СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по родной литературе (русской) 5-8 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые задания помогут     учителям 5-8 классов при подготовке к контрольным работам по родной литературе

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по родной литературе (русской) 5-8 классы»

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ) В 5 КЛАССЕ



Контрольная работа по предмету «Родная (русская) литература»

Раздел «Россия – Родина моя»


Тестовые задания

Часть 1.

1. Как называются произведения устного народного творчества?

1. Фольклор

2. Лирика

3. Эпитеты


2. Что такое сказка?

1. Стихотворное или прозаическое произведение нравоучительного характера

2. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях


3. На какие виды делятся народные сказки?

1. Фантастические, нравоучительные, бытовые

2. Веселые, грустные, о животных

3. Волшебные, о животных, бытовые


4. К какому виду сказок относится сказка «Лиса и медведь»?

1. бытовая

2. волшебная

3. о животных

4. ни к какому


5. Чем отличается народная сказка от литературной. Ответ запишите в таблицу

Народная сказка

Литературная сказка




6. Соотнесите имя автора и название произведения.

1.К.Г. Паустовский; а) «Прекрасны вы, брега Тавриды»;

2. А.П. Чехов;                        б)  « Красные ворота»;

3.А.С. Пушкин; в) «А Москве на Трубной площади»;

4.Л.Н. Мартынов;                          г) « Русский лес»;

5. И.С. Соколов-Микитов.                         д) «Дремучий медведь».

________________________________________________________________________________


7. Деревья – символы России:

а) рябина и береза;

 б) ель и сосна;

в) дуб и осина;


8. Какому культурному памятнику Крыма А.С.Пушкин посвятил свое стихотворение?

____________________________________________________________________________________

9.  На каком рынке вы побывали в произведении А.Чехова?

а) вещевом;

б) продуктовом;

в) птичьем.


10. По ключевым словам определите произведение и автора.

Таврида, путешествие, хижины татар, дети, письмо


_____________________________________________________________________________________



Часть 2

  1. Дайте письменный ответ на вопрос:


Расскажите о понравившемся произведении, изученном на уроках родной литературы. Какой герой вам понравился и почему? Чему учит это произведение? Объем не менее 5 - 7 предложений.







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ(РУССКОЙ ) ПО ТЕМЕ «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ» 5 КЛАСС

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. С какого времени на Руси празднуют Рождество?

а) с конца X века;

б) с конца XIX века;

в) с конца XV века.

2. К рождественским традициям относятся:

а) прославление Христа, колядки, святочные гадания, с XIX века- ёлка;

б) освящение яблок, воды, воспевание песен, поход в гости к родным;

в) окрашивание яиц в разный цвет, кулич, пасха.


3. Какой рассказ называют святочным? Запишите

Ответ______________________________________________________________________________

4. Соотнесите автора и произведения:

1) В.Д. Берестов а) «Снежный бык»

2) А. И. Куприн б) «Перед Рождеством»

3) И.А.Бунин в) «Рождественская звезда»

4) Б.Л. Пастернак г) «Бедный принц»

5. Какова причина того, у Дани из рассказа «Бедный принц» милое лицо мучительно бледно?

а) мисс Дженерс наказала мальчика;

б) он испугался злой собаки;

в) от недостатка воздуха.

 6. Какие из перечисленных особенностей жанра рождественского рассказа присутствуют в «Бедном принце»?   Выберите варианты ответов

1) Действие происходит в канун Рождества.

2) В произведении есть герои-дети.

3) Достоверность описываемых событий.

4) Финал радостный.

5) Образ страдающего ребёнка.

6) Финал трагичный.

7) Движение сюжета от безвыходности к счастливой развязке.


7. Какое чудо произошло с Даней Ивлевым из рассказа «Бедный принц»:

а) ему подарили игрушки;

б) он пел песни о Рождестве и ходил со звездой;

в) мальчик заболел.


8. «Человек одинок, когда он никого не любит». Кому принадлежат эти слова?(из рассказа «Рождественское письмо»)

а) маме главного героя;

б) рассказчику;

в) лучшему другу мальчика.


9. Что хотел сделать Павлуня на будущую зиму?

а) смастерить скворешник;

б) научиться читать;

в) прокатиться на последней глыбе с крыши.


10.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения.

1.« Да снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стекла: рога поблескивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег черная тень.»

2.«Ох, уж эти мне женщины! — вздыхает Даня, серьезно повторяя любимое отцовское восклицание. — Весь дом полон женщинами — тетя Катя, тетя Лиза, тетя Нина, мама, англичанка… Женщины, ведь это те же девчонки, только старые… Ахают, суетятся, любят целоваться, всего пугаются — мышей, простуды, собак, микробов…»

3.«‎Но торжество его недолго было!
‎То солнцем дерево печет,
‎То градом, то дождем сечёт,
И ветром, наконец, то Деревцо сломило.»

11. Расскажите о том, что заставило Павлуню из рассказа «Скворцы» ринуться в огород.

12. Дайте развёрнутый ответ на один из вопросов.

1) Чему учит рассказ А.И. Куприна «Бедный принц»? 

2)Как выглядело «белое чудище», сооружённое детьми во дворе (из рассказа «Снежный бык»)? Опишите его.



Контрольная работа в 6 классе по предмету «Родная (русская) литература».

Раздел «Россия – Родина моя»

Тестовые задания

Часть 1.



1. Напишите определение

Былина – это …._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кого из героев описывает автор?

А) А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего…

Б) Кинул биться Илья — божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу... Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину,
На иные дела!

3 . Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) аллегория

а) вид комического

2) мораль

б) расположение, построение художественного произведения

3) рассказ

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

4) композиция

г) литературное произведение нравоучительного характера

5) кульминация

д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных

художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

6) басня

е) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество

действующих лиц, атакже, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

7) юмор

ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.

8) сказка

и) один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаичес - кое произведение о животных или волшебного, авантюрного или быто-

вого характера.



4. Напишите автора и название стихотворения

Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней…

____________________________________________________________________________________

5. Восстановит последовательность событий прочитанного текста.

1.Отъезд родителей в город.

2.Брат пропал бесследно.

3.Семья лесничего.

4.Дальше и дальше от дома.

5.Возвращение родителей.

6.Ссора братьев.

7.Дальше и дальше от дома.

8.Обещание Старшего.

9.Поиски брата.

10.Старший в ледяном лесу.

_______________________________________________________________________________________

Часть Б

1. Можно ли сказать, что в рассказах Бориса Шергина «Детство в Архангельске» и «Миша Ласкин» автор нам даёт какие-то советы, наставления? Какие? Выпишите их.





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА « РУССКИЕ ТРАДИЦИИ»





ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

I. Ю.Бондарев

А. «Заботливый цветок»

1.Мальчик Коля, часто ждет маму

II. К. Паустовский

Б. «Посреди небесных тел»

2. Кипрея, очень нужный цветок

III. М.Ю. Лермонтов

В. «Блины»

3. Матрена - кухарка

IV. А.П. Чехов

Г. «Поздним вечером»

4. Луна, похожая на блин



2. Вспомните, что это за праздник - Масленица. Напишите 3-4 предложения о Масленице. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Укажите произведение и его автора:

А) Кажду ночь она в лучах Путь проходит млечный. Видно, там на небесах Масленица вечно!

______________________________________________________________

Б) Колина мать работает врачом в степном районе, недалеко от города Актюбинска; каждое утро за ней приезжают сани из больницы, и дед Степан увозит ее до восьми часов вечера. Сейчас уже десять, но ее все нет.

_________________________________________________________________

В) Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

___________________________________________________________________________

4.Стихотворными размерами НЕ являются:

А. Аллитерация

Б. Антитеза

В. Ямб

Г. Хорей


5. В. А. Рождественский. «Русская природа»

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.


Определите изобразительно-выразительные средства в отрывке (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет).

6. Олицетворение – это…

А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

Б)  художественное определение

В)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

Г)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы


7.Эпитет – это…

А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

Б)  художественное определение

В)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

Г)   перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы


8.Метафора – это…

А) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

Б)  художественное определение

В)  сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

Г)  перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

9.Найдите соответствия

1. Эпитет

А. "Мурава лугов ковром стелется";

2. Метафора

Б. "край благодатный", "непонятная тоска", "мечта чудесная", 

3.Олицетворение

В. "И горами лёд ходит по морю";

4. Сравнение

Г. "Нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся";



10.Описание внешности литературного персонажа называется…

а) пейзаж б) натюрморт в) портрет г) сюжет

11. . К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ответьте на вопросы

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

2. Как называют кипрей в народе?

3. Для чего дети ходили в лесничество?

4. Почему белки хорошие помощники?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Дайте развернутый ответ на один вопрос:

1. Почему кипрею называют в народе «заботливым цветком»?

2. Чему учит нас рассказ Ю.Бондарева «Поздним вечером?

3. Тэффи. «Блины».

Назовите тему и идею рассказа.

















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.


ЧАСТЬ А


А1. Соотнесите автора и произведения:

1) В.П. Астафьев а) «Чему бы жизнь нас ни учила»

2) Ф.И. Тютчев б) «Севастопольское братское кладбище»

3) Р.П. Погодин в) «Кирпичные острова»

4) А.А.Фет г) «Бабушка с малиной»»

5) К. Д. Бальмонт д) «Русский язык»

А2. Соотнесите писателя, название его произведения и героя этого произведения

I. Р.П. Погодин

А. «Бабушка с малиной»

1. Миколаша очень верит в чудеса

II. Н.С. Лесков

Б. «Кирпичные острова»

2. Кеша и его друзья

III. В.П. Астафьев

В. «Неразменный рубль»

3.Бабка с туеском

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________

А3. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) сказка


а)  способ красиво и органично рассказать миру о том, что на душе

2) рассказ


б) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

3) стихотворение

в) один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно

 прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера.

4) композиция

г) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество 

действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную

 линию

5)кульминация

д) основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия

6) завязка произведения

е) расположение, построение художественного произведения

7) развязка произведения

ж) заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о

жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных 

в сюжете 

8)эпилог


и) часть произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается



Ответ________________________________________________________________________________________________________________________

А4. Для кого из авторов бабушка стала одним из самых важных в жизни человеком:

  1. В.П.Астафьев

  2. Ф.И. Тютчев

  3. Н.С. Лесков

  4. А.А. Фет

Ответ__________________________________________________________________

Часть Б Прочитайте приведённые ниже отрывки:

Укажите фамилию автора и название произведения.

Б1. Позже я узнал, что имя у него очень веселое – Кешка, и услышал много всяких рассказов о нем и его товарищах.

Б2. Колина мать работает врачом в степном районе, недалеко от города Актюбинска; каждое утро за ней приезжают сани из больницы, и дед Степан увозит ее до восьми часов вечера. Сейчас уже десять, но ее все нет. 

Б3.  Рубль возвращается, это правда. Это его хорошее свойство, — его также нельзя и потерять; но зато у него есть другое свойство, очень невыгодное: неразменный рубль не переведётся в твоём кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе или другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведёшь хоть один грош на полную бесполезность — твой рубль в то же мгновение исчезнет.





Б4. В Конечном космосе, на последней космической станции, работали родители Карена и Олега. И мать Альки. Сейчас их корабль «Альфа» тоже делал бросок в Дальний космос – навстречу детям.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________

Часть C.Напишите сочинение – миниатюру «Мое любимое художественное произведение»

При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.































КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ) 7 КЛАСС

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЕ ( РАЗДЕЛ «РОССИЯ –РОДИНА МОЯ»)

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Часть А

1. Чем лирические и исторические песни отличаются от других жанров фольклора?

  1. Темой

  2. Специфическими образными средствами

  3. Композиционным своеобразием

  4. Устойчивыми словами и выражениями, используемыми в лирических и исторических песнях


2.Кто из перечисленных исторических лиц не мог быть героем исторических песен?

  1. Петр I

  2. Николай I

  3. Степан Разин

  4. Емельян Пугачев

  5. Добрыня Никитич


3. Какие черты характерны для русских лирических песен?

  1. Повышенная эмоциональность

  2. Высокая нравственность

  3. Отражение идеалов крестьянства

  4. Выражение представлений всех сословий о красоте

4. Соотнесите автора и произведения:

1) А.С. Пушкин А) «Поле»

2) И.З.Суриков Б) «Моя душа летит с приветом»

3) А.К.Толстой В) «Песни о Стеньке Разине»

4) И.С. Никитин Г) «Я ли в поле да не травушка была…»


___________________________________________________________________________________

5.За что был наказан Угличский колокол?

  1. За мощный звук

  2. За сообщение о смерти царевича Дмитрия

  3. За то, что оборвался

6.Назовите персонажа по его описанию, укажите автора и название произведения

«Одним словом, приметы эти наполняли жизнь его, они управляли каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли это божий слышится нам в этих знамениях? не потому ли и жизнь старого пахаря протекала так беззаботно и мирно, что так покорно слушался он этого таинственного голоса?»

7. .К какому литературному роду относится очерк?

  1. Лирика б)Драма в)Эпос г)Романтизм

8.Как зовут главного героя повести «Пахарь»?

  1. Иван Анисимыч

  2. Карп Анисимыч

  3. Савелий Иванович

  4. Савелий Анисимыч


Часть Б

1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Б) ______________________- малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.

В) _______________________- изображение в литературном произведении картин природы.

2. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

« С детства знали по Карамзину, что столица Кучума, занятая Ермаком, называлась Искером или Сибирью. Позже Искер как-то само собой стал заглыхать перед более привычной Сибирью, появились и предположения, что название это было совсем в другой стороне. Хорошо: Сибирь. Город, давший имя всему зауральскому материку, а этимологически означавший центр, сборный пункт.»

______________________________________________________________________________

3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля…»
______________________________________________________________________________


4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.


_________________________________________________________________________________

Часть В.

1. Дать развернутый ответ на вопрос «Как раскрывается тема Родины в произведениях раздела «Россия – Родина моя»?»



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА В 7 КЛАССЕ РАЗДЕЛ «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Часть А

1. Чем лирические и исторические песни отличаются от других жанров фольклора?

  1. Темой

  2. Специфическими образными средствами

  3. Композиционным своеобразием

  4. Устойчивыми словами и выражениями, используемыми в лирических и исторических песнях


2.Кто из перечисленных исторических лиц не мог быть героем исторических песен?

  1. Петр I

  2. Николай I

  3. Степан Разин

  4. Емельян Пугачев

  5. Добрыня Никитич


3. Какие черты характерны для русских лирических песен?

  1. Повышенная эмоциональность

  2. Высокая нравственность

  3. Отражение идеалов крестьянства

  4. Выражение представлений всех сословий о красоте

4. Соотнесите автора и произведения:

1) А.С. Пушкин А) «Поле»

2) И.З.Суриков Б) «Моя душа летит с приветом»

3) А.К.Толстой В) «Песни о Стеньке Разине»

4) И.С. Никитин Г) «Я ли в поле да не травушка была…»


___________________________________________________________________________________

5.За что был наказан Угличский колокол?

  1. За мощный звук

  2. За сообщение о смерти царевича Дмитрия

  3. За то, что оборвался

6.Назовите персонажа по его описанию, укажите автора и название произведения

«Одним словом, приметы эти наполняли жизнь его, они управляли каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли это божий слышится нам в этих знамениях? не потому ли и жизнь старого пахаря протекала так беззаботно и мирно, что так покорно слушался он этого таинственного голоса?»

7. .К какому литературному роду относится очерк?

  1. Лирика б)Драма в)Эпос г)Романтизм

8.Как зовут главного героя повести «Пахарь»?

  1. Иван Анисимыч

  2. Карп Анисимыч

  3. Савелий Иванович

  4. Савелий Анисимыч


Часть Б

1. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Б) ______________________- малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.

В) _______________________- изображение в литературном произведении картин природы.

2. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

« С детства знали по Карамзину, что столица Кучума, занятая Ермаком, называлась Искером или Сибирью. Позже Искер как-то само собой стал заглыхать перед более привычной Сибирью, появились и предположения, что название это было совсем в другой стороне. Хорошо: Сибирь. Город, давший имя всему зауральскому материку, а этимологически означавший центр, сборный пункт.»

______________________________________________________________________________

3. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля…»
______________________________________________________________________________


4. Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

«Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.


_________________________________________________________________________________

Часть В.

1. Дать развернутый ответ на вопрос «Как раскрывается тема Родины в произведениях раздела «Россия – Родина моя»?»



















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» 7 КЛАСС

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Часть А

1. Соотнесите автора и произведения:

1) А.П. Чехов А) «Благовещенье в Москве»

2) К.Д.Бальмонт Б) «Казак»

3) Ф. А. Абрамов В) «Камешки на ладони»

4) В. А. Солоухин Г) «Дом»

Ответ_______________________________________________________________________


2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

1) аллегория

а) вид комического

2) мораль

б) расположение, построение художественного произведения

3) рассказ

в) чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное

усиление признаков предмета, явления, действия.

4) композиция

г) литературное произведение нравоучительного характера

5) гипербола

д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных

художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.

6) басня

е)

небольшое по объѐму произведение, содержащее малое количество дей ствующих лиц, атакже, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

7) юмор

ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.

8) метафора

и) слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое

сравнение.



Ответ:

2. Что вы знаете о  празднике  Пасхи? Каковы его традиции?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой рассказ называется пасхальным?
А) о добрых делах В) о событиях, которые произошли на Пасху
Б) о том, как печь куличи Г) о деяниях святых


4..Как звали героя рассказа А.П. Чехова "Казак"?

А) Максим Горчаков Б) Алеша Пешков

В) Николай Иртеньев Г) Антоша Чехонте


5. Какую заповедь нарушают Горчаковы?

А) Возлюби ближнего твоего,  как самого себя.

Б) не убий

В) почитай отца и мать твою

Г) Не сотвори себе кумира.


6. Определите тему романа Ф.А.Романова «Дом» :

А) взаимоотношение детей и взрослых Б) деревенская жизнь

В) природа родного края Г) о любви к Родине


6. Как называлось село, в которое вернулся главный герой романа «Дом»?

А)Запрудное Б) Пекашино В) Кетово Г) Серегово




7. Произведение В.А. Солоухина «… на ладони»:

А) цветы

Б) узоры

В) камешки

Г) мир


Часть В

1.Определите по иллюстрации название произведения и его автора. Ответ запишите.


1. 2.

Ответ _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте средства словесности, использованные К. Бальмонтом в стихотворении «Благовещенье в Москве».

         Вижу старую Москву

         В молодом уборе.

         Я смеюсь, и я живу-

         Солнце в каждом взоре.

         От старинного Кремля

         Звон плывет волною.

         А во рвах живет земля

         Молодой травою.

         В чуть пробившейся траве

         Сон весны и лета.

         Благовещенье в Москве –

         Это праздник света!

Ответ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Прочитайте приведённый ниже отрывок. Укажите фамилию автора и название произведения.

   Почему Покров на Нерли стоит на отшибе от богомолов, на лугу, на пустынном берегу реки? У меня есть такая версия. На этом месте (точно установлено) разгружали белый камень, который привозили на стругах из «булгар». Здесь камень перегружали на лошадей. Здесь был склад белого камня. А камень нужен был для строительства владимирских соборов.

   Покров на Нерли построена из остатков этого камня (или из излишков), построена шутя, между прочим, потому что все равно склад, а оказалась она лучше тех, основных соборов, ради которых камень везли.

   Не знает и художник, что у него окажется самым лучшим. Может быть, что-нибудь сделанное между прочим, «из отходов».

Ответ ___________________________________________________________________



Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее...

Ответ______________________________________________________________________


Часть С.

С.Бэлза в книге «Человек читающий» пишет: «Когда человек берёт в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине; такой разговор может быть только между самыми близкими людьми».

Как вы понимаете это высказывание? Проиллюстрируйте своё мнение литературными примерами.






















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ ) 8 КЛАСС

РАЗДЕЛ «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Какому герою посвящена русская народная песня:


 « На заре то было,братцы,на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Есаул гулял по насадику,

Он гулял, гулял ,погуливал…»

А)Пугачев

Б)Грозный

В)Разин

 

2.Кто автор этих строк:

« Как вскочил тут грозен Стенька Разин,

Подхватил персидскую царевну,

В волны бросил красную девицу,

Волге-матушке ею поклонился.»

А)Некрасов

Б)Лермонтов

В)Русская народная

Г)Пушкин


3.В какой город был «сослан» колокол, возвестивший о смерти царевича Дмитрия .О нем же пишет известный писатель Солженицын.

А) Углич

Б)Иркутск

В) Тобольск 

4.Сотнесите автора с его произведением.

Инна Гофф                                   « Пахарь»

И. С. Суриков                               «Поле»

Д.В.Григорович                           «Русское поле»

 

5.Узнай по описанию из какого произведения герой.

« В последние дни один Анисимыч исключительно,можно сказать, жил  своим полем.Его не сокрушали даже неурожайные годы.Он продолжал пахать, боронить и сеять  даже в то время,когда фабрики стали приносить очевидные выгоды против пашни…»

А) «Русское поле»

Б) «Колокол Углича»

В) «Сибирь,Сибирь…»

Г) « Пахарь» 

6.Что просил казак у Максима Торчакова в рассказе « Казак»

А)Хлеба

Б)Крашеные яйца

В)Святой воды

Г)Пасхальный кулич

 

7Исторю какого храма изучал Владимир Алексеевич Солоухин?

А) Храм Вознесения Господня

Б)Кижи

В)Церковь Покрова Богородицы

Г)Церковь Покрова на Нерли

 

8.С чем связывал писатель Солоухин свои лирические миниатюры?

А)Родинки на руке

Б)Пятнышки на ладони

В)Камешки на ладони

Г)Морские камешки

 

9.Чем залюбовался герой произведении « Дом» Петр Пряслин?

А)Резными наличниками

Б)Старыми бревнами

В)Коньком на крыше

Г)Дымковской игрушкой

 

10.Соотнесите автора с его произведением.

С.М.Городецкий                            «Наступление»

Н.С.Гумилев                                  «Голубая стрекоза»

М.Пришвин                                   «Воздушный витязь»

 

11.Куда просил отнести раненый солдат из рассказа « Голубая стрекоза»?

А) На озеро

Б)В лес

В)На ручей

Г)В штаб

 

12.Кто автор стихотворения?

« До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа , и мала…»

А)Ф.Тютчев

Б)Н. Некрасов

В)Ю.Друнина.

Г)А.Ахматова

 

13.Из чего плели рыбку ребята в рассказе Назаркина « Изумрудная рыбка»?



А)Проволока

Б)Леска

В)капельница

Г)Нитки



 

14.Как фамилия мальчика рассказчика из главы « Ах, миледи!»?

А)Петренко

Б)Сидоренко

В)Васильченко

Г)Кешкин

 

15.Чего не хватает ребятам, героям произведений Назаркина?

А) Свободного времени

Б) Свежего воздуха

В) Таблеток и сиропов

Г) Личной жизни

16.Где  героиня рассказа Игнатовой обнаружила джинна?

А)Обувная коробка

Б) Спичечный коробок

В)Коробка от сока

Г)Мамина сумка

17.Какое желание было первым у героини из рассказа « Джинн Севва»?

А)Написать контрольную на «5»

Б)Побывать на море

В)Чтобы не было войны

Г)Стать чемпионкой по биатлону

18.С каким актером мечтала сняться в кино героиня рассказа « Джин Севва»?

А)Леонардо ди Каприо

Б)Брет Питт

В)Сергей Безруков

Г)К.Хабенский 

19.Сколько желаний было у девочки в рассказе « Джинн Севва»?

А)3

Б)6

В)4

Г)5

 

20.Отметьте галочкой произведения, входящие в раздел «Русский характер- Русская душа»

-А.Игнатова « Джинн Севва»

-Ф.А.Абрамов «Дом»

-С.М.Городецкий « Воздушный витязь»

-М.Пришвин « Голубая стрекоза»

-А.С.Хомяков « Кремлевская заутреня на Пасху»

-А.П.Чехов « Казак»

-А.И.Солженицын « Колокол Углича»

























КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ ) 8 КЛАСС РАЗДЕЛ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

Тестовые задания

Часть А.

 При выполнении заданий этой части выберите номер (номера) правильного ответа.

А1. Какой из жанров литературы не является фольклорным?

а) поэма

б) былина

в) народная песня

гсказка


А2. Назовите героев исторических песен:

а) М.И. Кутузов

б) Степан Разин

в) Ермак Тимофеевич

гЕмельян Пугачев


А3. Чем хочется поделиться героине рассказа "Тайна" со своими подругами в классе?

А) Рассказать о том, что она получила письмо от родных

Б)Она сочинила первое свое стихотворение


А4. Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

а) убил  польского вожатого

б) разведал план нападения на Русь

в) спас русского царя ценой своей жизни


А5. Найти эпитеты:

Поёт синеволосая зима

Под окнами сусанинской светлицы…

Приснилсь- золотая Кострома,

Колокола Ипатьевской звонницы…


а) синеволосая зима, золотая Кострома, сусанинской светлицы. б) поёт зима, приснилась Кострома.

А6. Найти олицетворения:

А месяц медленно плывёт,

А Волга чуть лепечет,

Чу! Резко свистнут пароход;

Бежит и искры мечет.

а) медленно плывёт, резко пароход, искры мечет.

б) месяц плывёт, Волга лепечет, свистнут пароход.

А7. Что в стихотворении «Во время грозного и злого поединка» автор называет «грозным и злым поединком»?

а) сражение крестьян с панами; б) битву на саблях; в) революцию 1917 года.

А8. Выбрать города «Золотого кольца»:

а) Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Сергиев Посад.

б) Ярославль, Москва, Санкт-Петербург, Саратов.

в) Ростов Великий, Владимир, Смоленск, Волга.


Часть В.

В1. Сопоставьте автора и название произведения

1. Н.Карамзин.

А. «Сквозь туман едва заметный…»

2.      С. Н. Марков

Б. «Наталья, боярская дочь».

3.      В. А. Степанов

В. «Сусанин».

4.      Ф.К.Сологуб

Г. «Золотое кольцо»

5.      В.М.Гаршин

Д. «То, чего не было».


Ответ: _________________________________________________________________________


В2. Сопоставьте литературное понятие с определением, запишите № - буква

1. Эпилог

А) Момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения

2. Экспозиция

Б) Начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении

3. Развязка

В) Вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц

4. Завязка

Г) Разрешение конфликта в литературном произведении

5. Кульминация

Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий


Ответ: _________________________________________________________________________________


Часть С.

С1. Согласны ли вы с высказыванием итальянского поэта Франческо Петрарки «В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, приведя в качестве примера 1–2 произведения художественной литературы.


С2. Написать мини-сочинение (5 предложений) «В чём заключается подвиг Ивана Сусанина?»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ ) 8 КЛАСС

РАЗДЕЛ «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША»


1. Когда в России отмечают праздник Святой Троицы?

а) начало лета; через 7 недель после Пасхи;

б) через месяц после Пасхи;

в) через 2 месяца после Пасхи.

2. В одежды какого цвета облачаются священники в День Святой Троицы?

а) красной;

б) зелёной;

в) белой.

3. Молодого Раменского звали:

а) Алексей;

б) Олег;

в) Кирюша.

4. Первая премия Дарьи Леонидовны- это:

а) валенки;

б) еда;

в) деньги.


5. Две звезды класса Юлькиного класса (из повести «Не предавай меня!»):

а) Артём Листовский, Алиса Лаппа;

б) Ганеев, Юля Озарёнок;

в) Юля Озарёнок, Артём Листовский.


6. Какие темы обозначены Т.В.Михеевой в повести «Не предавай меня!»? (Указать не меньше 5).

7. Восстановить последовательность событий в рассказе И.А.Новикова «Троицкая кукушка»:

8. Восстановить последовательность событий в рассказе Ф.А. Абрамова «Валенки»

9. Письменно расскажите (3-5 предложений) о:

Истории и традиции празднования Троицы;

Кукушке в славянской мифологии;

Празднике кукушки, кумлении.


Оценивание: 1-6 ( 0,5 б*6=3б); 7, 8 (0,5*2=1б); 9-1б.


Ключ: 1-а, 2-б, 3-в, 4-а, 5- а, 6- дружба, выносливость, высокомерие, настойчивость, несправедливость, «звёздность»; 7-в,а,б, 8-б,а,в.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!