СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются методы коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР»

Коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Уважаемые коллеги, мы с вами достаточно часто встречаем детей, которым с трудом удается распознавать или придумывать рифмы, учить алфавит,  или узнавать сочетания букв, составляющих их имя. Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, мы имеем дело с дислексией. Дислексии чаще всего встречаются в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств, таких как: тяжелое нарушение речи, ДЦП, нарушение интеллекта, ЗПР.

Слайд 1. Что такое дислексия? Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги, слогов в слова, а так же в аграмматизме.

При наличие органического повреждения головного мозга дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ЗПР.

 К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.


Дислектик — человек, который немного, незаметно «дезориентирован в пространстве». Этой небольшой дезориентации достаточно для того, чтобы затруднить восприятие букв, слов, фраз и текстов в целом. Мозг дислектика как бы читает неправильно — «переворачивает» буквы и слова. И человеку приходится тратить дополнительное внимание на то, чтобы расшифровать их обратно. Попробуйте научиться читать в зеркальном отражении, писать левой рукой или делать перевёрнутые надписи, и вы приблизительно поймёте сущность страданий дислектика.

Что является симптомами дислексии у детей с ЗПР?

Слайд 2. Речевая симптоматика дислексии

переставляет буквы при чтении;

читает с ошибками, пытается угадывать слова по первым буквам;

читает медленно;

не может понять, где остановились, читая в прошлый раз;

не понимает фразу, которую только что прочитал;

с трудом пересказывает прочитанное, даже если текст понравился (хотя сам может ярко и живо рассказать любую историю);

на письме делает множество ошибок, даже при списывании текста;

пишет «лишние палочки» или забывает их дописать, вместо «ц» получается «и», потому что забыл сделать хвостик;

пропускает и переставляет буквы на письме;

ему никак не помогают ни правила орфографии, ни прилежное переписывание текстов — ошибок не убавляется;

может написать слово правильно, а рядом то же самое слово неправильно;

имеет проблемы с почерком: ему трудно писать по линеечке, буквы нередко пляшут и их наклон и нажим сильно зависят от настроения и состояния ребёнка;

не понимает при прочтении условие задачи, не может сообразить, чем «в два раза больше деревьев» отличается от «на два дерева больше» (хотя в жизни отлично это понимает);

и наконец — так как на «дешифровку знаков» требуется много напряжённого внимания и концентрации — создаётся ощущение, что у дислектика дефицит внимания, хотя на самом деле это совершенно не так. Просто дислектику приходится обрабатывать во много раз больше информации в секунду, чем ребёнку без этих трудностей.

Вдобавок ко всему этому дислектик часто не умеет рисовать. Не может, например, даже в 10 лет изобразить лису, потому что не понимает, где у неё голова, а где хвост. Он путает левое и правое. Не может нарисовать схему, разместив на листе бумаги стрелочки или квадратики.

Существует мнение, что дислексии у лиц с правополушарным типом мышления являются наследственной предрасположенностью. Некоторые авторы, изучающие данную проблему, указывают на связь дислексии у лиц, с явным и латентным левшеством.

Как отличить дислексию у детей с ЗПР от других особенностей или нарушений?

Во-первых, дислексические особенности — достаточно специфические и узнаваемые. Они проявляются при овладении конкретным «пучком навыков» — чтения, письма и счёта. Если ребёнок и до начала обучения буквам демонстрировал, например, задержку речи или дефицит внимания (не мог сосредоточиться ни на еде, ни на слушании книжки), если у него всегда существовали трудности с координацией, интеллектом или общением — то школьные проблемы такого ребёнка связаны не с дислексией.


Во-вторых, следует обратить внимание на то, сколько ребёнку лет, как давно его начали учить чтению и письму и каково его (ребёнка) отношение к этому обучению.


Если ребёнок в шесть лет не хочет знать буквы, потому что ему больше нравится играть в Лего, то это не дислексия


Если третьеклассник читает со сносной скоростью, но делает много ошибок в диктантах, это тоже не дислексия.


В-третьих, нужно обращать внимание именно на специфические дислексические ошибки и особенности, перечисленные выше. Зеркальные буквы и неправильное держание ручки — ещё не признак дислексии, но если при этом десятилетний ребёнок легко может прочитать «кот» как «кто» или «ток» — то это уже на неё похоже. В целом о дислексии можно говорить, если ребёнка уже больше трёх лет упорно учат чтению и письму, а результаты (при интеллектуальной норме) совсем неудовлетворительные.

Слайд 3 .Причины дислексии у детей с ЗПР

Биологические факторы

Отмечается ряд патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при анемии и пороке сердца у матери во время беременности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.

  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.

  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.

  4. Механические повреждения связаны затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.



Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи.


Слайд 8. Методы коррекции дислексии у детей с ЗПР

Так что же делать? Существуют определённые методы, направленные на коррекцию дислексии и дисграфии. Предлагаю Вам рассмотреть некоторые из них.

Слайд 9. Зрительная гимнастика

Слайд 10.

Проводится работа по развитию зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного; уточнение и расширение объема зрительной памяти; формирование пространственного восприятия и представлений.

Слайд 11.Метод кинезиологической коррекции.

Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.

Подобными упражнениями мы активизируем межполушарное воздействие. Основная цель кинезиологии: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Слайд 12. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций.

различение зашумленных предметов.

Предлагается назвать все предметы, что изображены на картинке, можно предложить ребёнку, называя предметы, обвести их пальчиком.

Зашумлённые картинки способствуют развитию зрительного восприятия  и внимания.

Слайд 13. Узнай букву пересеченную посторонними линиями

Слайд 14. Собери слова.

Детям предлагается, используя фломастеры собрать слова из разбросанных букв, разными цветами закрашивая получающиеся слова так, чтобы получилась картинка.

 Данное упражнение способствует развитию зрительного, слухового, моторно-двигательного внимания, а так же развитию мелкой моторики рук и усидчивости.

Слайд 15. Поисковые таблицы «Фотоглаз» Слайд 16.


Слайд 17. Большой недостаток у многих читателей – МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ. Поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Предлагаю вашему вниманию Упражнение «ПИРАМИДА»

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя на точку, увидеть это слово одномоментно.

Доказано, что размер оперативного поля, с которого происходит сбор информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные цифровые таблицы Шульте.

Слайд 18. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

Расположив в центре точку, можно применять таблицы на практике. Взгляд обязательно фиксируется на точке в центре таблицы. Слайд 19Задача – видеть всю таблицу целиком.Ребёнок должен найти букву, не отрывая взгляда от центра.

Методика помогает измерить устойчивость, эффективность и скорость включения в работу, определить способность концентрировать, распределять и переключать внимание.

Дислексия на самом деле всего лишь другой способ восприятия письменного текста, другие отношения с ним. Это не болезнь и даже не нарушение. Многие дислектики вполне приспособились к своим особенностям и успешно адаптировались в жизни. Говорят, некоторые из них даже стали писателями: за письменным столом вместо них сидели их машинистки или жены, а сами они бегали по кабинету и диктовали.

Слайд 20.

Люди с дислексией зачастую обладают богатым воображением, которое проявляется с ранних лет. Их воображение выше среднего уровня, мыслят больше визуально, чем вербально. У дислектиков хорошо развита интуиция, есть способность трёхмерного восприятия. Они мыслят больше визуально, чем вербально. Эти способности могут привезти к развитию интеллектуальности выше среднего уровня, а так же исключительно творческих талантов.Дислексию в Америке начали исследовать раньше, чем в России. Русские знаменитости с дислексией выявлены в меньшем количестве, многим диагноз не был поставлен по сей день.

И закончить своё выступление мне бы хотелось цитатами одного из дислектиков, абсолютно безграмотного, но безгранично талантливого человека, Побло Пикассо.






























































Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта). Составь словарные слова из слогов, обведи их разными цветами. Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку в понимании текста. Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

ЛЕНА КАТАЕТСЯ.

____  _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Игра-упражнение №3.

Игра морской бой. Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся. Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог. Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются. Речевой материал: Учитель:                Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9                   ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4                          СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

В-8                                  ПОРТ

Б-4, К-7                          РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7                          ЯК, МА = МАЯК

Игровое поле

Возможно, вы замечали, что при чтении, многие слова вы недочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой приём, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому – смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот приём. В тоже время, если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.

  1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по.. возле комода и ло… мух. А на комо.., на самом краю, лежа.. шляпа. И вот кот Вась..уви.., что одна му.. села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля… Шляпа соскользну.. с комо.., Васька сорвался и как полетит на пол! А шля.. –бух! – и накры.. его сверху.

  1. Доскажи строчку.

Ло-ло-ло- как на улице… (светло)

Ул-ул-ул- у меня сломался… (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не… (любила).

  1. Занимательные модели

-е- (мел, сел, лес)

Е—(еда, ели, ела)

Е--- (енот, езда, ерши)

-е—(леса, село, пела)

4. Чтение текста с помощью решётки.

Решётка накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текста, должны мысленно восполнять перекрытые участки строки, восстанавливая смысл.

(текст)

Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут.

Большой недостаток у многих читателей – МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ. Поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так ка у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Упражнение «ПИРАМИДА»



Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя на точку, увидеть это слово одномоментно.

Доказано, что размер оперативного поля, с которого происходит сбор информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

Расположив в центре точку, можно применять таблицы на практике. Взгляд обязательно фиксируется на точке в центре таблицы. Задача – видеть всю таблицу целиком.Ребёнок должен найти букву, не отрывая взгляда от центра.

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах деятельности человека. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрироваться, сосредоточить внимание.

Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.

Определить и развивать обьём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы.

Картинка –задание. 1.Путаница.

Определить и развивать обьём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы.

Таблицы-задания.

Развитие оперативной памяти. Зрительные диктанты.

Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение состоящее из 6-8 слов. Дочитав до3-4 слова – забыл первое слово. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью. Делаем это с помощью зрительных диктантов.

Выписываются 6 предложений и закрываются листом бумаги. 1 предложение открываем и обучающийся читает его молча и старается запомнить. По истечении определенного времени предложение стирается и предлагается записать его в тетрадь. Затем 2 предложение и т.д. На 6 предложений обычно уходит от 5 до 8 минут.

Данный комплекс можно применять как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Представленные упражнения помогут устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, следовательно помогут ребёнку в обучении в целом.























































Оптическая дисграфия. Трудность усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему похожими. - замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов (И и Ш, Ц и Ш, П и Т, А и М), или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (В и Д, Б и Д, Ш и Т); -недописывание элементов буквы; -«зеркальное» изображение букв.

Работа по преодолению оптической дисграфии проводится в три этапа.

1 этап. Развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов, восприятия величины, восприятия формы, целостности восприятия, избирательности восприятия.

Упражнение “Найди”

Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Например, букв.

Упражнение “Большой-маленький”. На развитие восприятия величины предметов.

2 этап. Уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем Упражнение “Графические диктанты”. Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-моторных координаций

Упражнение “Штриховка”.Развитие моторных функций письма.

3 этап. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Упражнение “Буквы перевертыши”.Раскраска на нахождения буквы, написанной правильно. Задание: Найти букву и раскрасить ее. 

 

Упражнение “Шифровка”. Расшифруй слова, записав вместо цифр буквы

 

Аграмматическаядисграфия. Несформированностьу ребенка грамматических систем словообразования, что, прежде всего, находит отражение в его устной речи, проявляясь в неправильном согласовании слов.  Например: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ). Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи. При устранении аграмматическойдислексии и дисграфии широко используются письменные упражнения.

Примерные письменные упражнения:  

1.Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях. Например: Дрова рубят топор… . Сахар кладут в сахар… . Поезд …ъехал к станции.

2.К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул – два …, пять …; карандаш – два …, пять …; барабан – два …; пять … .

3.Письменные ответы на вопросы (одним словом, словосочетанием или предложением). Например: Где живет белка? (В дупле. Или: Белка живет в дупле).   

4.К названию большого предмета дописать название маленького предмета. Например: стол – столик, банка – …, стул – …, бант – …, кольцо – … .

5.К названию предмета дописать название его цвета. Например: помидор …, репа …, огурец … .

6.Дописать приставки в словах предложения: Машина …ъехала в гараж. Дети …ъехали с горки. Грузовик …ехал через мост. Мальчик …шел к забору. Девочка …шла с крыльца.

7.К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какие?, и записать его: Дом – … (деревянный), аквариум – … (стеклянный), шуба – … (меховая), платье – … (шелковое).

8.Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его. Например: радуга, дождя, после, на, небе, появилась.

9.Вставить в предложения слова вместо картинок. Записать предложение. Например: Девочка сорвала … (цветок).

10.Закончить предложение, подобрав нужное слово. Например: На озере плавали белые … . Мальчик получил хорошую … .

 



 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!