СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны»

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн


Всемирная история, IX класс


О.В. Мельник, учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа №1г. Ельска»


Цель: Показать всемирно-историческое значение коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с основными событиями и итогами разгрома фашистских войск под Сталинградом, Курской битвы, битвы за Днепр, победы союзнических войск в Северной Африке и на Тихом океане;

  2. Продолжить формирование информационных, аналитических компетентностей через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, развитию познавательного интереса и самостоятельности, формировать стремление овладевать новыми технологиями.

  3. Способствовать нравственному воспитанию молодежи, воспитывая уважительное отношение к памятным событиям и к истории своей страны.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал, карта «Великая Отечественная война Советского Союза», учеб. пособие для 9-го кл. /под ред. В.С. Кошелева, М.А. Красновой, Н.В. Кошелевой.– Минск, 2019;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап:

Приветствие учащихся. Организация внимания

На доске (слайде) лента времени в виде сломанной ветки (Приложение 1)

С учащимися проводится беседа с целью актуализации знаний по пройденному материалу.

- Вспомните и нанесите на ленту времени хронологические рамки и названия этапов Второй мировой и Великой Отечественной войны. (Наносят на линии координат)

Прослушать отрывок из песни группы Чёрное Олово « Коренной перелом»

(https://txtsong.ru/chyornoe-olovo/chyornoe-olovo-korennoy-perelom/ )


- Как вы думаете, почему лента времени сегодня представлена в таком виде?

- Как изображения, музыкальная композиция связаны с ранее изученной и новой темой?

- Определите тему нашего урока (записывается в рабочие тетради и на доске)

(примерные ответы: хронологию Второй мировой и Великой Отечественной войн мы изучили на прошлом уроке, ветка переломанная и на ленте времени есть названия этапа. На уроке будем изучать второй период Великой Отечественной войны - Коренной перелом, который стал переломным моментов в ходе Второй мировой войны, сломал моральный дух немецких солдат).

Организуется работа с целеполаганием урока

Учащиеся самостоятельно или группой выдвигают предположительные цели урока, учитель дополняет.


  1. Какое историческое значение имела битва под Москвой для хода Второй мировой войны? (примерный ответ: Сорван план «блицкрига», укрепление морального духа красной Армии и всего советского народа, подняла международный авторитет СССР, Япония отказалась от вступления в войну против СССР)


  1. Операционно-познавательный этап

К весне 1942 года стало очевидно, что Германии и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий на советско-германском фронте и в Европе. Давайте рассмотрим ход этих событий, охарактеризуем направления сопротивления немецко-фашистским захватчикам в 1942-1943 гг. и их результаты.

Работа с картой «Великая Отечественная война»

Не достигнув успеха по центральному направлению, немецкая армия принимает решение о наступление на юг.

1. Покажите на карте Сталинград, Курск, Киев.

2. Как вы думаете, почему так важно было для Гитлера захватить эти города?

Уже летом 1942г. – немецкая армия захватила Кубань и Северный Кавказ; В июле1942 г. – продвинулась к Сталинграду и Волге. Но, в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.

- Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?

(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает хаотично расположенные гексы. Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать их по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, охарактеризовать направления сопротивления немецко-фашистским захватчикам в 1942-1943гг. и их результаты.

Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.

Презентация работы групп (Приложение 2,3,4)

После Коренного перелома стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Разгром и потеря значительной части немецких войск в ходе коренного перелома, позволили союзникам по антигитлеровской коалиции успешно провести наступление англо-американских войск в Северной Африке и укрепило позиции союзников на Тихом океане и Юго-Восточной Азии.

Однако, 1943 год оказался непростым в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции. Попытка открыть второй фронт в 1942 году не удалась, союзники её перенесли на 1943 год, но и в 1943 году второй фронт не был открыт.

В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой союзники информировали о планах открытия второго фронта в мае – июне 1944 г., но на конференции ощущалась недоговорённость между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для разрешения многих вопросов. За столом переговоров встретились И.В.Сталин, Ф.Рузвельт, У.Черчилль.

В глазах Запада: Сталин – олицетворение побед советского народа;

Рузвельт – крупнейший реформатор XX века;

Черчилль – политик, который упорно отодвигал закат Британской империи.

Просмотрите видео «Тегеранская конференция»

(https://yandex.by/video/preview/?filmId=8654133865122836271&from=tabbar&parent-reqid=1647328880779414-12015195339945477556-sas2-0119-sas-l7-balancer-8080-BAL-3560&text=%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 )

  1. Какие главные вопросы ставились на обсуждение?

  2. Какие решения были приняты?

  3. Что хотел подчеркнуть Черчилль, преподнеся в дар Сталину меч Георга VI, позже названный Меч Сталинграда?


  1. Контрольно-оценочный этап

Наш урок был насыщен событиями и фактами. Проверим, насколько внимательно вы слушали учителя и продуктивно поработали сами. Вам необходимо разгадать шифровку, для этого необходимо соединить точки по номерам с правильными ответами, и определить, как получившееся изображение связано с темой урока (Приложение 5).


  1. Объяснение домашнего задания

д/з: параграф 20, подготовить сообщение по теме «Герои Коренного перелома в ВОВ».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!