛЯДНЫМИ просторами полей и огромными голубыми озёрами.
3) Наездник достиг песчаной полосы и, прежде чем спрыгнуть с коня, осторожно ВЫСВОБОДИЛ перевязанную ногу из стремени.
4) Мальчик ОБХВАТИЛ дерево руками и сначала повис на могучем стволе, а затем, отталкиваясь от него ногами, стал ловко карабкаться вверх.
7. В одном из приведенных ниже форм допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КОЛЫШЕТ квалифицированные ЛЕКТОРЫ ИХ мнение в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ
году ПЯТИСТАМ ученикам
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня: накл..ниться, м..ханизм, др..знящий, вн..мание, нар..совать.
9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня: покр..снение, т..оретически, попл..вок, удл..нённый, к..соглазие.
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова

под..тожить, пед..нститут
пр..встать, пр..милый
кур..ер, ад..ютант

бе..жалостность, неи..бежный

з..метить, п..стараться

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е: застенч..вый, присва..вать, над..вать, обнюх..вать, плать..це

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е: обид..шь, движ..мый, изменя..мый, ненавид..мый, дежур..т
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Сидите смирно, а (не)то позову директора.
(Не)взирая на привычку пренебрегать игрой на народных музыкальных инструментах, фрейлины с удивлением и интересом прислушались к звукам.
Отнюдь (не)приятно было вспоминать всё, что Григорий пережил в последние месяцы.
Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.
В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
(С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
(НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.
16. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о-?
1) огрубелый, оглядеться, оглобля
2) огарок, огнедышащий, огорчительный
3) оглушительный, оглавление, оголодать
4) оглашать, ограничительный, огуречный
17. Выпишите слово, образованное приставочным способом.
Но ведь детство было и у человечества в целом. Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом.
18. Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) Люблю я пышное природы увяданье…
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.
19. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.
1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодёжи имеет наша литература.
2. Так вот где собака порылась!
3. Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой луной.
4. Я поднял тост за моих далёких друзей.

Вариант №2 промежуточной аттестации по русскому языку. 10 класс.
1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: шАрфы, слИвовый, опломбИровать, красИвейший, доскА.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Допуская грамматические ошибки в речи,
1) смысл вашего высказывания не понятен.
2) слушателями с трудом воспринимается её содержание.
3) это говорит о низком культурном уровне оратора.
4) оратор не может рассчитывать на успех.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5.1

(1)В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль. (2) процесс называется опреснением и может осуществляться разными способами. (3)Чаще всего применяется кипячение воды, при котором вода начинает подниматься вверх в виде пара, а соль остаётся внизу, после чего пар охлаждается и, конденсируясь, превращается в чистую воду.

3. Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1) В тех частях земного шара, где запасы пресной воды невелики, в качестве питьевой воды и для бытовых нужд используют морскую воду, предварительно удаляя из неё соль с помощью фильтрации и аэрации.

2) В местностях с особенно жёсткой водой для удаления некоторых растворённых в ней солей иногда используют химическую обработку, и только после этого вода поступает в трубы для бытовых нужд.

3) Там, где запасы морской воды велики, для опреснения морской воды строят специальные опреснительные станции, которые позволяют получить из солёной воды пресную.

4) Там, где запасы пресной воды невелики, используют морскую воду, опресняя воду при кипячении, когда она в виде пара поднимается вверх, а соль остаётся внизу; пар, конденсируясь, превращается в чистую воду.

5) Чтобы опреснить морскую воду в местах, которые испытывают недостаток пресной воды, используют кипячение, при котором вода в виде пара поднимается вверх, оставляя соли внизу, а затем конденсируется, превращаясь в чистую воду.

4. Подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во 2 предложении.

5.  Определите значение, в котором выделенное слово употреблено в 3 предложении.

СОЛЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.

1. ед. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Природная с. Поваренная с. Морская с. Добыча соли.

2. Такое вещество, употр. как приправа к пище. Столовая с. Пуд соли съесть с кем-н. (перен.: тесно и долго общаясь, хорошо узнать кого-н.; разг.).

3. перен., ед. То, что придаёт особенный интерес, остроту чему-н. В этом и состоит вся с. рассказа.

4. перен., ед. О лучших представителях какого-н. общества, общественной группы. Эти моряки с. русского флота. С. земли (о лучших представителях общества; книжн.).

5. В химии: соединение, в к-ром водород кислоты замещён металлом. Почвенные соли.

6.  Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ.

В группе, которую возглавит Сургеев, три членкора и два ДЕЙСТВЕННЫХ члена академии наук.

Рассуждали они о том, что одиночество весьма ПРОДУКТИВНО в художественном отношении.

Штрум поморщился, это выражение сочувствия казалось УНИЗИТЕЛЬНЫМ.

Костёр разгорался туго, но жар его ОХВАТИЛ моё лицо, пар пошёл от мокрой телогрейки.

7.  Исправьте ошибку в образовании формы слова. 

ПОМАШИТЕ рукой

шесть БЛЮДЕЦ

НАИЛУЧШИЙ способ

СЕМЬЮСТАМИ ответами

занавесить ТЮЛЬЮ

8. Укажите слово, в котором содержится безударная проверяемая гласная корня: возрастной, невразумительно, творец, располагающийся, убедить.

9. Укажите слово, в котором содержится безударная чередующаяся гласная корня: увековечить, замереть, примирить (друзей), прославлять, примерять (вещи)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;

2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;

3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал

4) с..ехидничать, уст..е, в..юга

5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Е: разглаж..вающий, буш..вать, лен..вый, обессил..ть (врага), натерп..шься.

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И: предвид..вший, незыбл..мый, обездвиж..нный, натерп..шься, (он) клокоч..т.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Тот долгий, нисколько (НЕ)ПОНЯТНЫЙ чужим ушам разговор сблизил Олега и Настю.

(НЕ)СОМНЕВАЯСЬ в своём решении ни минуты, Аркаша вышел из дома.

Василию (НЕ)ДОСТАВАЛО смелости признаться себе самому, что уже пора отступить, сдаться.

(НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег привлёк нас, и мы решили переночевать здесь.

Меня оскорбило (НЕ)ВЕЖЛИВОЕ замечание приятеля, а то, каким ледяным тоном оно было сделано.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

(НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.

(В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ.

Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё, ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие.

(ПО)ЭТОМУ мосту, представлявшему собой два натянутых каната с бамбуковыми перекладинами, идти (В)ДВОЁМ было опасно.

(ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.

16. В каком ряду во всех словах выделяется приставка на-?
1)навес, нашатырный, наглость
2)навзрыд, наихудший, наблюдение
3)навылет, нависший, нагревать
4)нагрянуть, наивный, название

17. Выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Сам мир людей, наш огромный человеческий мир, кричал и молил её голосом, просил меня поверить, что не пришёл мой час, не пришло время моим текстам.

18. Определите средства художественной выразительности в примерах:

1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро…

2.  Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. 

3. Гаснут красные крылья заката…

19. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов. Запишите фразеологизмы в исправленном виде.
Львиную часть дня она занималась мелкими текущими делами.
Рано еще сбрасывать меня со счетов!

Важно осознать роль, которую заняло образование в жизни человека.
Всё возвращается на спирали своя. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!