Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн
Всемирная история, IX класс
О.В. Мельник, учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа №1г. Ельска»
Цель: Показать всемирно-историческое значение коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне
Задачи:
Познакомить учащихся с основными событиями и итогами разгрома фашистских войск под Сталинградом, Курской битвы, битвы за Днепр, победы союзнических войск в Северной Африке и на Тихом океане;
Продолжить формирование информационных, аналитических компетентностей через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в группах, развитию познавательного интереса и самостоятельности, формировать стремление овладевать новыми технологиями.
Способствовать нравственному воспитанию молодежи, воспитывая уважительное отношение к памятным событиям и к истории своей страны.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал, карта «Великая Отечественная война Советского Союза», учеб. пособие для 9-го кл. /под ред. В.С. Кошелева, М.А. Красновой, Н.В. Кошелевой.– Минск, 2019;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап:
Приветствие учащихся. Организация внимания
На доске (слайде) лента времени в виде сломанной ветки (Приложение 1)
С учащимися проводится беседа с целью актуализации знаний по пройденному материалу.
- Вспомните и нанесите на ленту времени хронологические рамки и названия этапов Второй мировой и Великой Отечественной войны. (Наносят на линии координат)
Прослушать отрывок из песни группы Чёрное Олово « Коренной перелом»
(https://txtsong.ru/chyornoe-olovo/chyornoe-olovo-korennoy-perelom/ )
- Как вы думаете, почему лента времени сегодня представлена в таком виде?
- Как изображения, музыкальная композиция связаны с ранее изученной и новой темой?
- Определите тему нашего урока (записывается в рабочие тетради и на доске)
(примерные ответы: хронологию Второй мировой и Великой Отечественной войн мы изучили на прошлом уроке, ветка переломанная и на ленте времени есть названия этапа. На уроке будем изучать второй период Великой Отечественной войны - Коренной перелом, который стал переломным моментов в ходе Второй мировой войны, сломал моральный дух немецких солдат).
Организуется работа с целеполаганием урока
Учащиеся самостоятельно или группой выдвигают предположительные цели урока, учитель дополняет.
Какое историческое значение имела битва под Москвой для хода Второй мировой войны? (примерный ответ: Сорван план «блицкрига», укрепление морального духа красной Армии и всего советского народа, подняла международный авторитет СССР, Япония отказалась от вступления в войну против СССР)
Операционно-познавательный этап
К весне 1942 года стало очевидно, что Германии и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий на советско-германском фронте и в Европе. Давайте рассмотрим ход этих событий, охарактеризуем направления сопротивления немецко-фашистским захватчикам в 1942-1943 гг. и их результаты.
Работа с картой «Великая Отечественная война»
Не достигнув успеха по центральному направлению, немецкая армия принимает решение о наступление на юг.
1. Покажите на карте Сталинград, Курск, Киев.
2. Как вы думаете, почему так важно было для Гитлера захватить эти города?
Уже летом 1942г. – немецкая армия захватила Кубань и Северный Кавказ; В июле1942 г. – продвинулась к Сталинграду и Волге. Но, в конце 1942 – начале 1943гг. произошли события, которые историки называют коренным переломом.
- Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?
(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению)
Класс делится на три группы. Каждая группа получает хаотично расположенные гексы. Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать их по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, охарактеризовать направления сопротивления немецко-фашистским захватчикам в 1942-1943гг. и их результаты.
Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах.
Презентация работы групп (Приложение 2,3,4)
После Коренного перелома стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Разгром и потеря значительной части немецких войск в ходе коренного перелома, позволили союзникам по антигитлеровской коалиции успешно провести наступление англо-американских войск в Северной Африке и укрепило позиции союзников на Тихом океане и Юго-Восточной Азии.
Однако, 1943 год оказался непростым в отношениях между союзниками по антигитлеровской коалиции. Попытка открыть второй фронт в 1942 году не удалась, союзники её перенесли на 1943 год, но и в 1943 году второй фронт не был открыт.
В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой союзники информировали о планах открытия второго фронта в мае – июне 1944 г., но на конференции ощущалась недоговорённость между союзниками, требовалась личная встреча глав правительств для разрешения многих вопросов. За столом переговоров встретились И.В.Сталин, Ф.Рузвельт, У.Черчилль.
В глазах Запада: Сталин – олицетворение побед советского народа;
Рузвельт – крупнейший реформатор XX века;
Черчилль – политик, который упорно отодвигал закат Британской империи.
Просмотрите видео «Тегеранская конференция»
(https://yandex.by/video/preview/?filmId=8654133865122836271&from=tabbar&parent-reqid=1647328880779414-12015195339945477556-sas2-0119-sas-l7-balancer-8080-BAL-3560&text=%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2 )
Какие главные вопросы ставились на обсуждение?
Какие решения были приняты?
Что хотел подчеркнуть Черчилль, преподнеся в дар Сталину меч Георга VI, позже названный Меч Сталинграда?
Контрольно-оценочный этап
Наш урок был насыщен событиями и фактами. Проверим, насколько внимательно вы слушали учителя и продуктивно поработали сами. Вам необходимо разгадать шифровку, для этого необходимо соединить точки по номерам с правильными ответами, и определить, как получившееся изображение связано с темой урока (Приложение 5).
Объяснение домашнего задания
д/з: параграф 20, подготовить сообщение по теме «Герои Коренного перелома в ВОВ».