СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса

(образовательная программа основного общего образования)

 

Назначение контрольно-оценочных материалов – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов по географии.

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе следующих документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (с последующими изменениями);

4.О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Министерства образования и науки России от 17.04.2000 г. № 1122)

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса»

Контрольно-оценочные материалы по географии для 5 класса

(образовательная программа основного общего образования)


Назначение контрольно-оценочных материалов – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов по географии.

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе следующих документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);

3.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (с последующими изменениями);

4.О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Министерства образования и науки России от 17.04.2000 г. № 1122)

5.Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск (Приложение№1 к приказу № 183 о.д. от 31.08.2016 .)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

1. Перечень элементов предметного содержания

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

Раздел 1. Что изучает география

1.1.1

Мир, в котором мы живем

1.1.2

Науки о природе

1.1.3

География - наука о Земле

1.1.4

Методы географических исследований

1.2

Раздел 2. Как люди открывали Землю

1.2.1

Географические открытия древности и Средневековья

1.2.2

Важнейшие географические открытия

1.2.3

Открытия русских путешественников

1.3

Раздел 3. Земля во Вселенной

1.3.1

Как древние люди представляли себе вселенную

1.3.2

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней

1.3.3

Соседи Солнца

1.3.4

Планеты-гиганты

1.3.5

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1.3.6

Мир звезд

1.3.7

Уникальная планета - Земля

1.3.8

Современные исследования космоса

1.4

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли

1.4.1

Стороны горизонта

1.4.2

Ориентирование

1.4.3

План местности и географическая карта

1.5

Раздел 5. Природа Земли

1.5.1

Как возникла Земля

1.5.2

Внутреннее строение Земли

1.5.3

Землетрясения и вулканы

1.5.4

Особенности материков

1.5.5

Вода на Земле

1.5.6

Воздушная одежда Земли

1.5.7

Живая оболочка Земли

1.5.8

Почва – особое природное тело

1.5.9

Человек и природа

2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

Код

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

Раздел. Что изучает география

2.1.1

Приводить примеры географических объектов

2.1.2

Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией)

2.1.3

Объяснять, для чего изучают географию

2.1.4

Знать существенные признаки понятий «живая природа», «неживая природа», «явления природы: физические, биологические», «естественные науки», «физическая география», «социально-экономическая география», «методы географических исследований»

2.2

Раздел 2. Как люди открывали Землю.

2.2.1

Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий

2.2.2

Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов

2.2.2.1

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.

2.2.2.2

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах (открытие Нового света. Эпоха великих географических открытий).

2.2.2.3

Прослеживать по картам маршруты путешествий А. Тасмана, Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.

2.2.3

Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их

2.3

Раздел 3. Земля во Вселенной

2.3.1

Описывать представления древних людей о Вселенной

2.3.1.1

Описывать представления древних народов о Вселенной

2.3.1.2

Описывать представления древнегреческих учёных о Вселенной: Аристотель, Пифагор, Птолемей

2.3.2

Описывать вклад в науку Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея

2.3.3

Называть и показывать планеты Солнечной системы. Называть их основные характеристики

2.3.4

Называть планеты земной группы и планеты-гиганты. Называть их основные характеристики

2.3.5

Называть отличительные особенности звёзд, астероидов, метеоров, метеоритов, комет

2.3.6

Описывать уникальные особенности Земли как планеты

2.3.7

Описывать современные представления о строении Вселенной

2.4

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли

2.4.1

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»

2.4.2

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте

2.4.3

Работать с компасом

2.4.4

Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков

2.4.5

Читать условные знаки

2.5

Раздел 5. Природа Земли

2.5.1

Называть гипотезы происхождения Земли

2.5.2

Называть современную теорию возникновения планет и Солнца

2.5.3

Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»

2.5.4

Называть внутренние оболочки Земли, давать им характеристику

2.5.5

Приводить примеры горных пород

2.5.6

Объяснять причины возникновений землетрясений, вулканизма

2.5.7

Называть отличительные особенности материков и океанов

2.5.8

Показывать по карте основные географические объекты

2.5.9

Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты

2.5.10

Называть особенности оболочек Земли



3. Перечень требований элементов метапредметного содержания

Код

Описание элементов метапредметного содержания

3.1

Определять понятия, называть отличия (познавательное УУД)

3.2

Классифицировать по заданным критериям, сопоставлять (познавательное УУД)

3.3

Устанавливать причинно-следственные связи (познавательное УУД)

3.4

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (познавательное УУД)

3.5

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач (познавательное УУД)

3.6

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема) (познавательное УУД)

3.7

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (познавательное УУД)

3.8

Оценивать правильность выполнения учебной задачи (регулятивное УУД)

3.9

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

(коммуникативное УУД)

*курсивом выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)

Контрольное тестирование

Вид контроля: годовой

Спецификация КИМ

Назначение контрольной работы: Выяснить уровень предметных достижений учащихся по географии и оценить сформированность учебных умений

Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием рабочей программы учебного предмета «география», учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. (География. Начальный курс. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014. – 140).

Материалы и оборудование для выполнения работы: печатные тексты работы для каждого обучающегося.

Время, отводимое на выполнение работы: 40 минут

Распределение заданий по основным содержательным разделам


Содержательные разделы

Максимальный балл

1 вар 2 вар

1

Что изучает география

6 6

2

Как люди открывали Землю.

8 9

3

Земля во Вселенной

12,5 11

4

Виды изображений поверхности Земли

20,5 15

5

Природа Земли

13 12



Контрольная работа 1 варианта состоит из 25 заданий: 14 задания базового уровня,11 - повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице.

Номер задания

Уровень / Максимальный балл

Коды проверяемых элементов

Коды проверяемых требований к уровню подготовки

Коды проверяемых элементов метапредметно го содержания

Тип задания

Примерное время выполнени я задания

1

базовый

1 балл

1.1.3

2.1.4

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

2

базовый

1 балл

1.1.3

2.1.4

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

3

повышенный

2 балла


1.1.4

2.1.4

3.1

соотнесение примеров с

соответствующим

понятием

2 минуты

4

повышенный

2 балла

1.1.4

2.1.3

3.3

рассуждение по теме работы

2 минуты

5

базовый

1 балл

1.2.1

2.2.1

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

5.1

повышенный

2 балла

1.2.1

2.2.1

3.1

дополнить

предложение

1 минута

6

базовый

1 балл

1.2.1

2.2.2.1

3.6

анализ

карты

1 минута

7

базовый

1 балл

1.2.2

2.2.2.2

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

8

повышенный

1 балл

1.2.2

2.2.2.3

3.2

3.5

построение

логической цепочки

1 минута

9

базовый

2 балла

1.2.1

1.2.2

1.2.3

2.2.1

3.1

ответ на

вопрос в

свободной форме

1 минута

10

повышенный

2.5 балла

1.3.1

2.3.1.2

3.6

3.7

сравнение,

нахождение

сходств и отличий

2 минуты

11

повышенный

2.5 балла

1.3.2

2.3.2

3.2

установление

соответствия

2 минуты

12

базовый

3.5 балла

1.3.3 1.3.4

2.3.3 2.3.4

3.1 3.2

вставка слов

3 минуты

13

повышенный

4 балла

1.3.3 1.3.4

2.3.3 2.3.4

3.1 3.2

определить название

3 минуты

14

базовый

5.5 балла

1.4.1

1.4.2

1.4.3

2.4.1

3.1

соотнесение

понятия и термина

2 минуты

15

базовый

3.5 балла

1.4.1

1.4.2

1.4.3

2.4.1

3.6

внести

недостающие данные

2 минуты

16

базовый

1 балл

1.4.3

2.4.1

3.1

подпись к

рисункам

1 минута

16.1

повышенный

4 балла

1.4.3

2.4.1

3.1

свободный ответ

3 минуты

17

базовый

2.5 балла

1.4.3

2.4.2

3.1

подпись к

рисункам

1 минута

17.1

повышенный

4 балла

1.4.3

2.4.2

3.1

выявление основных признаков

2 минуты

18

повышенный

3 балла

1.5.2

2.5.5

3.1

привести

примеры

2 минуты

19

базовый

3 балла

1.5.4

2.5.7

3.1

установление соответствия

1 минута

20

базовый

4 балла

1.5.4

2.5.8 2.5.9

3.6

анализ

географической карты

1 минута

21

базовый

1 балл

1.5.5

2.5.3

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

22

повышенный

3 балла

1.5.9

2.5.10

3.3

ответ в свободной форме

2 минуты

Оценка правильности выполнения задания

базовый 14

3.8

сверка с эталоном

Выполня ется на следующем уроке, после проверки работы учителем

повышенный 11

3.9

Сверка с выполнен ной учебной задачей по критериям

Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии оценивания

1

б

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

2

б

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

3

3в, 2а, 1б

2 балла – дан правильный ответ, соответствующий эталону

0 баллов – дан неправильный ответ

4

расположение объектов (рек, гор, равнин и др.), сущность явлений природы, имена путешественников и их вклад в науку и др.

2 балла – правильное рассуждение

5

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

5.1

Скандинавский полуостров и остров Исландия

2 балла – названы оба географических объекта

1 балл – один объект

0 баллов – ни один объект не указан

6

Марко Поло

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

7

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

8

б,а,в

правильная цепочка – 1 балл

9

Нет, так как путешествовали и финикийцы и китайцы

2 балла – полный ответ с доказательством

0 баллов – ответ без доказательств

10

Общее:

1) У них у обоих Земля в центре, 2) Земля неподвижная. 3) Все планеты имеют форму шара, 4) Планеты вращаются вокруг Земли

Различия:

У Птолемея планеты вращаются вокруг своих осей против часовой стрелки

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2,5 балла

11

1б, 2а, 3г, 4в, 5д

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2,5 балла

12

Солнце, звезда, 8, планеты земной группы, планеты-гиганты, спутники, Луна

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 3,5 балла

13

Венера, Юпитер, Уран, Меркурий, Марс, Нептун, Земля, Сатурн

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 4 балла

14

1л, 2а, 3е, 4ж, 5г, 6б, 7в, 8д, 9з, 10и, 11к

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 5,5 баллов

15

С

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 3,5 балла

16

географическая карта, план местности

Полный ответ (подписаны два фрагмента) – 1 балл

16.1

Отличие плана от карты: на плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на картах же изображены гораздо большие территории и в более мелком масштабе.

На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты объекты отбирают в зависимости от их содержания и назначения.

На планах направление север-юг показывают стрелкой. На картах направление север-юг определяют меридианы, на направление запад – восток – параллели.

На картах есть градусная сеть, а на плане ее нет.

Планы являются очень подробным изображением местности, вплоть до отдельно стоящего дерева. На картах изображены только большие объекты: крупные реки, озера, горы, равнины, города

Детальное сравнение плана и карты – 4 балла (указано отличие территории, указано отличие масштаба, указано как показывается направление, указана степень подробности нанесения объектов). За каждый элемент ответа допустимо ставить по 1 баллу.

17

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2,5 балла

17.1

Признаки

Параллели

Меридианы

Длина

уменьшается от экватора к полюсам

одинаковой длины

Направление

запад-восток

север-юг

За каждый верный элемент ответа – 1 балл.

Максимум - 4 балла

18

Примеры ответов: магматические – гранит, базальт осадочные – каменный уголь, мел метаморфические – гнейс, мрамор

За каждое верно указанное полезное ископаемое – 0,5 балла. Максимум – 3 балла

19

1б, 2г, 3а, 4в, 5е, 6д

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 3 балла

20

При ответе разрешено пользоваться атласом 5 класса

За каждый подписанный объект – 0,5 балла. Максимум –4 балла

21

б

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

22

Пример: создают заповедники, национальные парки, заказники, для спасения животных и растений их заносят в Красную книгу, контролирую выброс вредных веществ

3 балла за полный ответ

Оценка правильн ости

выполне ния задания

Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания.

Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится.

Итого

61 балл

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

61 - 51

Отметка «5»

50 - 31

Отметка «4»

30 - 17

Отметка «3»

0-16

Отметка «2»





Контрольная работа 2 варианта состоит из 26 заданий: 12 заданий базового уровня,14 - повышенного.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице.

Номер задания

Уровень / Максимальный балл

Коды проверяемых элементов

Коды проверяемых требований к уровню подготовки

Коды проверяемых элементов метапредметно го содержания

Тип задания

Примерное время выполнени я задания

1

базовый

1 балл

1.1.3

2.1.4

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

2

базовый

1 балл

1.1.3

2.1.4

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

3

повышенный

3 балла


1.1.4

2.1.4

3.1

дополнить

предложение

1 минута

4

повышенный

1 балл

1.1.4

2.1.3

3.3

рассуждение по теме работы

2 минуты

5

базовый

1 балл

1.2.1

2.2.1

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

5.1

повышенный

2 балла

1.2.1

2.2.1

3.1

дополнить

предложение

1 минута

6

базовый

1 балл

1.2.1

2.2.2.1

3.6

тест с одним

выбором ответа

1 минута

7

повышенный

2 балла

1.2.2

2.2.2.2

3.1

ответ на

вопрос в

свободной форме

2 минуты

8

повышенный

2 балла

1.2.2

2.2.2.3

3.2

3.5

построение

логической цепочки, анализ карты

2 минуты

9

базовый

1 балл

1.2.1

1.2.2

1.2.3

2.2.1

3.1

тест с одним

выбором ответа

1 минута

10

повышенный

2.5 балла

1.3.1

2.3.1.2

3.6

3.7

сравнение,

нахождение

сходств и отличий

2 минуты

11

повышенный

2.5 балла

1.3.2

2.3.2

3.2

установление

соответствия

2 минуты

12

базовый

3.5 балла

1.3.3 1.3.4

2.3.3 2.3.4

3.1 3.2

вставка слов

3 минуты

13

повышенный

2.5 балла

1.3.3 1.3.4

2.3.3 2.3.4

3.1 3.2

установление

соответствия

3 минуты

14

базовый

2 балла

1.4.1

1.4.2

1.4.3

2.4.1

3.1

свободный ответ

1 минута

15

повышенный

5 баллов

1.4.1

1.4.2

1.4.3

2.4.1

3.6

анализ

географической карты

2 минуты

16

повышенный

1 балл


1.4.3

2.4.1

3.1

подпись к

рисункам

2 минуты

16.1

базовый

0.5 балл

1.4.3

2.4.1

3.1

свободный ответ

1 минута

17

базовый

2.5 балла

1.4.3

2.4.2

3.1

подпись к

рисункам

1 минута

17.1

повышенный

4 балла

1.4.3

2.4.2

3.1

выявление основных признаков

2 минуты

18

повышенный

2.5 балла

1.5.2

2.5.5

3.1

построение

логической цепочки

2 минуты

19

базовый

1 балл

1.5.4

2.5.7

3.1

установление соответствия

1 минута

20

повышенный

2 балла

1.5.4

2.5.8 2.5.9

3.6

анализ

рисунка

2 минуты

21

повышенный

2 балла

1.5.5

2.5.3

3.1

установление соответствия

2 минуты

22

базовый

1.5 балла

1.5.9

2.5.10

3.3

построение

логической цепочки

1 минута

23

повышенный

3 балла

1.3.8

2.3.7

3.1

рассуждение по заданной теме

5 минут

Оценка правильности выполнения задания

базовый 12

3.8

сверка с эталоном

Выполняется на следующем уроке, после проверки работы учителем

повышенный 14





Итого 53 балла

3.9

Сверка с выполнен ной учебной задачей по критериям

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

43 - 53

Отметка «5»

28 - 42

Отметка «4»

14 - 27

Отметка «3»

0-13

Отметка «2»



Оценивание заданий

Номер задания

Правильный ответ

Критерии оценивания

1

Планета Земля – это единственная планета, на которой существует жизнь

1 балл – если указано ключевое слово «жизнь»

0 баллов – нет правильного элемента

2

а,в

1 балл – если указаны две буквы

0,5 – если указана одна буква

0 баллов – дан неправильный ответ

3

дышат, питаются, размножаются

3 балла – даны все три элемента, соответствующий эталону

0 баллов –нет правильных ответов

4

б,г

1 балл – если указаны 2 буквы

0,5 балла – указана только одна буква

0 баллов – указаны неверные буквы или указана лишняя буква

5

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

5.1

Скандинавский полуостров и остров Исландия

2 балла – названы оба географических объекта

1 балл – один объект

0 баллов – ни один объект не указан

6

в

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

7

Нет, так как путешествовали и финикийцы и китайцы

2 балла – полный ответ с доказательством 0 баллов – ответ без доказательств

8

а,г,в,д,б

правильная цепочка – 2 балла

1 ошибка – 1 балл

более 1 ошибки – 0 баллов

9

г

1 балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ

10

Общее:

  1. У них у обоих Земля в центре,

  2. Земля неподвижная.

  3. Все планеты имеют форму шара,

  4. Планеты вращаются вокруг Земли Различия:

У Птолемея планеты вращаются вокруг своих осей против часовой стрелки

за каждый верный элемент ответа –0,5 балла.

максимум – 2,5 балла

11

1б, 2а, 3г, 4в, 5д

за каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2,5 балла

12

Солнце, звезда, 8, планеты земной группы, планеты-гиганты, спутники, Луна

за каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 3,5 балла

13

2б, 5д, 1в, 4г, 3а

за каждую верную пару – 0,5 балла. максимум – 2,5 балла

14

На рисунке № 2 изображён ориентированный компас, так как синяя стрелка должна всегда показывать на север

полный ответ – 2 балла

15

река, луг, обрыв, фруктовый сад, деревянный мост, населённый пункт, лиственный лес, песок, болото

за каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. максимум – 5 баллов

16

Полярная звезда

1 балл – на рисунке правильно подписана Полярная звезда,


16.1


0,5 балла – указано северное

направление.

17

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2,5 балла

17.1

Признаки

Параллели

Меридианы

Длина

уменьшается от экватора к полюсам

одинаковой длины

Направление

запад-восток

север-юг

За каждый верный элемент ответа – 1 балл.

Максимум - 4 балла

18

1г, 2а, 3б, 4д, 5в

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла.

Максимум – 2,5 балла

19

а

1балл – дан правильный ответ

0 баллов – дан неправильный ответ


20

1б, 2г, 3в, 4а

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2 балла

21

1г, 2в, 3б, 4а

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 2 балла

22

1б, 2в, 3а

За каждый верный элемент ответа – 0,5 балла. Максимум – 1,5 балла

23

Люди осваивают космос с целью научных открытий, которые пополняют наши знания о Вселенной и продвигают фундаментальные науки. Также, в будущем, для решения энергетических и ресурсных проблем, благодаря залежам полезных веществ на других планетах и небесных телах.

В ответе говорится о научных открытиях и решении проблем, приводятся примеры – 3 балла. Возможно оценивать элементы ответа.

Оценка правильн ости

выполне ния задания

Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится.

Итого

53 балла





















КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 КЛАСС)

Инструкция для учащихся

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу. На выполнение диагностической работы по географии даётся 25 минут. Работа состоит из 14-ти заданий. Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!

1 вариант



  1. Основоположник науки «география» -

а) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель г) Пифагор

Ответ: __________________________________________________________________________

  1. Современная наука география занимается

а) описанием открытых и известных земель

б) изучением законов, по которым живет планета Земля

в) обеспечением человечества всем необходимым

г) законами, по которым должен жить человек на планете

Ответ: __________________________________________________________________________

  1. Сопоставьте названия метода географического исследования с его определением

  1. сравнительно-географический метод

  2. картографический метод

  3. статистический метод

а) метод используется для составления карт, изучения погоды, нахождения месторождений полезных ископаемых, для осуществления контроля за окружающей среды;

б) метод используется для выявления общего и особенного в географических объектах и явлениях;

в) метод, используемый для анализа количественных и качественных данных.


1

2

3

4. Что интересного и важного вы можете узнать, изучая географию?

______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________



5. Слово «викинги» в переводе на русский язык означает:

а) жители степей б) обитатели лесов в) люди моря

Ответ: ____________________________________________________________________________________

5.1 Дополните предложение.

Главная зона расселения викингов - ___________________________________________________________

6. Внимательно рассмотрите карту. Назовите путешественника, чьи маршруты представлены на карте.

Ответ: ______________________________________________________________________

7. Эпоха Великих географических открытий началась с …

а) путешествия Марко Поло в Китай

б) путешествия Афанасия Никитина «за три моря»

в) поиска морского пути в Индию.


Ответ: ______________________________________________________________________________________


8. Установите последовательность

События, связанные с путешествиями Джеймса Куку и их хронологический порядок.

а) попытка обнаружения Южной земли

б) исследование восточных берегов Австралии

в) открытие Гавайских островов


Ответ: ________________________________________________________________________________________


9. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?


______________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________





10. Сравните модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, найдите в них черты сходства и различия.


Ответ:_______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

11. Сопоставьте высказывания и их авторов.


1) Центром Вселенной является Солнце. Земля и все планеты движутся вокруг него.

а) Пифагор

2) Первым предположил, что Земля имеет форму шара

б) Аристарх Самосский

3) В центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно и вокруг собственных осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромном расстоянии от Земли и Солнца.

в) Джордано Бруно

4) Вселенная бесконечна, Солнце – центр Солнечной системы. И оно само – одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты

г) Николай Коперник

5) Изобретатель первого телескопа, утверждал, что Солнце вращается вокруг своей оси

д) Галилео Галилей

Ответ: __________________________________________________________________________________



12. Вставьте нужные по смыслу слова или цифры в места пропусков.

В центре Солнечной системы находится ___________. Солнце – это __________________. Вокруг Солнца вращаются (число) _______ планет, которые делятся на 2 группы________________________________ и ______________________________. Вокруг некоторых планет вращаются ___________________. Спутником Земли является ____________________________.



13. По характеристикам определите планеты. Их названия запиши во второй столбик таблицы

Характеристика планеты

Название планеты

1) Ближайшая к Земле планета – самая яркая «звезда» на нашем небе; порой она видна даже днем.

2) Самая большая планета Солнечной системы, названная в честь римского бога

3) Планета имеет цвет морской волны и выглядит невыразительно, поскольку верхние слои его атмосферы заполнены туманом

4) Планета, где практически нет атмосферы, о её поверхность похожа на поверхность Луны

5) Планета красного цвета с двумя спутниками, названия которых в переводе означают «Страх» и «Ужас»

6) Основная особенность планеты - за 157 лет не завершено ни единого оборота вокруг Солнца.

7) Единственная планета, на которой существует жизнь

8) Планета с рекордным количеством спутников. Её окружают яркие кольца


14. Соотнеси понятие и термин

Понятие

Термин

1. Прибор для определения сторон горизонта

а) Горизонт

2. Видимое глазом пространство

б) Линия горизонта

3. Он показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям

в) Ориентирование

4. Уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости, при помощи масштаба и условных знаков

г) Нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан

5. Линия, делящая Землю на два полушария – Восточное и Западное

д) План местности

6. Воображаемая линия, ограничивающая горизонт

е) Масштаб

7. Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов

ж) Географическая карта

8. Изображение небольшого участка местности в уменьшенном виде при помощи условных знаков

з) Меридианы

9. Линии, соединяющие Северный и Южный полюса

и) Параллели

10. Линии, указывающие на карте направление «Запад-Восток»

к) Экватор

11. Самая длинная параллель

л) Компас

Ответ: _________________________________________________________________________________



15. Подпиши недостающие стороны горизонта

С

16. На каком рисунке изображён план местности, а на каком географическая карта? Добавь подпись.

Ответ: ______________________________ Ответ:____________________________

16. 1 Чем географическая карта отличается от плана местности?

Ответ: _____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

17. Подпишите элементы градусной сети

17.1 Сравните линии градусной сети

Признаки

Параллели

Меридианы

Длина

Направление

18. Приведите по 2 примера каждой группы горных пород


1) Магматические ________________________, _________________________

2) Осадочные _________________________, ____________________________

3) Метаморфические _________________________, ______________________

19. Найдите соответствие:

  1. Самый большой материк а) Австралия

  2. Самый холодный материк б) Евразия

  3. Самый маленький материк в) Африка

  4. Самый жаркий материк г) Антарктида

  5. Самый влажный материк д) Северная Америка

  6. Материк, на котором находятся горы Кордильеры е) Южная Америка



20. Обозначьте на контурной карте объекты.

1 остров Гренландия, 2 река Амазонка, 3 река Нил, 4 озеро Байкал, 5 пустыня Сахара, 6 Восточно-Европейская равнина, 7 горы Анды, 8 река Муррей

21. Водная оболочка Земли – это…

а) литосфера б) гидросфера в) атмосфера г) биосфера

Ответ: __________________________________________________________________________

22. Какие меры принимают для охраны биосферы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________





КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ» ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 КЛАСС)

Инструкция для учащихся

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу. На выполнение диагностической работы по географии даётся 45 минут. Работа состоит из 26-ти заданий. Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!

2 ВАРИАНТ

1. Почему Земля – уникальная планета? Чем она отличается от других планет?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________



2. Выберете объекты живой природы.

а б в г

  1. Какие свойства отличают живую природу от неживой? Дополните предложение: Объекты живой природы питаются, _________________, _______________, __________________. Они – живые организмы.

  2. Выберете физические явления природы

а) изменение окраски меха у зайцев

б) смена времён года

в) листопад

г) рассвет и закат солнца

Ответ _____________________________________________________________________________________________________


  1. Слово «викинги» в переводе на русский язык означает:

а) жители степей б) обитатели лесов в) люди моря

    1. Дополните предложение.

Главная зона расселения викингов - _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

  1. Какой из существующих материков был открыт позднее всего?

а) Африка б) Австралия в) Антарктида г) Южная Америка


Ответ: __________________________________________________________________________



  1. Можно ли утверждать, что изучением нашей планеты занимались только европейские народы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Фернан Магеллан – известный путешественник. Совершите мысленно кругосветное путешествие и расставьте географические названия в порядке достижения их экспедицией Ф. Магеллана. Для ответа используйте предложенную карту.

а) Испания г) Атлантический океан

б) Индийский океан д) Тихий океан.

в) Магелланов пролив

Ответ: __________________________________________________________________________

  1. В каком году была открыта Америка?

а) 1173 б) 1497 в) 1742 г) 1492



Ответ: __________________________________________________________________________



10. Сравните модели Вселенной Аристотеля и Птолемея, найдите в них черты сходства и различия.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



11. Сопоставьте высказывания и их авторов.

1) Центром Вселенной является Солнце. Земля и все планеты движутся вокруг него.

а) Пифагор

2) Первым предположил, что Земля имеет форму шара

б) Аристарх Самосский

3) В центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно и вокруг собственных осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромном расстоянии от Земли и Солнца.

в) Джордано Бруно

4) Вселенная бесконечна, Солнце – центр Солнечной системы. И оно само – одна из множества звёзд, вокруг которых обращаются планеты.

г) Николай Коперник

5) Изобретатель первого телескопа, утверждал, что Солнце вращается вокруг своей оси.

д) Галилео Галилей



Ответ: __________________________________________________________________________

12. Вставьте нужные по смыслу слова или цифры в места пропусков

В центре Солнечной системы находится ___________. Солнце – это __________________. Вокруг Солнца вращаются (число) _______ планет, которые делятся на 2 группы________________________________ и ______________________________. Вокруг некоторых планет вращаются ___________________. Спутником Земли является ___________.

13. Сопоставь картинки с названием тел и их характеристиками. Заполни таблицу.

Название тела

Номер рисунка

Буква, характеризующая тело

Комета



Звезда



Астероид



Метеор



Метеорит




1 № 2 № 3

4 № 5

Характеристики небесных тел:

а) Упавшие на Землю космические тела

б) Главная часть ядро, вокруг которого образуется газовая оболочка; по мере приближения к Солнцу появляется длинный хвост

в) Малая планета

г) Световые вспышки

д) Огромный пылающий шар. Могут быть сверхгигантами, гигантами и карликами

14. Перед Вами два компаса. На каком рисунке изображён ориентированный компас? Почему?

1 2

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15 Какие объекты изображены на плане? При ответе воспользуйтесь атласом.

Ответ





16 На рисунке подпишите Полярную звезду. Какое направление указывает Полярная звезда?

Ответ: __________________________________________________________________________________



17. Подпишите элементы градусной сети

17.1 Сравните линии градусной сети

Признаки

Параллели

Меридианы

Длина


Направление




18 Сопоставьте гипотезы возникновения планеты Земля с их авторами

Гипотеза

Автор

1. Солнечная система произошла от гигантского холодного пылевого облака

а) Жорж Бюффон

2. Земной шар возник в результате катастрофы

б) Пьер Лаплас

3. Солнце и планеты произошли от раскалённого газового облака

в) Отто Юльевич Шмидт

4. Вблизи Солнца пролетала звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества

г) Иммануил Кант

5. Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек пыли и замёрзшего газа. Обращаясь вокруг Солнца, они слипались, образуя сгустки. Постепенно сгустки начали двигаться по круговым орбитам

д) Джеймс Джинс



Ответ________________________________________________________________________________________



  1. Выберете современное представление о возникновении Солнца и планет

а) Солнце и планеты возникли одновременно из межзвёздного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков.

б) Солнце и планеты возникли в разное время из межзвёздного вещества

в) Солнце и планеты возникли одновременно из межзвёздного вещества – частиц пыли и газа. Это раскалённое вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков.

Ответ________________________________________________________________________________________





  1. Установите соответствие между внутренними оболочками Земли, обозначенными на карте.
  1. Мантия

  2. Внутреннее ядро

  3. Внешнее ядро

  4. Земная кора



Ответ:

1 3

  1. ______ 4


21. Установите соответствие между частями земного шара и их описанием

1. Ядро внутренне

а) В твердом состоянии, мощностью от 10 до 75 км

2. Ядро внешнее

б) t° - 2 000°, находится в особом состоянии, обладая свойствами жидкого и твердого тела

3. Мантия

в) Жидкое состояние t° - 6 000°

4. Земная кора

г) Твердое состояние

Ответ________________________________________________________________________________________

  1. Установите соответствие между горными породами и их способом их образованием



1. Магматические


а) Результат разрушения скальных пород внешними силами. Результат накопления останков растений и животных


2. Метаморфические

б) Образовались из магмы

3. Органические

в) Превращение под действием высокого давления и высоких температур



Ответ________________________________________________________________________________________

  1. Почему люди осваивают космос?



Ответ________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!