СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в условиях дошкольной образовательной организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К детям с нарушением зрения относят разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, этнологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций. Коррекционно-педагогическая  работа строится на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения» под редакцией Л.И. Плаксиной, программы Л.С.Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения».

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения в условиях дошкольной образовательной организации.»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула



Плащанская Людмила Владимировна,

старший воспитатель МБОУ «Центр образования № 29»,

г. Тула.


Еремеева Марина Витальевна,

методист МБОУ «Центр образования № 29», г. Тула



К детям с нарушением зрения относят разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм, этнологии, патогенеза, с разной структурой и составом нарушенных функций.

Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основные группы детей с разными формами аномального развития:

- дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы;

- дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга, последствиями перенесенных органических заболеваний.

Коррекционно-педагогическая работа строится на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной, программы Л.С.Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения».

Цель: создание условий для воспитания, обучения и лечения воспитанника, дифференцированного подхода к обучению и воспитанию полноценного ребёнка в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Задачи:

- определение дифференцированного подхода к обучению и воспитанию каждого ребёнка;

- разработка приёмов коррекционной работы с детьми;

- преодоление недостатков в речевом развитии.

Коррекционно - педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

- специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

- организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности.

Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса, включая задачу снятия побочного влияния медицинских процедур на психику ребенка. Знание зрительных возможностей ребенка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

Развитие бинокулярного и стереоскопического зрения осуществляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т.д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом.

Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Пособия и материалы, предлагаемые детям, должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка.

Обучение и воспитание в дошкольных организациях для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие прения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обусловливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты к возрастанию возможностей зрительных функций.

Большое внимание педагоги уделяют подготовительным упражнениям, которые они проводят совместно с медицинскими сестрами, особенно перед началом лечения на медицинских аппаратах.

По рекомендации врача-офтальмолога в периоды восстановительного лечения педагоги проводят с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.

Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам.


Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей

с нарушением зрения в условиях дошкольной образовательной организации


Система работы педагога-психолога

Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОО оказывает педагог-психолог.

Основные направления деятельности психолога в ДОО

  1. Организация индивидуальной работы с детьми в период адаптации.

  2. Диагностика уровня психического развития детей с последующей организацией коррекционной работы.

  3. Разработка и реализация методов и способов коррекции микроклимата в группах

  4. Организация индивидуальных и групповых корректирующих занятий для детей, имеющих трудности в развитии, поведении, общении.

  5. Развитие памяти, мышления, внимания детей.

  6. Помощь заведующей ДОО в организации благоприятного морального климата в коллективе педагогов и сотрудников.

  7. Организация консультативной работы для родителей воспитанников.

Формы работы с детьми:

  • помощь детям в адаптации к детскому саду;

  • проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;

  • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;

  • диагностика игровой деятельности детей;

  • организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;

  • диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

Формы работы с родителями:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, наблюдение за ребенком);

  • развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;

  • снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;

  • обучение родителей методам и приемам организации совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

  • ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);

  • обеспечение высокого уровня подготовки детей к школе.

Формы работы с педагогами:

  • подготовка и проведение педагогического консилиума;

  • индивидуальное и групповое консультирование;

  • подготовка и выступление на педсоветах, методических объединениях;

  • повышение психологической компетенции педагогов.

В процессе психологического мониторинга, проводимого с детьми дошкольного возраста, особое внимание уделяется развитию познавательных процессов, коммуникативных способностей и личностных качеств детей 3 - 5 лет и психологической готовности к обучению в школе детей 5 – 7 лет.

Познавательные процессы определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования для решения разнообразных задач. Диагностика познавательных процессов дает возможность соотнести особенности познавательного развития каждого ребенка с примерной возрастной нормой, проследить динамику развития каждого ребенка, что позволяет проанализировать актуальное состояние познавательных процессов и прогнозировать возможные варианты развития, вносить необходимые изменения в образовательную работу.

Общение со взрослыми формирует практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя.

Качества личности формируются в течение жизни и зависят от социального окружения. Основой характеристики личности служит самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. С самооценкой детей связано и такое качество, как уровень притязаний, который зависит от ситуации и выполняемой деятельности.

Для детей 5 – 7 лет проводится диагностика психологической готовности к обучению в школе.

Сформированная таким образом диагностическая программа психологического мониторинга позволяет сделать вывод об успешности освоения воспитанниками образовательной программы.

Цели психологического обследования:

• выявление детей с уровнем развития познавательных процессов, коммуникативных способностей и личностных качеств дошкольников для оказания им коррекционной помощи;

• создание оптимальных условий для реализации дифференцированного подхода к умственному и личностному развитию детей.

Объект обследования: дети 3 – 7 лет.

Предмет обследования: познавательные процессы детей 3 – 5 лет;

коммуникативные навыки детей 3 – 5 лет;

личностные качества детей 3 – 5 лет;

психологическая готовность к обучению в

школе детей 5 – 7 лет.

Периодичность обследования: 2 раза в год (сентябрь – октябрь, апрель – май).

Проводит: педагог-психолог, воспитатели групп.

Система работы учителя-логопеда

Основные цели деятельности учителя-логопеда

• своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;

• консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка;

• социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Основные задачи работы учителя-логопеда:

• социальная адаптация детей в коллективе;

• формирование коммуникативных способностей;

• формирование умения сотрудничать;

• осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

• обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

• создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Организация воспитательно-образовательного процесса

Приоритетные направления работы учителя-логопеда

• логопедическая коррекция дефекта;

• социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу;

• развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития).

Образовательный процесс включает:

• гибкое содержание образовательного процесса;

• педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка, коррекцию дефекта.

Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.

Это направление обеспечивается взаимодействием в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Проведение рекламной кампании.

  • Первичное знакомство, беседа, анкетирование.

  • Проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития их ребенка.

  • Групповые консультации.

  • Взаимодействие с семьями воспитанников.

  • Проведение совместных мероприятий.

  • Родительские собрания.

  • Наглядная информация для родителей.

Цель деятельности: изучение закономерностей обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и связанными с ними отклонениями в речевом развитии.

Задачи:

  1. Изучение закономерностей нарушения речи дошкольников с нарушением зрения.

  2. Определение распространенности и симптоматики нарушений речи дошкольников с нарушением зрения.

  3. Исследование структуры речевых нарушений и влияния речевых расстройств на психическое развитие ребенка с нарушением зрения.

  4. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств и типологии речевых расстройств.

  5. Исследование научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности.

  6. Предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.

  7. Подбор детей для подгрупповых занятий с единым диагнозом и уровнем восприятия.

  8. Использование специального дидактического материала соответствующего требованиям тифлопедагогики.

  9. Соблюдение офтальмогигиенических требований (освещение, рабочая поза, регламент зрительной нагрузки)

Цель коррекционной логопедической работы: выявление актуального уровня речевого развития и зоны ближайшего развития дошкольников со зрительной патологией 4-7 лет после проведения коррекционно-развивающей работы по следующим параметрам:

– состояние словаря;

– грамматический строй речи;

– слоговая структура слова;

– связная речь;

– звукопроизношение;

– фонематические процессы;

– анализ и синтез звукового состава слова (для подготовительной к школе группы);

– темп и ритм речи;

– интонационная выразительность.

Задачи обследования:

– создать необходимые условия для обследования;

– осуществить исследование актуального уровня речевого развития и зоны ближайшего развития у детей с нарушением зрения;

– провести качественный и количественный анализ результатов,

– определить направления работы на следующий учебный год.

Методика проведения логопедического обследования детей с нарушением зрения построена с учетом содержания «Программы специального (коррекционного) образовательного учреждения IV вида – (сад)» /под ред. Л.И. Плаксиной и «Системы коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» под ред. Н.В. Нищевой.

В обследовании принимали участие дети в возрасте 4 – 7 лет, имеющие нарушение зрения различного генеза и степени тяжести.

Основными критериями отбора методик логопедического обследования явились:

– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников с нарушением зрения;

– диагностическая ценность в определении особенностей зрительного восприятия детей со зрительным дефектом;

– возможность адаптации стимульного материала методик с учетом состояния зрения и его основных функций, возраста детей.

Диагностика речевого развития осуществлялась с использованием методик, разработанных В.П. Балобановой, Л.Г. Богдановой, Л.В. Венедиктовой на адаптированном стимульном материале О.Б. Иншаковой.

Система работы учителя – дефектолога

Предполагает комплекс лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы по реабилитации детей, страдающих глазными заболеваниями, в условиях специализированного дошкольного учреждения.

Основная задача данного направления коррекционной работы – профилактика и при необходимости коррекция вторичных нарушений в сфере чувственного отражения ребенком с нарушением зрения окружающей действительности. Коррекционная работа тесно связана с лечебным восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. В результате комплекса коррекционно-педагогических мероприятий происходит процесс обучения ребенка с нарушением зрения способам, умениям и навыкам перцептивной деятельности на суженной сенсорной основе, повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, закрепление и стабилизация зрительных функций, их повышение

Тифлопедагогами разработана специальная методика занятий по развитию зрительного восприятия, которая предусматривает во всех видах детской деятельности применение специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения. Для успешной работы проводится комплексная дифференцированная диагностика развития ребенка с нарушением зрения.

Цель диагностики – изучение сформированности базовых компонентов физиологических и психических процессов у дошкольников с нарушением зрения.

Комплексная дифференцированная диагностика позволяет решать следующие задачи:

- получить информацию о качественном своеобразии физиологического и психического развития детей с нарушением зрения;

- определить уровень медики-психолого-педагогического сопровождения детей:

- отследить динамические изменения в развитии ребенка с нарушением зрения;

- дифференцировать нарушения развития у детей с нарушением зрения с учетом данных клинико-психолого-педагогического обследования.

Список источников:

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.– М.: ТЦ Сфера, 2018.– 258 с.

  2. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих.– СПб.: КАРО, 2016.- 222 с.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!