ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГосударственноЕ АвтономноЕ профессиональноЕ образовательноЕ учреждениЕ
«Унечский ТеХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТРАНСПОРТА имени героя россии а.в.рассказы»
г. Унеча Брянской области
«Утверждаю»:
Директор___________В.М. Боровков
«30» июня 2022г.
КОНТРОЛЬНО-ИЗмерительные материалы
ОДБ.11 Естествознание
09.02.07 Информационные системы и программирование
Срок обучения: 3 года 10 месяцев.
Рассмотрены и одобрены на заседании
МО преподавателей дисциплин
общеобразовательного цикла
Протокол № 11 «20» июня 2022 г.
Председатель МО _______Е.В.Лименько
2022 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013г. №703 (ред. от 09.04.2015 г.)).
Организация-разработчик: ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В.Рассказы», г. Унеча, Брянская область.
Разработчик: Зимницкая И.П. - преподаватель ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В.Рассказы».
Рекомендована методическим советом ГАПОУ «Унечский техникум отраслевых технологий и транспорта имени Героя России А.В. Рассказы».
Протокол заседания № 11 от « 30 » июня 2022 г.
1 семестр
Вариант I.
1.Вычислите, чему равна молекулярная масса Ca(HCO3)2:
а) 46 в) 84
б) 54 г) 162
2.Опишите положение элемента № 17 в периодической системе Д.И. Менделеева по плану:
а) период
б) ряд
в) группа
г) подгруппа
3.Определите тип реакции Н2+Сl2→ 2HCl
а) соединение
б) разложение
в) обмен
г) замещение
4. Решите задачу.
Какая масса соли образуется при взаимодействии 5,6 г оксида кальция СаО с раствором НСl?
а) 6 г в) 12,5 г
б) 11,1 г г) 8,3 г
5.Нарисуйте схему распределения электронов у атома Аl.
6.Составьте полное и сокращенное ионное уравнение возможных реакций:
a) Na2CO3 + HCl →
б) KCl + NaNO3 →
7. Определите, с помощью каких растворов можно обнаружить присутствие в растворе ионов CO3 2- :
а) KCl
б) лакмуса
в) HCl
г) фенолфталеина.
8. Запишите возможные уравнения реакций между Na2O и веществами:
а) HCl в) KCl
б) CO2 г) CaCO3
9. Составьте формулы солей серной кислоты и металлов: цинка, калия, алюминия. Укажите их названия.
10. Выберите свойства, характерные для водорода:
а) легче воздуха
б) горючий
в) необходим для дыхания
г) бесцветный.
Вариант II.
1.Вычислите, чему равна молекулярная масса Аl(NO3)3 :
а) 96 в) 213
б) 48 г) 210
2.Опишите положение элемента № 20 в периодической системе Д.И.Менделеева по плану:
а) период
б) ряд
в) группа
г) подгруппа
3. Определите тип реакции СаСО3→ СаО+ СО2 ↑
а) соединение
б) разложение
в) обмен
г) замещение
4. Решите задачу.
Какая масса газа образуется при взаимодействии 10,6 г карбоната натрия Na2CO3 с раствором НСl?
а) 4,4 г в) 23 г
б) 6,8 г г) 7,32 г
5.Нарисуйте схему распределения электронов у атома P.
6.Составьте полное и сокращенное ионное уравнение возможных реакций:
a) BaSO4 + HCl →
б) KCl + AgNO3 →
7. Определите, с помощью каких растворов можно обнаружить присутствие в растворе ионов SO4 2- :
а) KCl
б) лакмуса
в) Ba(NO3)2
г) фенолфталеина.
8. Запишите возможные уравнения реакций между CO2 и веществами:
а) HCl в) Na2SO4
б) NaOH г) CaO
9. Составьте формулы солей фосфорной кислоты и металлов: магния, алюминия, натрия. Укажите их названия.
10. Выберите свойства, характерные для кислорода:
а) легче воздуха
б) необходим для дыхания
в) сильный окислитель
г) имеет зеленый цвет
Вариант I
1.Определите, как называется естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды:
а) стихийным; б) диструктивным;
б) движущим; в) стабилизирующим.
2.Установите соответствие между типом экологической системы и её свойствами:
Свойство Тип экологической системы
а) единственный источник энергии – Солнце; А) природная экосистема
б) значительное разнообразие видов; Б) агроэкосистема
в) ведущая роль искусственного отбора;
б) значительная часть веществ изымается человеком;
д) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.
3.Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) ястреб ---- дрозд ---- гусеница ---- крапива
б) крапива ---- дрозд ---- гусеница ---- ястреб
в) гусеница ---- крапива ---- дрозд ---- ястреб
г) крапива ---- гусеница ---- дрозд ---- ястреб
4.Выберите среди перечисленных примеров ароморфозы:
а) появление лёгочного дыхания у земноводных;
б) утрата конечностей китами;
в) формирование покровительственной окраски;
г) переход к многоклеточности.
5.Дайте определение : «Естественный отбор – это …».
6.К абиотическим факторам относиться:
а) освещённость; б) хищничество;
в) паразитизм; г) конкуренция.
7.Укажите неверное утверждение « В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит к …..»
а) повышению сопротивляемости организмов;
б) выживанию наиболее способных особей;
в) вымиранию вида;
г) совершенствованию вида.
8.Составьте последовательность появления основных групп растений на Земле:
а) голосеменные; б) цветковые;
в) папоротникообразные; г) псилофиты; д) водоросли.
9.Гомологичными считают органы:
а) сходные по происхождению; б) выполняющие сходные признаки;
в) не имеющие общего плана строения; г) различные по происхождению.
10.Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:
а) аккумулируют солнечную энергию;
б) поглощают из окружающей среды минеральные вещества;
в) поглощают из окружающей среды углекислый газ;
г) выделяют кислород.
Вариант II
1.Приспособление животных к паразитизму связано с упрощением строения тела, что является примером:
а) ароморфоза; б) идиоадаптации;
в) дегенерации; в) биологического регресса.
2.Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда:
Растения и животные пруда Консументы экосистемы
а) прибрежная растительность; А) продуценты
б) карп; в) личинки земноводных; Б) консументы
г) фитопланктон;
д) растения дна.
3.Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) семена ели ---- ёж ---- лисица ---- мышь
б) лисица ---- ёж ---- семена ели ---- мышь
в) семена ели ---- мышь ---- ёж ---- лисица
г) мышь ---- семена ели ---- ёж ---- лисица
4.Выберите среди перечисленных примеров идиоадаптацию:
а) возникновение семени у голосеменных;
б) возникновение плода у цветковых;
в) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих пчёл;
г) возникновение фотосинтеза у растений;
5.Дайте определение: «Борьба за существование – это …..»
6.Морфологический критерий вида –
а) область распространения вида; б) определённый набор генов;
в) особенности внешнего и внутреннего строения;
г) особенности процессов жизнедеятельности.
7.Укажите неверное утверждение «Результат действия естественного отбора – это ……».
а) приспособленность организмов к среде обитания;
б) многообразие органического мира;
в) наследственная изменчивость;
г) образование новых видов.
8.Составьте последовательность этапов смены биогеоценоза озера на биогеоценоз болота:
а) водоём зарастает полностью, образуя болото;
б) отложение органического вещества на дне водоёма;
в) исчезновение рыбы и планктона;
г) распространение прибрежной растительности к центру водоёма.
9.Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) методического отбора; б) искусственного отбора;
в) деятельности человека; г) взаимодействия движущих сил эволюции.
10.Живое вещество биосферы – это совокупность всех
а) компонентов литосферы; б) компонентов биогеоценоза;
в) живых организмов гидросферы; г) живых организмов планеты.
ЭТАЛОНЫ
ОТВЕТОВ
ВАРИАНТ I
в)
А – а), б); Б – в), б), д).
г)
а), г)
….преимущественное выживание и размножение наиболее приспособленных особей каждого вида и гибель менее приспособленных организмов.
а)
в)
д), г), в), а), б).
а)
а)
ВАРИАНТ II
в)
А – а), д); Б – б), в), г)
в)
в)
….совокупность отношений между особями и различными факторами внешней среды.
в)
в)
б), в), г), а)
г)
г)