СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корниенко Р.Н. Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности" 9 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Корниенко Р.Н. Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности" 9 класс»

Министерство образования Российской Федерации

Главное управление народного образования

МОУ Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22











Основы исследовательской деятельности


Программа элективного курса для 9 класса










Разработала: Корниенко Раиса Николаевна, учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.






















п.Магистральный

2007 г.



Основы исследовательской деятельности учащихся

Пояснительная записка

В современной школе важно не только выявить учеников, интересующихся различными областями науки и техники, но и помочь им наиболее полно раскрыть свои способности, развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности, сформировать исследовательские навыки.

I. Особенности курса

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и направлен на развитие у школьников исследовательских навыков, столь необходимых учащимся, продолжающим своё образование. В ходе изучения курса ученики получат элементарные знания основ исследовательской деятельности, овладеют умениями проведения собственного исследования на всех его этапах, а также получат опыт работы по выбору, подготовке и защите самостоятельно избранной темы в самостоятельно определённом конкурсе или конференции.

Пробелы предыдущей подготовки будут компенсированы практическим опытом овладения различными видами исследовательских работ по выбору учащихся (доклад, стендовый доклад, реферат, рецензия) и освоением всеми учащимися метода проектной деятельности. Таким образом, развиваются как исследовательские компетенции, самостоятельность, навыки самоорганизации, так и предоставляется учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.

Содержание курса вообще не представлено в базовых курсах.

Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделён на 5 частей(модулей): «Введение», «Методология научного поиска», «Этапы научного исследования», «Оформление исследовательской работы», «Представление исследовательской работы в ходе её защиты».

Во «Введении» (Модуль №1) рассматриваются основные виды исследовательских работ и даётся обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.

Вторая часть курса (Модуль№2) «Методологи научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания,, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

В третьей части (Модуль № 3) рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

- выбор темы;

- составление плана исследовательской деятельности;

- изучение литературы по избранной теме;

- работа с понятийным аппаратом;

- опытно-экспериментальная деятельность.

Четвёртая часть (Модуль № 4) посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительной части (Модуль № 5) содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе её защиты.

Каждый модуль предполагает формирование необходимых навыков и приобретение опыта поэтапной работы над собственным исследованием в ходе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Курс рассчитан на 25 часов. Контроль совмещается с практическим освоением материала в ходе выполнения собственного исследования темы. Компенсация возможных затруднений и необходимое повторение осуществляется в ходе опытной исследовательской работы, во время обсуждений выполненных работ в группе, индивидуальных консультаций.

Для методического обеспечения данного курса используются подборка А.В.Масленниковой «Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся», учебник для 10-11 классов А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык», брошюра Н.И.Дереклеевой «Научно-исследовательская работа в школе».

Предполагаются следующие виды деятельности учащихся:

- записи в ходе занятий;

- составление планов, тезисов, конспектирование научной литературы, необходимой для проведения собственного исследования избранной темы;

- самостоятельное составление памяток по подготовке различных видов исследовательских работ;

- составление словаря основных понятий научно-исследовательской работы;

- устное сообщение-представление одного из видов информации и анализ методов поиска информации;

- составление плана собственной научно-исследовательской работы;

- поэтапное письменное исследование темы;

- устный и письменный само- и взаимоанализ работ учащихся на различных этапах исследования темы;

- публичная защита подготовленной работы;

Для подтверждения своей успешности в профильном обучении учащиеся проведут подготовку и защиту научно-исследовательской работы в школьном научном обществе учащихся или в самостоятельно избранном конкурсе, конференции, выступят с сообщением на основе исследования на уроке по предмету.

В основу предлагаемого курса положен принцип активного включения учащихся в процесс самообразования и саморазвития. Учащиеся, используя полученные знания, консультируясь с учителем и учащимися в группе, поэтапно самостоятельно проводят исследование избранной темы и публичную её защиту.

Оценку успешности прохождения курса обеспечит анализ самостоятельно выполненного учеником этапа исследования избранной темы, наличие самостоятельно подготовленных памяток, словаря терминов, оформленной итоговой работы, а также публичное выступление по её защите.

В процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю с помощью анкетирования на первом и последнем занятии; постановкой личной цели и задач учащимися на каждом занятии и рефлексии; обсуждением процесса выполнения заданий в группе.

В завершение изучения курса ученик проведёт публичную защиту исследования на одной из секций школьного научного общества, может принять участие в одном из региональных конкурсов, выступит на уроке.

II.Цель курса: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.

Учащиеся должны иметь представление:

о видах исследовательских работ;

  1. об основных всероссийских и региональных конкурсах;

  2. об основных понятиях научно-исследовательской работы;

  3. о методах научного познания;

  4. о применении логических законов и правил;

  5. о поиске информации и её видах;

  6. о языке, стиле и структурных особенностях текста исследовательской работы;

  7. о требованиях к участникам и особенностях исследования;

  8. о психологическом аспекте готовности к выступлению;

  9. о культуре выступления и ведения дискуссии;

  10. о видах проектов;


Учащиеся должны знать:

  1. формы представления исследовательских работ;

  2. общую схему хода научного исследования;

  3. методы поиска информации;

  4. этапы работы ученика в процессе исследования;

  5. структуру содержания исследовательской работы;

  6. общие правила оформления текста научно-исследовательской работы;

  7. требования к докладу;

  8. последовательность работы над проектом;

  9. общие правила оформления текста исследовательской работы;

  10. правила оформления списка источников;


Учащиеся должны уметь:

22)подготовить исследовательскую работу избранного вида;

23)проводить поиск информации;

24) выбрать тему собственного исследования;

25) составить план научно-исследовательской работы;

26) работать с научной литературой;

27) работать с понятийным аппаратом;

28) проводить исследование избранной темы;

29) оформить исследовательскую работу;

30) выполнить все этапы работы над проектом;

31)представить результаты научно-исследовательской работы;

Учащиеся должны иметь опыт:

32) выбора темы исследования;

33) поиска информации по избранной теме;

34) составления плана исследовательской работы;

35) работы с научной литературой;

36) работы с понятийным аппаратом;

37) проведения исследования избранной темы;

38) оформления исследовательской работы;

39) представления результатов научно-исследовательской работы;

40) последовательной работы над проектом;

41) работы по технологической карте;

42) самостоятельной работы (индивидуальной, парной, групповой).


Структура курса:

Модуль № 1. Введение(№№ 1, 2, 11, 12)

Модуль № 2. Методология научного творчества.( №№ 3,4,5,6,7,13,14, 24,26,27,32,33,35)

Модуль № 3. Этапы работы в рамках научного исследования.( №№ 3,4,6,7, 13,15,16, 19,

21,24,26,27, 30,32,35,36,37,40,41,42)

Модуль № 4. Оформление исследовательской работы.( №№ 7,10,19,29,30,38,40,41,42)

Модуль № 5. Представление результатов научно-исследовательской работы.

(№№ 9,10,31,39,40,41,42)


V.Содержание курса и учебная деятельность


Ссылка на цели

Часы


Содержание занятий

Деятельность учащихся

№ 1,2,11,12

2 часа

I. Введение.

Виды исследовательских работ: доклад,

тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект.


Отвечают на вопросы анкеты.

Записывают лекцию, изучают литературу по теме, составляют и представляют памятки по избранному виду исследовательских работ, проводят рефлексию.







3,26,27















4,14,26,27



















7,13,24,32

40,41,42



















6,14,26,35,

40,41,42



5 часов




1 ч.















1 ч.



















1 ч.





.















2 ч



.



II. Методология научного творчества.

Основные понятия научно-исследовательской работы:


аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная дисциплина, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.


Методы научного познания,логические законы и правила

Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез;

Исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.


Общая схема хода научного исследования:


Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.





Поиск информации:


Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

Интернет-информация и способы её использования.






Самостоятельно работают со словарями, составляют тезаурусы по теме, обсуждают в группах, консультируются у учителя, проводят само- и взаимооценку деятельности


,







Работают с информацией, составляют тезаурусы, определяют методы для использования в собственном исследовании, выбирают научную область собственного исследования.















Составляют общую схему исследования, проводят анализ актуальных тем, ставят цели и задачи собственного исследования.







.






Самостоятельно готовят сообщения о видах и методах поиска информации, обсуждают в группах, определяют их использование в собственной работе.

Работают в компьютерном классе под руководством учителя информатики

13,15,16,

24,32

40,41,42













6,21,23,26,

27,35, 40,41,42










3,26,36, 40,41,42










7,15,19,28, 30,37,40,41,42

6 часов


1 ч.













2 ч.










1 ч.










2 ч.

III. Этапы работы в рамках научного исследования.


1.Выбор темы.

Составление плана хода работы над исследованием.









2.Работа с научной литературой.










3.Работа с понятийным аппаратом. Рассуждение как основной тип речи научного текста.







4.Опытно-экспериментальная работа.





Проводят анализ интересующих тем, обсуждают в группах и консультируются с учителем.

Составляют план исследовательской работы, определяют цели, задачи, уточняют формулировки, обсуждая в группах.



Подбирают и изучают литературу по теме в соответствии с памяткой «Работа с литературными источниками»,составляют тематический словарь (тезаурус). Письменный анализ прочитанной литературы.



Осваивают структуру рассуждения: формулируют тезис по избранной теме, подбирают аргументы, приводят примеры, делают вывод. Представляют в диалоговом и групповом режиме, проводят рефлексию.


Проводят и описывают исследование, консультируются у учителя.

7,16,29,

38





7,16,19,29,

30,38,40,41,42







7,16,19,29,

30,38,40,41,42




7,16,19,29,

30,38,40,41,42



7,16,19,29,

30,38,40,41,42







7,16,19,29,

30,38,40,41,42





7,16,19,29,

30,38,40,41,42






7 часов





1 ч.









2 ч.





1 ч.




1 ч.








1 ч.






1 ч.

IV. Оформление исследовательской работы.


Структура содержания исследовательской работы


Введение









Основная часть.




Заключение (выводы)



Оглавление.

Титульный лист.






Список литературы и других источников.





Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы:

Формат, объём, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.







Обосновывают выбранную тему, дают оценку современного состояния решаемой проблемы.

Раскрывают задачи, которые решены в работе, дают характеристику предмета исследования.


Располагают материал по исследуемой теме, устанавливая логические и грамматические связи.


Записывают краткие выводы по результатам выполненной работы.


Составляют оглавление: именуют все главы с указанием номеров страниц. Оформляют титульный лист в соответствии с требованиями.



Составляют алфавитный перечень источников, использованных при написании работы.



Корректируют черновой вариант выполненной работы.





9,10,31,39,40,41,42












9,10,31,39,40,41,42








9,10,31,39,40,41,42


5часов




1 ч.












2 ч.





.



2 ч.

V.Представление результатов научно-исследовательской работы.


Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу.

Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.




Ролевая игра : защита подготовленной исследовательской работы.

Рефлексия проделанной работы.

Анкетирование.



Индивидуальные и групповые консультации.





Работают с информацией, составляют и обсуждают в группе требования к докладчику, вырабатывают собственные подходы.

Готовят текст выступления, заключительного слова.






Выступают с докладом, участвуют в обсуждении, дают оценку представленным работам.

Заполняют анкеты, дают оценку собственной деятельности.


Проводят коррекцию знаний, умений, практическое исследование темы, работают с Интернет-технологиями, консультируются с другими учителями.



V.Ожидаемые результаты.


Предлагаемый курс, который может быть использован как для предпрофильной, так и профильной подготовки, ориентирует учащихся на исследовательскую деятельность, развивает исследовательские навыки, совершенствует умения и навыки познавательной деятельности.

Учащиеся познакомятся с основными видами и структурой исследовательских работ, методологией научного творчества, этапами, оформлением и представлением научного исследования.

Усвоят основные ключевые понятия, научатся ими оперировать, составят тематический словарь (тезаурус).

Скорректируют собственные предпочтения по выбору интересующей предметной области: выберут профиль, научное направление и тему, последовательно работая над которой, овладеют знаниями и компетенциями, необходимыми для проведения любого учебного исследования.

В ходе практического освоения материала самостоятельно поэтапно проведут исследование избранной темы и защиту подготовленной работы, реализуют познавательные личностно значимые интересы

Создадут собственный проект исследовательской работы, таким образом, овладеют методом проектной деятельности.

Получат опыт использования метода проектов, технологии полного усвоения, работая по технологической карте, а также опыт самостоятельной индивидуальной, групповой, парной деятельности.

Занятия будут способствовать развитию общеучебных навыков (работа с научной литературой, составление, представление, обсуждение устного и письменного высказывания, оформление работы), а также выработке умений ставить задачи собственной деятельности и проводить рефлексию.

Усвоенные знания, умения и опыт исследовательской деятельности должны помочь учащимся в определении дальнейшего образовательного маршрута, в продолжении образования.

VI. Учебно-методическое обеспечение.

Рекомендуемая литература:


1.Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / М.: Сентябрь, 2002.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.

3.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М. : Вербум - М, 2001.

4.Кохтеев Н.Н.Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. уч. заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 1994.

5.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся»// Практика административной работы в школе. – 2004, № 7.


Материалы для организации самостоятельной работы учащихся:


Учащимся будут предоставлены ксерокопии памяток ( Масленникова А.В. «Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся», Н.И. Дереклеева «Научно-исследовательская работа в школе») :

Формы представления исследовательских работ:

-доклад;

-стендовый доклад;

-литературный обзор;

-рецензия;

-научная статья;

-научный отчёт;

-реферат;

-проект.

Виды исследовательских работ.

Таблица «Последовательность работы над проектом».

Этапы работы над научным исследованием.

Последовательность хода научного исследования.

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Оформление исследовательской работы.

Язык, стиль и структурные особенности текста исследовательской работы.

Общие правила оформления текста исследовательской работы.

Требования к содержанию научной работы.

Работа с литературными источниками.

Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.

Виды деятельности учащихся.


Предполагаемая структура занятий ( с использованием технологии полного усвоения знаний)


1.Сообщение темы, общих целей работы.

2.Представление учащимся всех учебных элементов занятия и целей, которые предполагается достигнуть.

3.Определение учебных задач каждым учеником, выбор формы деятельности: индивидуально, в групповом, диалоговом режиме или консультирование учителем.

4.Учебная деятельность по технологической карте, памятке, схеме.

5.Рефлексия индивидуальная или в ходе группового обсуждения в соответствии с общими и индивидуальными целями и задачами данного урока.


Предлагаемый курс, рассчитанный на 25 часов, легко трансформируется в спецкурс для профильной подготовки учащихся 10 класса ( рассчитан на 34 часа) путём пропорционального увеличения часов на изучение каждого модуля.



Некоторые понятия, необходимые для проведения

научно-исследовательской работы.


Аспект (лат. аspectus – вид, взгляд) – точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Апробация (лат. аpprobatio) – одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.

Аргумент (лат. argumentum) – суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.

Гипотеза (греч. hypothesjs – основание, предположение) – научно-обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Дедукция (лат. deductjo – выведение) – вывод, рассуждение от «общего» к «частному».

Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием – следствия из посылок, теоремы.

Индукция (лат. jnductjo –наведение) – вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.

Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.

Контекст (лат.contextus - соединение, связь) – относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражение и т.п.

Концепция (лат.conceptjo – понимание, система) – система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Обзор – документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определённом аспекте рассмотрения.

Принцип (лат. prjncjpjum – начало,основание) – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема (греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Тезаурус ( греч. thesaurus – сокровище) – словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте.

Тезис (греч. thesjs – положение, утверждение) – утверждение, требующее доказательства; более широко – любое утверждение в споре или в изложении некоторой теории.

Теория ( греч. theorja – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Факт (лат.factum – сделанное, совершившееся) – событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.













Технологическая карта (ТК)1 (интегрированное занятие)

Тема: Введение. Основные всероссийские, областные, районные, школьные конференции и конкурсы школьников.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект, компьютерная презентация, видеофильм с текстовым сопровождением.

Задача: узнать о конференциях, проводимых для учащихся, видах исследовательских работ, использовать возможности компьютерного класса, получить консультацию учителя информатики.

Учащиеся должны иметь представление:

1) о видах исследовательских работ;

2) об основных всероссийских и региональных конкурсах.

Учащиеся должны знать:

1) формы представления исследовательских работ;

2) целесообразность использования каждой формы исследования..

Учащиеся должны уметь:

1) находить нужную информацию с помощью Интернет;

2) сопоставлять различные формы исследовательских работ;

3) выбирать наиболее целесообразную форму собственного исследования.

Учащиеся должны получить опыт:

  1. поиска тематической информации в Интернет;

  2. выбора целесообразной формы собственного исследования;

2) определения своего участия в одном из форумов школьников.

УЭ

Учебный материал с указанием

заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ-0

5 мин.

Цель: познакомиться с задачей занятия,

критериями полного усвоения темы.

Проговаривание учащимися индивидуальных задач и целей занятия.

Прочитайте целеполагающую

часть ТК, определите, что

необходимо освоить Вам на занятии.

УЭ-1

10 мин.

Цель: определить имеющиеся знания

по теме.

1.Какой предмет Вам наиболее интересен?

2.По какому предмету интересно читать дополнительную литературу?

3.Материал по какой теме интересует больше всего?

4.Умеете ли Вы готовить доклад или реферат?

5.Выступали ли Вы с докладом или рефератом в классе?

6.Работали ли Вы над проектом?

7.По какой теме готовили компьютерную презентацию?

8. О каких конференциях и конкурсах Вы знаете?

9. Участвовали ли Вы в работе школьного НОУ, в других конференциях, конкурсах школьников?

10.Что может помешать Вам исследовать интересную тему и представить на секции НОУ?

11.С какой практической целью Вы избрали данный курс?

Прочитайте анкету и ответьте на вопросы.

УЭ-2

25 мин.

Цель: получить информацию об основных конференциях школьников, используя электронные носители.


Название

Периодичность

Предметы

Вызывает

мой интерес







Используя информацию, самостоятельно найденную в Интернете (консультируясь с учителем ИВТ), запишите по данной схеме основные параметры каждой постоянно действующей конференции, определите возможность своего участия в одной из них.

УЭ-3

7 мин.


Расскажите о результатах работы, прокомментируйте составленную таблицу.

УЭ-3

23 мин.

Цель: познакомиться с видами и формами исследовательских работ.

1. Краткая информация учителя о формах и видах исследовательских работ: доклад,

тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект, компьютерная презентация, видеофильм с текстовым сопровождением.

2. Парная и групповая работа по изучению памяток.

3. Выбор наиболее приемлемого вида работы и его обоснование.

Прослушайте информацию, рассмотрите и обсудите с напарником памятку, посмотрите на компьютере презентацию.

Объединившись в созданные учителем группы, обменяйтесь полученной информацией.

Выберите наиболее интересный вам вид работы, расскажите о его особенностях.

Технологическая карта (ТК)1 (интегрированное занятие)

Тема: Введение. Основные всероссийские, областные, районные, школьные конференции и конкурсы школьников.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект, компьютерная презентация, видеофильм с текстовым сопровождением.

Задача: узнать о конференциях, проводимых для учащихся, видах исследовательских работ, использовать возможности компьютерного класса, получить консультацию учителя информатики.

Учащиеся должны иметь представление:

1) о видах исследовательских работ;

2) об основных всероссийских и региональных конкурсах.

Учащиеся должны знать:

1) формы представления исследовательских работ;

2) целесообразность использования каждой формы исследования..

Учащиеся должны уметь:

1) находить нужную информацию с помощью Интернет;

2) сопоставлять различные формы исследовательских работ;

3) выбирать наиболее целесообразную форму собственного исследования.

Учащиеся должны получить опыт:

  1. поиска тематической информации в Интернет;

  2. выбора целесообразной формы собственного исследования;

2) определения своего участия в одном из форумов школьников.


УЭ

Учебный материал с указанием

заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ-0

5 мин.

Цель: познакомиться с задачей занятия,

критериями полного усвоения темы.

Проговаривание учащимися индивидуальных задач и целей занятия.

Прочитайте целеполагающую

часть ТК, определите, что

необходимо освоить Вам на занятии.

УЭ-1

10 мин.

Цель: определить имеющиеся знания

по теме.

1.Какой предмет Вам наиболее интересен?

2.По какому предмету интересно читать дополнительную литературу?

3.Материал по какой теме интересует больше всего?

4.Умеете ли Вы готовить доклад или реферат?

5.Выступали ли Вы с докладом или рефератом в классе?

6.Работали ли Вы над проектом?

7.По какой теме готовили компьютерную презентацию?

8. О каких конференциях и конкурсах Вы знаете?

9. Участвовали ли Вы в работе школьного НОУ, в других конференциях, конкурсах школьников?

10.Что может помешать Вам исследовать интересную тему и представить на секции НОУ?

11.С какой практической целью Вы избрали данный курс?

Прочитайте анкету и ответьте на вопросы.

УЭ-2

25 мин.

Цель: получить информацию об основных конференциях школьников, используя электронные носители.


Название

Периодичность

Предметы

Вызывает

мой интерес







Используя информацию, самостоятельно найденную в Интернете (консультируясь с учителем ИВТ), запишите по данной схеме основные параметры каждой постоянно действующей конференции, определите возможность своего участия в одной из них.

Технологическая карта (ТК)1 (интегрированное занятие)

Тема: Введение. Основные всероссийские, областные, районные, школьные конференции и конкурсы школьников.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчёт, реферат, проект, компьютерная презентация, видеофильм с текстовым сопровождением.

Задача: узнать о конференциях, проводимых для учащихся, видах исследовательских работ, использовать возможности компьютерного класса, получить консультацию учителя информатики.

Учащиеся должны иметь представление:

1) о видах исследовательских работ;

2) об основных всероссийских и региональных конкурсах.

Учащиеся должны знать:

1) формы представления исследовательских работ;

2) целесообразность использования каждой формы исследования..

Учащиеся должны уметь:

1) находить нужную информацию с помощью Интернет;

2) сопоставлять различные формы исследовательских работ;

3) выбирать наиболее целесообразную форму собственного исследования.

Учащиеся должны получить опыт:

  1. поиска тематической информации в Интернет;

  2. выбора целесообразной формы собственного исследования;

2) определения своего участия в одном из форумов школьников.


УЭ

Учебный материал с указанием

заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ-0

5 мин.

Цель: познакомиться с задачей занятия,

критериями полного усвоения темы.

Проговаривание учащимися индивидуальных задач и целей занятия.

Прочитайте целеполагающую

часть ТК, определите, что

необходимо освоить Вам на занятии.

УЭ-1

10 мин.

Цель: определить имеющиеся знания

по теме.

1.Какой предмет Вам наиболее интересен?

2.По какому предмету интересно читать дополнительную литературу?

3.Материал по какой теме интересует больше всего?

4.Умеете ли Вы готовить доклад или реферат?

5.Выступали ли Вы с докладом или рефератом в классе?

6.Работали ли Вы над проектом?

7.По какой теме готовили компьютерную презентацию?

8. О каких конференциях и конкурсах Вы знаете?

9. Участвовали ли Вы в работе школьного НОУ, в других конференциях, конкурсах школьников?

10.Что может помешать Вам исследовать интересную тему и представить на секции НОУ?

11.С какой практической целью Вы избрали данный курс?

Прочитайте анкету и ответьте на вопросы.

УЭ-2

25 мин.

Цель: получить информацию об основных конференциях школьников, используя электронные носители.


Название

Периодичность

Предметы

Вызывает

мой интерес







Используя информацию, самостоятельно найденную в Интернете (консультируясь с учителем ИВТ), запишите по данной схеме основные параметры каждой постоянно действующей конференции, определите возможность своего участия в одной из них.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!