СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция по теме «Реализация агротехнологической направленности через изучение математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все кто успешен, сильны в математике. Следовательно, научить математике надо каждого ребёнка! Из своего педагогического опыта вижу, нынешнее поколение «Z» уже через несколько дней не помнит информацию, полученную традиционными способами обучения. Если его мозг считает, что эта информация ненужная, то из рабочей памяти информация никогда не перейдёт в долговременную. То есть, срабатывает защитная реакция организма – отторжение всего лишнего в этом огромном  современном мире информации! Традиционная система обучения убивает в детях внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Как же в детях зажечь тот  внутренний огонь к познанию нового и особенно к математике? Как нужно учить детей в современном мире?  Чему надо обучать ребёнка, чтобы он был в будущем востребован на рынке труда?

Просмотр содержимого документа
«Концепция по теме «Реализация агротехнологической направленности через изучение математики»»

Концептуальное описание опыта работы по теме

«Реализация агротехнологической направленности через изучение математики»

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, слезь с неё.

Индейская пословица.

Но, прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём сотни конференций, внедрим новые программы по чудесному оживлению дохлых лошадей. Командировки по обмену опытом в скачках на таких лошадях тоже приветствуются. В конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, если внедрит его в данную лошадь. Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества, страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.[1]

Анализируя ситуацию с математикой в целом по стране, пришла к выводу, что мы «скачем на дохлой лошади», что делаем мы что-то не так. Раньше было поколение детей, которое более внимательно воспринимало слуховую информацию, было более усидчивым и терпеливым. Поэтому раньше в учении популярна была пословица «Терпение и труд всё перетрут». Сейчас время поколения «Z», оно другое. Они не такие, как были мы в детстве. Это поколение любит наглядность, красочность, картинки, осязаемые объекты, всё то, что можно увидеть глазами и потрогать руками. Это дети, которые не представляют жизнь без телефонов, гаджетов, планшетов, компьютеров и Интернета. Если им нужно решить какую-либо задачу, они очень быстро находят на неё ответ. И не понимают, зачем надо умножать или делить столбиком, когда есть калькулятор. Не понимают, зачем надо записывать решение задачи и выполнять какие-то формальности при оформлении уравнений и неравенств. Они говорят: «Если я в уме решил или нашёл ответ задачи, которую поставили передо мною, то зачем мне учить решение, приводящее к этому ответу? Зачем на это тратить время?» И я подумала: «А, правда, зачем?» Мы требуем от детей того, чему учили нас в школе! Но, тогда не было такого стремительного развития науки и техники, не было такого потока информации, которую надо было обрабатывать головным мозгом и воспринимать, воспроизводить её. Также задаюсь вопросом, почему я сама не помню многого из того, что изучала в школе по другим предметам. Ведь, я всё хорошо учила и понимала то, что учила. Но, зато, я очень хорошо запомнила задания, которые мы выполняли с учителем на кружке занимательной математики в 6 классе. А, также очень ярко запомнились вопросы и ответы на них, когда мы участвовали в командном соревновании на математическом огоньке за чашкой чая с домашними кондитерскими изделиями, которые должны были приготовить на математическую тему. Чего только мы не придумали: и круглые бублики и печенье с примерами, кексы – пирамиды и многое другое. Обратите внимание – интеграция предметов технологии и математики ещё тогда в 1986 году! Правда, во внеурочной деятельности. Современные дети, думаю, также после школы ничего не будут помнить, кроме ярких событий и образов.

Все кто успешен, сильны в математике. Следовательно, научить математике надо каждого ребёнка! Из своего педагогического опыта вижу, нынешнее поколение «Z» уже через несколько дней не помнит информацию, полученную традиционными способами обучения. Если его мозг считает, что эта информация ненужная, то из рабочей памяти информация никогда не перейдёт в долговременную. То есть, срабатывает защитная реакция организма – отторжение всего лишнего в этом огромном современном мире информации! Традиционная система обучения убивает в детях внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Как же в детях зажечь тот внутренний огонь к познанию нового и особенно к математике? Как нужно учить детей в современном мире? Чему надо обучать ребёнка, чтобы он был в будущем востребован на рынке труда?

Управление развитием человека – это, прежде всего управление его мотивацией. Считаю, что назрела огромная необходимость в том, чтобы объединить продуктивные технологии (как организующие учебный процесс), технологии здоровьесбережения (как учитывающие заботу о здоровье) и решение простых практических прикладных задач на уроке, которые могут встретиться в жизни ребёнка, в различных профессиях будущего. Новое поколение в будущем будет решать очень много сложных задач: экологических, экономических, информационных. Но, самые главные задачи перед ними будут стоять такие, как недостаточное количество пресной воды и натуральных продуктов питания. В следующие 100 лет будет иметь большую ценность земля. Всё больше будут востребованы такие профессии, как фермер, животновод, строитель, работник лесного хозяйства, рыбоведческого промысла и подобные. Поэтому наша Тюменская область и Сладковская школа выбрали правильное направление – реализация программы «Агропоколение». Цель данной программы — создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирование мотивации к работе в сельской местности. Реализация программы в школе осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. При изучении предметов естественно – математического цикла 10 % времени отводиться на освещение вопросов связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Во внеурочное время организуются встречи с Главой муниципального района, с депутатами, руководителями различных служб. Школьники бывают на предприятиях района, где могут убедиться, что там трудятся люди, сохранившие верность земле, пообщаться со специалистами и узнать о тонкостях профессий на селе. Агротехнологическая направленность рекомендована и для тем исследовательских работ учащихся школы. Математика в этом плане обладает исключительными возможностями. Ведь, математиками станет лишь небольшая доля наших учеников, подавляющее большинство будут продавцами, медиками, инженерами, учителями, фермерами и т.д. Для них этот предмет имеет лишь прикладное значение. Значит, обязательный уровень необходимо наполнить заданиями прикладного характера. Поэтому для себя поставила такие задачи:

  1. найти индивидуальный подход к каждому ученику – это главное, на этом строится успех нашего с ним общения и обучения;

  2. придумывать и решать со своими учениками такие математические задачи, которые славили бы Сладковский район, сельский труд и профессии Тюменской области;

  3. стремиться к тому, чтобы видеть искреннюю радость каждого ребёнка от успешного решения задачи, открытия чего-то нового.

Основные принципы моей педагогической деятельности:

1. Принцип индивидуального подхода к обучению. В начале учебного года психолог школы совместно с классным руководителем провели входную диагностику с каждым ребёнком, которая определила готовность учиться в данном классе, умение работать самостоятельно, уровень памяти, внимания, логики мышления, состояние здоровья ребенка. После анализа результатов, определения западающих тем, подбираются индивидуальные задания. Для учеников с более слабым уровнем математических навыков, предлагаю задания на карточках, где записан образец решения. Для детей со средним уровнем сформированности умений и навыков предлагаю задания по учебнику, записываю номера заданий, которые надо выполнить за урок и обязательно вызываю по очереди к доске для записи решения, чтобы остальные могли проверить правильность своей самостоятельной деятельности. Высокомотивированным к математике обучающимся даются мини-проекты: исследовательские задания, творческие, проблемные высокого уровня сложности. Для всех групп обучающихся, кроме последней, необходима свобода перемещения, то есть, преодолев свой уровень, ребёнок имеет право перейти в следующий – более сложный. Чтобы реализовать индивидуальный подход в обучении использую метод общения через тетрадь. В 5-6 классах тетради проверяются учителем ежедневно. При проверке работ выявляю ошибки и не просто исправляю, а записываю правильный образец решения, поясняю словами, задаю вопросы и записываю новые примеры и задачи, чтобы ребёнок снова выполнил их. Использую дистанционное обучение. Даю детям возможность, если какие-то домашние задания вызывают затруднения, задать вопросы в социальной сети «Вконтакте» или группе в «Вайбере». Также работаю с детьми на образовательных платформах «Учи.ру» и «Якласс». Ребята выполняют проверочные работы, которые для них составляю с помощью онлайн-тренажеров. Обучаю более лёгким рациональным методам решения задач, например, приём «Бабочка» при сложении и вычитании дробей с разными знаменателями или рассказываю, как сражаются друг с другом плюсы и минусы при сложении положительных и отрицательных чисел: при сражении побеждают те, кого больше. Использую эффективные способы организации обучения через использование продуктивных технологий, например, при опросе правил или формул ребята по очереди рассказывают их, сначала отличники вслух учителю, затем хорошисты рассказывают уже отличникам и учителю, троечники после того, как отличники все проговорят, уже почти запоминают. Как правило, когда до них доходит очередь рассказа, они уже запомнили и могут спокойно ответить. Уроки выстраиваю на быстрой смене деятельности. Мой девиз «Чем меньше говорит учитель, тем выше качество урока».

2. Прикладные и творческие задания о родном крае.

Интерес к изучению предмета повышается за счёт использования задач практического содержания связанных с развитием сельского хозяйства в Сладковском районе. Так как готовые задачи такого содержания не найти, то составляю их сама. При этом опираюсь на реальные факты. Приведу несколько примеров. 5 класс, при закреплении темы «Умножение и деление» - Задача 1. В Сладковском районе 3 литра молока стоят 90 рублей. За 1 месяц маленький телёнок выпивает в среднем 12 литров молока. Сколько нужно затратить денег, чтобы дорастить телёнка до 6 месяцев. Задача 2. Чтобы повару Сладковской школы приготовить 4 порции картофельной запеканки, нужно взять 400 грамм картофеля. Сколько картофеля потребуется для 12 порций запеканки? При изучении темы «Умножение десятичной дроби на натуральное число» - Задача 3. За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег СПХ Таволжан благодаря работе одного комбайнера в течение месяца? При изучении темы «Формула» - Задача 4. Объем скирды определяется по формуле О=Д (П+Ш):4 (П+Ш):4. Определить объём стога, если перекидка равна 15 м, ширина 5 м, а длина 10 м.[6] Задачи в 6 классе усложняются. Например, при изучении темы «Проценты» - Задача 5. Сахарная свекла содержит 15% сахара. Фермер - частный предприниматель села Сладково в этом году вырастил 600 тонн свеклы. Сколько сахара получит фермер? Задача 6. Фермер из деревни Лопазное сдал на мельницу 50 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 60%. Сколько муки получит фермер? Навыки вычисления процентов используется и на уроках химии при вычислении питательной ценности удобрений. Например, питательная ценность удобрения необходима для расчета дозы для его внесения. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой NaNO3 и аммиачной NH4NO3 селитрах.

Подобные задания использую при подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по реальной математике - Задача 7. Чтобы вырастить свинью до 1 центнера, надо на корм 10 ц зерна и 180 литров молока. Какой доход получится при продаже мяса по 220 рублей за 1 кг, если стоимость 1 центнера зерна 600 рублей, 1 литра молока - 30 рублей?[3]. Задача 8. Для перевозки убранного урожая хозяйству нужны автомобили. Нужно транспортировать 45 тонн на 1300 км. Услуги перевозчиков приведены в таблице. Какого перевозчика выберет хозяйство и какова будет стоимость перевозки? [4]

Перевозчик

Стоимость перевозки одним автомобилем (на 100 км)

Грузоподъёмность автомобилей (тонн)

А

3700 руб

3,5

Б

4300 руб

5

В

9800 руб

12

Среди исследовательских работ агротехнологической направленности , выполненных либо под моим руководством, либо с участием математиков надо отметить такие, как «Строительство дома в селе Сладково» Забелиной Лизы, «Энергонезависимое жильё» Комовой Екатерины, «Потребительская корзина в с.Сладково» Беляевой Валерии, «Проблемы бытового водоснабжения и водоотведения в селе Сладково» Исмаиловой Карины. В этих работах при обработке статистических данных используются вычислительные навыки.

3. Видеть искреннюю радость каждого ребёнка от успешного решения задачи, открытия чего-то нового помогает принцип успеха в оценивании. Надо чтобы ребенок был уверен в том, что он добьется успеха. Всегда даю шанс улучшить свою оценку. По итогам изучения темы-главы ребёнок обязательно составляет интеллект-карту или опорный конспект. Эти оценочные работы творческого характера, с которыми любой ребёнок может справиться и испытать радость от успешного их выполнения. Например, при изучении темы «Четырёхугольники» в 8 классе дети составляют либо таблицу, либо схему, в которой для каждого вида четырёхугольников записывают их свойства. С таким заданием справится любой ученик и уже тем самым заработает твёрдую оценку «3». Если ребёнок, кроме таблицы, решил ещё задачи обязательного уровня сложности, то получил оценку «4» и если выполнил задания продуктивного типа, то получил оценку «5».

Использование выше названных принципов позволило повысить качественную успеваемость учащихся. Общий процент качества для 5-6 классов 56% - 1 четверть, 60% - 2 четверть. Возрос уровень мотивации учащихся к изучению математики.

Результаты изучения уровня мотивации учащихся 5 – 6 классов.


Начало года

1 четверть

2 четверть

40%

44%

51%

46%

48%

57%

35%

38%

45%

36%

40%

46%

В 5 –х классах провели анкетирование, которое показало, что учащиеся стали больше знать о востребованных профессиях Сладковского района. И о том, что математические знания необходимы для решения многих задач сельскохозяйственного значения.

Заключение.

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению. Умелая организация деятельности на уроке, забота о здоровье детей, решение креативных заданий творческого характера и решение задач практического содержания, которые воспитывают любовь к сельскому труду, к малой Родине – всё это соответствует целям российского образования и новым требованиям ФГОС, способствует реализации областного проекта «Агропоколение», решает задачи школы.

Литература:

1. ТРИЗ – педагогика: учим креативно мыслить/Анатолий Гин.–М.:ВИТА-ПРЕСС,2016.- 96с.

2. Мозг.Обучение.Здоровье. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.–М.:Просвещение,1989.–С.205.

3. Лебедько Е.Я. «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.

4. Ященко И.В., Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ Математика. Тематическая Рабочая тетрадь. 11 класс. - М.: МЦНМО, издательство «Экзамен», 2010.

5.https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-matematika-v-selskom-hozyaystve-430520.html 6.http://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem- seno.htmlhttp://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem-seno.html Заготавливаем сено


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!