СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция почерка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая графическая система имеет свои базовые принципы начертания, которые нельзя нарушать. Иначе буквы будут не похожи на эталон, их правильное прочтение будет затруднено.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция почерка»

Доклад на тему: “Коррекция почерка” Подготовила руководитель ШМО начальных классов Рамазанова О.Р.

Доклад на тему: “Коррекция почерка”

Подготовила руководитель ШМО

начальных классов Рамазанова О.Р.

Требования к почерку Читаемый. Каллиграфический шрифт- недостижим(идеал) Ритмичный. Единообразие элементов по ширине, высоте… Каждая графическая система имеет свои базовые принципы начертания, которые нельзя нарушать. Иначе буквы будут не похожи на эталон, их правильное прочтение будет затруднено. Индивидуальные проявления допускаются позже, когда «базовая программа» технически не вызывает трудностей.

Требования к почерку

  • Читаемый. Каллиграфический шрифт- недостижим(идеал)
  • Ритмичный. Единообразие элементов по ширине, высоте…
  • Каждая графическая система имеет свои базовые принципы начертания, которые нельзя нарушать. Иначе буквы будут не похожи на эталон, их правильное прочтение будет затруднено.
  • Индивидуальные проявления допускаются позже, когда «базовая программа» технически не вызывает трудностей.
Что оказывает влияние на состояние почерка? 1.Нейродинамика (работоспособность,поддержание тонуса,темп) 2.Кинестетический фактор(поза тела и пальцев) 3.Переработка зрительно-пространственной информации (направление написания букв,оформление строки,зеркальность) 4.Кинетический фактор(серийная организация слияния ,ритм чтения) 5.Регуляция, контроль(намерение, концентрация, интерес, производительность) ПЛЮС Состояние опорно-двигательного аппарата и методы обучения

Что оказывает влияние на состояние почерка?

  • 1.Нейродинамика (работоспособность,поддержание тонуса,темп)
  • 2.Кинестетический фактор(поза тела и пальцев)
  • 3.Переработка зрительно-пространственной информации
  • (направление написания букв,оформление строки,зеркальность)
  • 4.Кинетический фактор(серийная организация слияния ,ритм чтения)
  • 5.Регуляция, контроль(намерение, концентрация, интерес, производительность)
  • ПЛЮС Состояние опорно-двигательного аппарата и методы обучения
Физические упражнения РЕГУЛЯРНЫЕ тренировки преодолевают 1.Дрожащие линии 2.Быструю утомляемость 3.Ошибки –описки

Физические упражнения

  • РЕГУЛЯРНЫЕ тренировки преодолевают
  • 1.Дрожащие линии
  • 2.Быструю утомляемость
  • 3.Ошибки –описки
Кинезиологические упражнения Нацелены на регуляцию своих движений, то есть на управление,концентрацию внимания,удержание последовательности,темпа и ритма. Для чего используют кинезиологические упражнения с мячом и мешочками : -для согласованных движений рук (и иногда ног); -для улучшения межполушарного взаимодействия; -для улучшения чувства баланса и равновесия ; -для ритмизации; -для развития умения слушать,слышать,подстраиваться,синхронизироваться.

Кинезиологические упражнения

  • Нацелены на регуляцию своих движений, то есть на управление,концентрацию внимания,удержание последовательности,темпа и ритма.
  • Для чего используют кинезиологические упражнения с мячом и мешочками :
  • -для согласованных движений рук (и иногда ног);
  • -для улучшения межполушарного взаимодействия;
  • -для улучшения чувства баланса и равновесия ;
  • -для ритмизации;
  • -для развития умения слушать,слышать,подстраиваться,синхронизироваться.
Безотрывное письмо Повышает тонус мышц и туловища ,т.к. вынуждает на одновременные с письмом движения кисти ,предплечья и плеча. Задержка дыхания у детей (до20-30сек.) Несоответствие этапам формирования навыка письма.Отсутствие поэлементного анализа. Двигательные и зрительные элементы у букв различаются. Проблема соединения-строгие правила. Опора на планирование. Не ускоряется письмо в итоге .И в самом начале тормозит формирование навыка.

Безотрывное письмо

  • Повышает тонус мышц и туловища ,т.к. вынуждает на одновременные с письмом движения кисти ,предплечья и плеча.
  • Задержка дыхания у детей (до20-30сек.)
  • Несоответствие этапам формирования навыка письма.Отсутствие поэлементного анализа.
  • Двигательные и зрительные элементы у букв различаются.
  • Проблема соединения-строгие правила. Опора на планирование.
  • Не ускоряется письмо в итоге .И в самом начале тормозит формирование навыка.
Как обучать писать буквы? Начинать обучение с выделения общих элементов .Зрительные и двигательные элементы букв одинаковые. Конструировать букву из элементов. Правильно называть элементы букв. Четко обьяснить то, как выполняется движение при написании основных элементов. Учиться писать букву по элементам в крупной разлиновке(более 4мм в высоту) Меньше давать обводить и больше самостоятельного письма. Соединения в буквах давать единообразные. ПОСЛЕ «№ 23 СЛАЙДА

Как обучать писать буквы?

  • Начинать обучение с выделения общих элементов .Зрительные и двигательные элементы букв одинаковые.
  • Конструировать букву из элементов.
  • Правильно называть элементы букв.
  • Четко обьяснить то, как выполняется движение при написании основных элементов.
  • Учиться писать букву по элементам в крупной разлиновке(более 4мм в высоту)
  • Меньше давать обводить и больше самостоятельного письма.
  • Соединения в буквах давать единообразные. ПОСЛЕ «№ 23 СЛАЙДА
Графические умения первоклассника -Правильно и без напряжения держать карандаш.  (Ручку пока не обязательно.) -Ориентироваться в пространстве листа и рабочей строки(верх,низ,право,лево,середина). -Проводить прямые линии разной длины и в  разном направлении. -Рисовать круги и овалы. -Копировать(срисовывать )простые фигуры. -Чертить простые узоры непрерывным движение несколько звеньев. -Слушать задание и выполнять его.

Графические умения первоклассника

-Правильно и без напряжения держать карандаш.

(Ручку пока не обязательно.)

-Ориентироваться в пространстве листа и рабочей строки(верх,низ,право,лево,середина).

-Проводить прямые линии разной длины и в

разном направлении.

-Рисовать круги и овалы.

-Копировать(срисовывать )простые фигуры.

-Чертить простые узоры непрерывным

движение несколько звеньев.

-Слушать задание и выполнять его.

Что особенного в частой косой разлиновке, зачем она нужна и что дает ? 1 При помощи частых косых линий становится легко контролировать ширину элементов, наклон букв и расстояние между ними. 2 Дает достаточное количество зрительной опоры ,которая необходима 7-летнему ребенку т.к глазомер у него еще не сформирован. 3 Все горизонтальные вспомогательные линии пунктирные, что помогает ориентироваться на строке, которая напечатана сплошными линиями. Чуть более ярко выражена нижняя, это облегчает поиск рабочей строки в начале обучения ,срединная вспомогательная линия на первом этапе формирования технической стороны письма облегчает детям нахождение места начала и завершения написания элементов букв и их соединения. Вспомогательные нижние и верхние пунктирные линии указывают параметры выносных элементов букв. 4 Письмо в частой косой разлиновке помогает осмыслить действия, точнее получается определить стартовые точки, основные параметры букв и в итоге выполнить графическое движение.

Что особенного в частой косой разлиновке, зачем она нужна и что дает ?

  • 1 При помощи частых косых линий становится легко контролировать ширину элементов, наклон букв и расстояние между ними.
  • 2 Дает достаточное количество зрительной опоры ,которая необходима 7-летнему ребенку т.к глазомер у него еще не сформирован.
  • 3 Все горизонтальные вспомогательные линии пунктирные, что помогает ориентироваться на строке, которая напечатана сплошными линиями. Чуть более ярко выражена нижняя, это облегчает поиск рабочей строки в начале обучения ,срединная вспомогательная линия на первом этапе формирования технической стороны письма облегчает детям нахождение места начала и завершения написания элементов букв и их соединения. Вспомогательные нижние и верхние пунктирные линии указывают параметры выносных элементов букв.
  • 4 Письмо в частой косой разлиновке помогает осмыслить действия, точнее получается определить стартовые точки, основные параметры букв и в итоге выполнить графическое движение.
С какой тетради начинать? 1 Начинать рекомендуется в крупной разлиновке высота строки 8 мм, такая высота строки у первоклассников была до реформы 1968 года. 2 Тетради не соотносятся с возрастом ,они соотносятся с этапом формирования навыка пишущего, пока ребенок изучает написание буквы, запоминает из каких элементов состоит, куда и как вести линию, как это соединять-это первый этап и для него идеально подходит первая зеленая тетрадь. 3 На этот же этап возвращаются ученики любого возраста,которые обратились за коррекцией почерка.(Студенты худ уч нач. изуч. новый шрифт тоже прорабатывают элементы крупно ,потом уменьшают буквы). Прочувствовать движение написания буквы лучше в крупном масштабе, так лучше крепче и быстрее сформируется двигательный образ буквы. Чем мельче движение, тем труднее их совершать и соответственно осознавать и контролировать.В крупой разлиновке невозможно писать быстро ,при медленном письме включается механизм контроля.

С какой тетради начинать?

  • 1 Начинать рекомендуется в крупной разлиновке высота строки 8 мм, такая высота строки у первоклассников была до реформы 1968 года.
  • 2 Тетради не соотносятся с возрастом ,они соотносятся с этапом формирования навыка пишущего, пока ребенок изучает написание буквы, запоминает из каких элементов состоит, куда и как вести линию, как это соединять-это первый этап и для него идеально подходит первая зеленая тетрадь.
  • 3 На этот же этап возвращаются ученики любого возраста,которые обратились за коррекцией почерка.(Студенты худ уч нач. изуч. новый шрифт тоже прорабатывают элементы крупно ,потом уменьшают буквы). Прочувствовать движение написания буквы лучше в крупном масштабе, так лучше крепче и быстрее сформируется двигательный образ буквы. Чем мельче движение, тем труднее их совершать и соответственно осознавать и контролировать.В крупой разлиновке невозможно писать быстро ,при медленном письме включается механизм контроля.
А можно начинать сразу в желтой тетради?Как долго работать в зеленой тетради? Да, такой опыт тоже есть и результаты тоже хорошие. Высота строки 5мм такая же как и в прописях по программе Школа России. Переходить с зеленой на желтую можно сразу после букварного периода. Рекомендуется не всем разом, одним днем заменить тетради,а в индивидуальном порядке. Если есть трудности, навык формируется медленно,то пусть продолжает работать в крупной разлиновке. Если первоклассник уверенно пишет фразы в крупной разлиновке, можно предложить ему следующую тетрадь.

А можно начинать сразу в желтой тетради?Как долго работать в зеленой тетради?

  • Да, такой опыт тоже есть и результаты тоже хорошие. Высота строки 5мм такая же как и в прописях по программе Школа России.
  • Переходить с зеленой на желтую можно сразу после букварного периода. Рекомендуется не всем разом, одним днем заменить тетради,а в индивидуальном порядке. Если есть трудности, навык формируется медленно,то пусть продолжает работать в крупной разлиновке. Если первоклассник уверенно пишет фразы в крупной разлиновке, можно предложить ему следующую тетрадь.
Как понять,когда переходить с крупной частой косой разлиновки на более мелкую и в обычную широкую линию? В первом классе 3 четверти пишем 8 мм ,в 4 четверти переходим на 5 мм. Во втором классе продолжаем писать в желтых тетрадях со строкой 5мм.К концу года индивидуально переводим детей на 4 мм. В третьем классе в первой четверти рекомендуется писать в тех же тетрадях , в которых заканчивали второй класс такой же разлиновкой 4 мм. Если администрация ставит требования писать в широкой разлиновке ,то можно перейти на 4 тетрадь фиолетового цвета. В 4 классе можно переходить на обычную широкую разлиновку. Рекомендация придерживаться общих тенденций и требований ,но в тоже время учитывать особенности учеников своего класса. От того что педагог раньше даст ученику писать в широкой разлиновке ,ребенок писать лучше не будет он затратит больше ресурса ,который заберет из процесса освоения орфографии. Усложняя процесс освоения технической стороны письма остается в дефиците освоение содержательной стороны грамотного письма.

Как понять,когда переходить с крупной частой косой разлиновки на более мелкую и в обычную широкую линию?

  • В первом классе 3 четверти пишем 8 мм ,в 4 четверти переходим на 5 мм.
  • Во втором классе продолжаем писать в желтых тетрадях со строкой 5мм.К концу года индивидуально переводим детей на 4 мм.
  • В третьем классе в первой четверти рекомендуется писать в тех же тетрадях , в которых заканчивали второй класс такой же разлиновкой 4 мм. Если администрация ставит требования писать в широкой разлиновке ,то можно перейти на 4 тетрадь фиолетового цвета.
  • В 4 классе можно переходить на обычную широкую разлиновку. Рекомендация придерживаться общих тенденций и требований ,но в тоже время учитывать особенности учеников своего класса. От того что педагог раньше даст ученику писать в широкой разлиновке ,ребенок писать лучше не будет он затратит больше ресурса ,который заберет из процесса освоения орфографии. Усложняя процесс освоения технической стороны письма остается в дефиците освоение содержательной стороны грамотного письма.
А может ли письмо в косой разлиновке навредить? 1 Когда ребенку дали слишком мелкую разлиновку, а ребенку нужна крупнее. 2 Когда слишком долго работают в тетради с частой косой разлиновкой навык продолжает формироваться, а частые вспомогательные линии его тормозят, так тоже бывает. 3 Когда без подготовки ,без обьяснения ,без тренировки дали тетрадь и предъявляют требования писать быстро не теряя темпа урока с соблюдением аккуратности и орфографии. Тетради –это всего лишь инструмент в руках учителя и нужно приложить методические знания, педагогический труд и ученическое старание для достижения результата.

А может ли письмо в косой разлиновке навредить?

  • 1 Когда ребенку дали слишком мелкую разлиновку, а ребенку нужна крупнее.
  • 2 Когда слишком долго работают в тетради с частой косой разлиновкой навык продолжает формироваться, а частые вспомогательные линии его тормозят, так тоже бывает.
  • 3 Когда без подготовки ,без обьяснения ,без тренировки дали тетрадь и предъявляют требования писать быстро не теряя темпа урока с соблюдением аккуратности и орфографии.
  • Тетради –это всего лишь инструмент в руках учителя и нужно приложить методические знания, педагогический труд и ученическое старание для достижения результата.
Как учить писать буквы? В итоге обучения буквы должны получиться читаемыми и схожие с эталоном ,чтобы в разных концах нашей страны люди могли прочитать рукописный текст друг друга без затруднений .Индивидуальные проявления допускаются позже когда базовая программа технически уже не вызывает звтруднений,т.е .когда навык письма уже сформирован. Разные авторы приводят к этому результату разными путями и форма букв может слегка различаться.В классическом начертании форма мягкая округлая , в некоторых авторских методиках буквы более угловатые.У каждого ребенка сформируется свой личный почерк. В любом случае важно чтобы почерк был аккуратным и читаемым. Симпатичным почерк делает единообразие элементов букв, а частая косая разлиновка в этом помогает.

Как учить писать буквы?

  • В итоге обучения буквы должны получиться читаемыми и схожие с эталоном ,чтобы в разных концах нашей страны люди могли прочитать рукописный текст друг друга без затруднений .Индивидуальные проявления допускаются позже когда базовая программа технически уже не вызывает звтруднений,т.е .когда навык письма уже сформирован. Разные авторы приводят к этому результату разными путями и форма букв может слегка различаться.В классическом начертании форма мягкая округлая , в некоторых авторских методиках буквы более угловатые.У каждого ребенка сформируется свой личный почерк. В любом случае важно чтобы почерк был аккуратным и читаемым. Симпатичным почерк делает единообразие элементов букв, а частая косая разлиновка в этом помогает.
Два ключевых метода письма безотрывное и поэлементное. Мазина Вероника Дмитриевна считает правильным поэлементный метод обучения, потому что он в первую очередь отвечает психофизиологическим возможностям 7-летних детей. Это значит что он не требует от них опираться на те психические функции ,которые у них еще не созрели и не сформировались в достаточной степени .Речь идет о функции планирования которая должна быть очень развита чтобы принять решение о том например каким способом написать овал или какое соединение лучше сделать верхнее или нижнее. Невозможность ребенка на первом году обучения совершать одновременно с письмом движение кистью, предплечьем и плечом перемещая руку вдоль строки, при безотрывном письме это необходимо в рамках написания даже одного слова. Мышцы напрягаются ,движение сковывается не давая предплечью свободно передвигаться вдоль строки, что вызывает чрезмерный нажим .

Два ключевых метода письма безотрывное и поэлементное.

  • Мазина Вероника Дмитриевна считает правильным поэлементный метод обучения, потому что он в первую очередь отвечает психофизиологическим возможностям 7-летних детей. Это значит что он не требует от них опираться на те психические функции ,которые у них еще не созрели и не сформировались в достаточной степени .Речь идет о функции планирования которая должна быть очень развита чтобы принять решение о том например каким способом написать овал или какое соединение лучше сделать верхнее или нижнее.
  • Невозможность ребенка на первом году обучения совершать одновременно с письмом движение кистью, предплечьем и плечом перемещая руку вдоль строки, при безотрывном письме это необходимо в рамках написания даже одного слова. Мышцы напрягаются ,движение сковывается не давая предплечью свободно передвигаться вдоль строки, что вызывает чрезмерный нажим .
До 90-х годов безотрывный метод был единственным обязательным, ну а после методы обучения было разрешено выбирать на усмотрение учителя. Программа обучения строго регламентированна, а методы выбирает учитель самостоятельно . Поэлементно буквы изучаются на первом году обучения. А на втором навык письма переходит на следующий этап и письмо постепенно становится связным, но не потому что так требует учитель, а потому что появились возможности у ребенка ,это закономерный процесс.
  • До 90-х годов безотрывный метод был единственным обязательным, ну а после методы обучения было разрешено выбирать на усмотрение учителя. Программа обучения строго регламентированна, а методы выбирает учитель самостоятельно .
  • Поэлементно буквы изучаются на первом году обучения. А на втором навык письма переходит на следующий этап и письмо постепенно становится связным, но не потому что так требует учитель, а потому что появились возможности у ребенка ,это закономерный процесс.
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!