СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контраст как основа композиции рассказа Толстого "После бала"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Контраст как основа композиции рассказа Толстого "После бала"

Просмотр содержимого документа
«Контраст как основа композиции рассказа Толстого "После бала"»

Контраст как основа  композиции рассказа

Контраст как основа

композиции рассказа

История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Л.Н.Толстой Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Л.Н.Толстой

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Перекличка эпох в рассказе «После бала» 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха) 21век (эпоха, в которой  живёт читатель)

Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая2

(современная автору эпоха)

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)

История создания рассказа • Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?

История создания рассказа

Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?

Автор подчёркивает контраст  в композиции рассказа в системе  образов в языковых  средствах в описаниях

Автор подчёркивает контраст

в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях

 Контраст  как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: после бала заключение вступление на балу Рассказ, таким образом, заключён в

Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика

Контраст как основа композиции рассказа В чём наблюдается контраст? в композиции рассказа в системе образов в языковых средствах в описаниях

Контраст как основа композиции рассказа

  • В чём наблюдается контраст?
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

Наблюдение над языковыми средствами   На балу: бал бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза полковник Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич Доволен, счастлив, блажен, добр,

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Экзекуция: улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая  музыка  солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой  подрагивающей походкой Иван Васильевич Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

Экзекуция:

улица

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

солдаты

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

          ПОЛКОВНИК  “Высокий военный в шинели и фуражке”.  “Шел твердой, подрагивающей походкой”.  “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”.  “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”.   НАКАЗЫВАЕМЫЙ  Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”.  “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”…  “Сморщенное от страдания лицо”.  “ Спотыкающийся, корчащийся человек “.   Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

ПОЛКОВНИК “Высокий военный в шинели и фуражке”. “Шел твердой, подрагивающей походкой”. “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… “Сморщенное от страдания лицо”. “ Спотыкающийся, корчащийся человек “. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Танцы (глаголы) – полковник Описание наказания (глаголы) Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул

Танцы (глаголы) – полковник

Описание наказания (глаголы)

Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл

Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул

Полковник на балу Полковник на плацу Красивый, статный , высокий , свежий. С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами, длинными стройными ногами, сложен был прекрасно Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу; гневный голос; грозно и злобно нахмурившись, высокий военный в шинели и фуражке. Шёл твёрдой, подрагивающей походкой, румяное лицо и белые усы и бакенбарды . Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура. Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?

Полковник на балу

Полковник на плацу

Красивый, статный , высокий , свежий.

С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами,

радостной улыбкой,

с широкой грудью,

сильными плечами,

длинными стройными ногами,

сложен был прекрасно

Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;

гневный голос;

грозно и злобно нахмурившись,

высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой,

румяное лицо и белые усы и бакенбарды .

Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура.

Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?

Однако Толстой использует не только  приём контраста, но и сопоставления Перчатка 33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».  Искренен на балу? С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ? И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.  Контраст усиливается.  А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается? Умаляет ли это его вину?

Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления

Перчатка

33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».

Искренен на балу?

С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ?

И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Контраст усиливается.

  • А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается?
  • Умаляет ли это его вину?
Контраст в системе образов Полковник На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?

Иван Васильевич Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?

Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия:

Вывод

В чём вы видите критическую силу рассказа?

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"

Композиция – способ выражения идеи. В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов» Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Композиция – способ выражения идеи.

  • В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов»
  • Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Иван Васильевич. Хорош он или плох?

Иван Васильевич. Хорош он или плох?

Иван Васильевич. Хорош он или плох? Хорош Плох Ему было стыдно, он испытал ужас Унижение человеческого достоинства Не вступился Но почему? Стыд за своё умиление, «Что же вы думаете, что я тогда решил…» за свою любовь, Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять за то, что был человеком, не знающим зла

Иван Васильевич. Хорош он или плох?

Хорош

Плох

Ему было стыдно, он испытал ужас

Унижение человеческого достоинства

Не вступился Но почему?

Стыд за своё умиление,

«Что же вы думаете, что я тогда решил…»

за свою любовь,

Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять

за то, что был человеком, не знающим зла

Каким же чувством ответственности должен обладать Иван Васильевич, если был способен сломать свою жизнь оттого, что не понял смысла закона, который неминуемо должен был исполнять на службе.
  • Каким же чувством ответственности должен обладать Иван Васильевич, если был способен сломать свою жизнь оттого, что не понял смысла закона, который неминуемо должен был исполнять на службе.
Иван Васильевич 1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему? 2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника? 3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке? Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?     События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.

Иван Васильевич

1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.

Вывод  Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Вывод

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

 Вывод   Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Вывод

Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

Значение рассказа «После бала» Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Значение рассказа «После бала»

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Домашнее задание   Приготовьте рабочие материалы к сочинению по теме: “Полковник на балу и после бала” или «Утро, изменившее жизнь».

Домашнее задание

  • Приготовьте рабочие материалы к сочинению по теме: “Полковник на балу и после бала” или «Утро, изменившее жизнь».
 Планы сочинений

Планы сочинений

 УТРО, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ.   1. Жизненные источники рассказа «После бала». 2. Герой рассказа. 3. Композиция и её роль. 4.Утро как крушение любви и самой жизни. 5. Цвета и звуки. 6. Синтаксические средства. 7. Чувства героя. 8. Последствия страшного утра. 9. «Все дело в случае».

УТРО, ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ.

1. Жизненные источники рассказа «После бала».

2. Герой рассказа.

3. Композиция и её роль.

4.Утро как крушение любви и самой жизни.

5. Цвета и звуки.

6. Синтаксические средства.

7. Чувства героя.

8. Последствия страшного утра.

9. «Все дело в случае».

 Полковник на балу и после бала   1. Представление героя. 2. Внешность полковника. 3. Детали. 4. Полковник на балу. 5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику. 6. Полковник после бала. 7. Чувства героев. 8. Последствия увиденного. 9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Полковник на балу и после бала

1. Представление героя.

2. Внешность полковника.

3. Детали.

4. Полковник на балу.

5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику.

6. Полковник после бала.

7. Чувства героев.

8. Последствия увиденного.

9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!