СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольный срез по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонетика, орфография, графика.

Морфемика. Словообразование.

Лексика. Фразеология.

 

Просмотр содержимого документа
«Контрольный срез по русскому языку»



Фонетика, орфография, графика.

Морфемика. Словообразование.

Лексика. Фразеология.


Тест

1 вариант


1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?


А) морфология,

Б) орфография,

В) графика,

Г) фонетика,

Д) словообразование.


2. Что такое транскрипция?

А) перевод слова на русский язык,

Б) орфографическое письмо,

В) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

Г) разбор слова по составу,

Д) морфемный анализ слова.


3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

А) ы, я, ю.

Б) а,о,у,

В) ч, ж, х,

Г) ц, ф, э,

Д) я, ю, е, ё.


4. На какие группы делятся все звуки?

А) прописные и строчные;

Б) ударные и безударные,

В) звонкие и глухие,

Г) мягкие и твердые,

Д) гласные и согласные.


5. На какие группы делятся согласные звуки?

А) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) ударные и безударные,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) прописные и строчные.


6. На какие группы делятся гласные звуки?

А) прописные и строчные,

Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

В) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

Д) ударные и безударные.


7. Что такое словесное ударение?

А) выделение одного слога в слове,

Б) минимальная звуковая единица,

В) акустические свойства звука,

Г) выделение одного слова в предложении,

Д) максимальная звуковая единица.


8. Что изучает орфоэпия?

А) словарный состав языка,

Б) звуковую сторону языка,

В) звуки и буквы,

Г) способы образования

Д) части речи и их формы.


9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

А) ['йаблан'ка],

Б) [яблон'ка],

В) ['йаблон'ка],

Г) ['йаблонка],

Д) ['йаблонька].


10. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

В) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Д) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

А) башмак, человек, корабль,

Б) неспроста, ослепительный, создавать,

В) ворона, воробей, сорока,

Г) руководить, капуста, знобит,

Д) безразлично, лошадка, полотно.


12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

А) загар, изложение, заря,

Б) росток, постелить, обжигать,

В) рядовой, рассказать, приласкать,

Г) плавать, собирать, равнина,

Д) вытер, прикоснуться, умереть.


13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

В) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.


14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

А) мощь,

Б) моль,

В) возьми,

Г) колье,

Д) пьеса.


15. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

Б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

В) замуж, портьера, пустош,

Г) невтерпежь, испечь, хорош,

Д) среди тучь, почки, сможешь


16. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

Б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

В) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

Д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.



17. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.


18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.


19. Выберите строку с приставкой без-:

А) бе..граничный, бе..заветный,

Б) бе..крайний, бе..цельный,

В) бе..конечный, бе..толковый,

Г) бе..правный, бе..совестный,

Д) бе..словесный, бе..шумный.


20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

А) центнер,

Б) копировать,

В) начал,

Г) газопровод,

Д) камбала.


21. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.




22. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.


23. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно- суффиксальный,

Д) безаффиксный.


24. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ∩^^□, ¬∩^□, ¬¬∩^□;

Б) ∩^□, ∩∩^□, ¬∩^□;

В) ¬∩^□, ∩^□, ¬∩□;

Г) ¬∩^^□, ¬∩□, ¬∩^^;

Д) ¬∩^□, ¬ ¬∩^□, ∩^^□.


25. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.


26. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.





27.Корень – это…:

А) состав слова

Б) центральный элемент структуры слова

В) основа слова

Г) логическое ударение

Д) система морфем


28. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

Д) сильное


29. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А) суффиксальный

Б) приставочный

В) приставочно-суффиксальный Д) сложение основ

Г) переход одной части речи в другую


30.По какой модели образовано слово подснежник:

А) ∩ ¬ 

Б) ¬ ∩ 

В) ∩ ^

Г) ¬ ∩

Д) ¬ ∩ ^


31. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?

А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика,

В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;

Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.

32. В каком ряду все слова – синонимы?

А) время, период, эпоха, эра;

Б) лингвист, историк, литературовед;

В) фрукты, овощи, вишня;

Г) сосна, тополь, ясень;

Д) тарелка, вилка, ложка



33. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши,

Б) положа руку на сердце,

В) сложа руки,

Г) не покладая рук,

Д) море по колено.



34. Определите, в каком варианте профессиональные слова:

А) учитель, наставник, педагог;

Б) отечество, родина, отчизна;

В) метель, пурга, буран;

Г) аккорд, вокализ, мольберт;

Д) овощи, ягоды, фрукты.


35. Определите, в каком варианте даны неологизмы:

А) бартер, кастинг, конфессия;

Б) псалтырь, светлица, кафтан;

В) курень, полуночник, шелоник;

Г) опосля, прислухаться, не серчай;

Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

















Фонетика, орфография, графика.

Морфемика. Словообразование.

Лексика. Фразеология.

Тест

2 вариант


1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

А) [ т ]

Б) [ к ]

В) [ х ]

Г) [ с ]

Д) [ ф ]


2. В разделе «Фонетика» изучается:

А) правописание слов

Б) постановка знаков препинания

В) словарный состав языка

Г) состав слова

Д) звуки речи


3. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) яблоки

Б) пень

В) день

Г) соловьи

Д) скворцы


4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

А) состав слова

Б) звуки речи

В) правописание слов

Г) словосочетание

Д) произношение слов


5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

А) пьёт

Б) ёжик

В) ёлка

Г) объём

Д) полёт

6. Назовите основные средства графики.

А) звуки

Б) буквы

В) слоги

Г) ударение

Д) произношение




7. Звуком речи является:

А) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

Б) специальный вид письма

В) совокупность норм речи

Г) система ударений

Д) фиксация речи


8. Что называется графикой?

А) акустические свойства

Б) звуки человеческой речи

В) классификация звуков

Г) способы образования звуков

Д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи


9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

А) р,й,з,г,ж

Б) к,г,ж,д,в

В) м,ч,ш,щ,л

Г) д,т,з,к,ф

Д) н,б,ц,в,м


10 . Какая буква обозначает два звука?

А) э

Б) у

В) ю

Г) ы

Д) и


11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

А) с ошибкой

Б) с реки

В) с крылом

Г) с горы

Д) с языком


12. Укажите слово, в котором есть звук О:

А) отлив

Б) огурец

В) слепок

Г) Москва

Д) кровля




13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

А) бетон

Б) печаль

В) трясина

Г) портфель

Д) капуста


14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

А) квартал

Б) каталог

В) дозвонишься

Г) средства

Д) некролог


15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

А) лечить

Б) ядерный

В) лень

Г) стажёр

Д) святое


16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

А) фуражка, грибков

Б) сдача, сбить

В) сбегать, сделать

Г) сгоряча, сдвинуть

Д) сгореть, сгиб


17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

А) вороб…и

Б) п…едестал

В) ин…екция

Г) бул…он

Д) уст…е


18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

А) след

Б) ртуть

В) ножик

Г) один

Д) сварщик


19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

20. Укажите вариант с О после шипящих:

А) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

Б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

В) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Г) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

Д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.


21. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.


22. Укажите слово, образованное по модели «∩^^□»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.


23. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.


24. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.



25. Какие слова называются однокоренными?

А) слова с одним лексическим значением

Б) слова с переносным значением

В) слова с прямым значением

Г) слова с одинаковым корнем

Д) слова с несколькими лексическими значениями


26 . Морфема – это…:

А) наименьшая значимая часть слова;

Б) звук;

В) Буква;

Г) слово;

Д) словосочетание


27. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А) фонетикой

Б) синтаксисом

В) морфологией

Г) морфемикой

Д) фразеологией


28. Найдите слово с нулевым окончанием:

А) книга

Б) умный

В) стул

Г) вышла

Д) сильное


29. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.


30. Аббревиатурами называются :

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова


31. Укажите ряд многозначных слов:

А) съедобный, утомление;

Б) хохот, шезлонг;

В) съемка, ручка;

Г) компьютер, ландыш;

Д) самолет, дискуссия.


32. Укажите группу слов, которые являются омонимами:

А) метель, пурга;

Б) письменный стол, обеденный стол;

В) капитанская рубка, рубка леса;

Г) ручка чемодана, ручка малыша;

Д) шить иглой, игла ежа.


33. Укажите слова, не являющиеся паронимами:

А) эффектный, эффективный;

Б) представить, предоставить;

В) фарш, фарс;

Г) командировочные, командированные;

Д) подпись, роспись.


34. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?

А) как в воду глядел;

Б) набрать в рот воды;

В) выйти сухим из воды;

Г) как рыба в воде;

Д) не разлить водой.


35. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?

А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.

Б) Желтые листья медленно падали на землю.

В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.

Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.

Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!