СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие на тему: Волшебное путешествие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- Развивать эмоционально-волевую и когнитивную сферу дошкольников; способствовать снижению агрессивноститревожности, страха, и развитию коммуникативных качеств у детей с помощью упражнений с элементами арт-терапии; стимулировать умение детей распознавать настроение, эмоции и чувства других.

Задачи:

  • Сформировать понятие о базовых эмоциях и чувствах.
  • Способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать волевую регуляцию поведения.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя у детей, формированию благоприятного психологического климата в группе.
  • Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, поддерживать у детей интерес друг к другу.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружеское отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и договариваться.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие на тему: Волшебное путешествие»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное путешествие»

Подготовила:

практический психолог 1 категории

ГДОУ ЛНР «Лутугинский ясли-сад «Ласточка»

Сулима В.Н.


Цель:

- Развивать эмоционально-волевую и когнитивную сферу дошкольников; способствовать снижению агрессивности, тревожности, страха, и развитию коммуникативных качеств у детей с помощью упражнений с элементами арт-терапии; стимулировать умение детей распознавать настроение, эмоции и чувства других.

Задачи:

  • Сформировать понятие о базовых эмоциях и чувствах.

  • Способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.

  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.

  • Развивать волевую регуляцию поведения.

  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя у детей, формированию благоприятного психологического климата в группе.

  • Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, поддерживать у детей интерес друг к другу.

  • Воспитывать взаимопонимание, дружеское отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и договариваться.

Необходимые материалы и оборудование: акварель и кисточки для каждого ребенка, стаканчики с водой, влажные и бумажные салфетки для каждого ребенка, конверт с письмом, аудиозаписи спокойной музыки, 3 флажка из цветного картона (красный, желтый и зеленый), мягкая игрушка ежик, покрывало «ковер-самолет», «волшебный сундучок», смайлики из картона, бумажные или пластиковые стаканчики по количеству детей, картины с изображением эмоций, чувств и состояний человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог:

- Здравствуйте, дорогие дети и гости! Я очень рада всех вас приветствовать на нашем занятии. Дети, поздоровайтесь с гостями.

Давайте вспомним правила на наших занятиях.

1. Если кто-то говорит, то все остальные молчат и внимательно слушают, не перебивая.

2. Каждый отвечает только за самого себя.

3. Активное участие во всех играх и упражнениях.

4. Каждый ждет своей очереди в упражнениях по кругу.

5. Не драться, не толкаться и не обзываться.

Согласны с правилами? Будем соблюдать?

И сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира; страну, где царит добро, мир и красота, где невозможное становится возможным, где сбываются все мечты. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную «Страну эмоций».

Вы готовы сейчас отправиться в эту страну? Как вы думаете, что нам поможет туда попасть, какие сказочные предметы?

Ответы детей:

- Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, летающий корабль и т.д.

Психолог:

- Ой, а у нас как раз есть ковер-самолет! Но он поможет нам только в том случае, если мы произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения.

Звучит спокойная музыка.

Психолог:

- Ребята, вставайте скорее на ковер, повторяйте за мной слова и движения.

Ковер-самолет, не ленись!

Все берутся за руки и делают движение, изображая волну.

Ковер-самолет, поднимись!

Дети поворачивают руки тыльной стороной и поднимают их вверх

Быстрее ветра ты полети!

Дети машут плавно попеременно руками и кистями

В страну сказок нас домчи!

Руки поднимают руки вверх, шевеля пальчиками

Раз, два, три,

Нас на землю опусти!

Дети делают три хлопка и присаживаются на корточки

Дети сходят с ковра-самолета.

Психолог:

- Ну, вот мы и добрались. А где же сказка? Видимо, придется нам ее поискать! Ой, что я вижу. Волшебный сундучок. А в нем какой-то конверт. Это необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Ласточка», детям старшей группы «Ромашка». Это письмо вам.  От кого оно? От Ежика. Ну что ж, прочтем письмо? Слушайте внимательно.

ПИСЬМО

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Сказок. Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции. 
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно, и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие. 
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач. Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. 

Психолог:

- Ну, что, дорогие друзья, мы сможем помочь Ежику? Приступим к первому заданию.

Упражнение «Угадай и изобрази эмоцию»

Психолог:

- Грустиплач дает такое задание: отгадать, какие эмоции или чувства изображены на картине и показать их для всех. (Из сундучка достаются картины, а дети угадывают).

1 эмоция - злость.

- Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые). Какие мы некрасивые, когда злимся.

А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается). – Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся. 1,2,3.

2 эмоция – радость.

- А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка). Посмотрите какие красивые лица у нас, когда мы радуемся.

- Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...).

- Видите, как много у нас поводов для радости.

3 эмоция – удивление

4 эмоция – страх

5 эмоция – грусть

Психолог:

Вот мы и выполнили первое задание. Молодцы! Справились.

Двигаемся с вами дальше.

Мы с вами попали в гости к необычному существу, его называют «Смайлик» и все, кто попадает к нему в гости, получают хорошее настроение. Вот так он выглядит. (Смайлик-Улыбка).

- Дети, а кто мне скажет, что такое «хорошее настроение»?

Варианты ответов детей:

- Когда мне весело

- Когда я с папой и мамой

- Когда я получаю подарки

- Когда со мной мои друзья

Психолог:

- Дети, а у вас бывает плохое настроение? Когда так происходит?

Варианты ответов:

- Когда у меня кто-то забирает игрушку

- Когда я болею

- Когда меня мама забирает поздно из детского сада

- Когда мне мама не купила то, что я просил (а)

Тогда наш смайлик становится грустный. (Смайлик-Грусть).

Упражнение «Волшебные стаканчики»

Психолог:

Грустиплач уверен, что у нас всегда будет только плохое настроение и негативные эмоции. Но мы ему сейчас докажем обратное. Я предлагаю избавиться от негативных эмоций с помощью волшебных стаканчиков. Возьмите в руки стаканчики и изо всех сил подуйте в них и покричите. Отправьте в стаканчики все свои обиды и плохое настроение. А чтобы избавиться от злости, вы можете помять и порвать салфетки и тоже выбросить их в свои волшебные стаканчики.

Итак, все свои негативные эмоции и подавленное настроение мы оставили в прошлом. И справились еще с одним заданием. Показали Грустиплачу, как же можно избавляться от своих негативных эмоций.

Упражнение «Назови ласково»

Психолог:

Грустиплач совсем не умеет говорить ласково, и думает, что и вы, дорогие дети, обзываетесь друг на друга и совсем не знаете ласковых слов. Но ведь это не так? По кругу детям предлагается назвать другу друга ласковым именем. А также психолога, воспитателей и помощника воспитателя. Молодцы! Ведь всегда приятно, когда тебя называют ласково.

Грустиплач подготовил для нас еще одно задание.

Упражнение «Отгадай загадку» 
1. У Гнома сегодня День рожденья и подарков от друзей не счесть:

книжки, сладости, игрушки, даже шар воздушный есть! (Радость).

2. Ночь пришла, и в темноте тени движутся везде.

Гном забрался под кровать - спрятался и стал дрожать. (Страх).

3. Целый день он хмурит брови и грозит всем кулаком.

Да, сегодня гном не в духе – навестим его потом. (Злость).

Упражнение «Хлоп-Топ-Стоп»

– Ой, тут какие-то флажки. Так, что же это за задание? Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой: Если я покажу желтый флажок, то нужно всем вместе громко топать ногами, если зеленый, то нужно всем вместе громко хлопать, если красный, то нужно замереть и сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника.

Рисование на влажных салфетках (арт-терапия)

Звучит спокойная музыка.

Психолог:

- Мы можем улучшить настроение, когда делаем что-то интересное, например, рисуем. Поэтому предлагаю вам порисовать. И рисовать мы будем салют моего настроения, ведь это всегда нам доставляют радость.

Выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него кисточку и начните наполнять волшебством белую салфетку.
Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, ничего страшного. Наблюдайте, как растекаются краски, появляются новые узоры. Дети, выберите себе такой цвет, какой вам больше всего нравится. 
И приступайте.

Отлично, теперь мы знаем, с каким настроем мы отправимся в обратный путь. 

А вот и Ежик, которого мы с вами вместе спасли из заточения. Посмотрите, какой он радостный и счастливый.
Релаксационное упражнение «Ковер-самолет»

Звучит спокойная музыка.

Психолог:

- «Мы садимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас к небесам, тихонечко покачивает, укачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, леса реки, озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате.

Ласковое солнышко:

- Коснулось вашего лба, щек, носа.

- Коснулось глаз (откройте глаза)

- Коснулось губ (пошевелите губами)

- Коснулось плеч (поднимите и опустите плечи)

- Коснулось рук (встряхните руками)

- Коснулось ног (встряхните ногами).

Солнечные лучи поигрались с вами и отправились дальше. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох. И вставайте.

Скажем вместе с вами волшебные слова для возвращения из нашего путешествия:

Из полёта возвратились

В свою группу приземлились.

(Подведение итогов занятия).

На этом наше занятие окончено. До свидания!

Прощальный салют (все складывают руки вместе одна на одну, а затем поднимают их вверх, и делают салют.



Список  литературы:

  1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.            
    2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
    3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
    4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с. 
    5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/  О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с. 
    6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.   
    7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37. 

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!