18.05.2021 г Коррекционное занятие «Мир вокруг нас»
Тема: «Весенние заботы птиц»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
- узнать, каковы особенности жизни птиц весной, какие у них заботы и трудности;
-учить устанавливать взаимосвязь между прилетом птиц и наличием корма, познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда и выкармливают свое потомство;
- воспитывать у учащихся стремление заботится об окружающей природе;
- совершенствовать умение работать в парах и командах, воспитывать уважительное отношение друг к другу.
ХОД УРОКА.
1 Орг. Момент (позитивный настрой)
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Будем мы работать дружно
И друг другу помогать!
Будем слушать мы внимательно,
Ни минуты не терять!
2 Подготовка к усвоению новых знаний
Нас сегодня на уроке ждет много нового и интересного. У каждого на партах находится особое дерево- достижений. Которое поможет Вам в течении урока фиксировать свои правильные ответы.
- С чего начинается любая работа? (с составления плана)
Что такое план? (Последовательность наших действий)
План Разминка.
Определение новой темы урока, постановка цели. (Тема- это то, чему посвящен урок.
Цель- это то это то, чего необходимо достичь в результате работы.
Изучение новой темы урока.
Проверка знаний.
Подведение итогов.
Что по плану? - РАЗМИНКА (необходимо в командах собрать пословицы )
Увидел скворца – весна у крыльца.
Ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Грачи сели в гнездо — через три недели выходить на посев.
Без первой ласточки весна не обходится.
(Что объединяет все эти пословицы в нашей разминке? Какие весенние месяцы вы знаете?
- Какие изменения произошли в неживой природе? Как изменения в неживой природе повлияли на живую?
- Перечислите всех птиц, о которых говорится в пословицах. Что между ними общего?
- Почему они улетают на осенью юг?
- А как называют птиц, которые остаются у нас?
3. Знакомство с новой темой урока.
- Какой след этап нашего урока? (Определение темы)
- Легко ли птицам весной? Почему? Знаем ли мы, какие у них заботы, какие трудности, о чем они беспокоятся?
Тема: весенние заботы птиц
Цель урока: узнать, какие заботы у птиц весной, какие трудности?
Изучение новой темы урока.
Какой след этап нашего урока?
– Март – месяц особенный. И пусть лежат ещё снега, и ветра холодные не унимаются, стоит только взглянуть на календарь – март – а значит весна, и пусть любая погода будет за окном. Всё равно тепло – не за горами. Для птиц, оставшихся зимовать на родине, это самый тяжёлый период. А почему?
- Трудно приходится и первым перелётным птицам. Они-то прилетают радостные,- пора гнёзда вить, да потомство выводить. А погода мартовская порой не балует.
- С какой первой проблемой они столкнуться? (нет питания)
- Может ли человек оказать помощь? (заботиться о кормушках)
Какой вывод необходимо для себя сделать?
4 ФИЗМИНУТКА (выполняем движения под детскую песенку
«Солнышко смеется, а сосульки плачут»
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее
5 Работа в парах. Каждая пара получает информации о птицах, которые прилетают к нам весной и заполняют карточку.
- Выясните, когда время их прилета. Где и как они строят гнезда?
(Для демонстрации презентации в дальнейшей работе используется электронная доска . Учитель загадывает загадки, ученики отгадывают их. Затем с информацией о птицах выступают учащиеся. Загадки и ответы к ним показываются на экране.
Угадайте загадки.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … грач.
Выступает ученик с информацией о грачах.
Комментарий учителя: самка высиживает птенцов в течении трех недель, а затем выкармливают. Рацион питания птенцов- 60 видов насекомых.
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … скворец.
Выступает ученик с информацией о скворцах.
Комментарий учителя: птенцы вылупляются слепые и беспомощные. В течение трех недель оба родителя выкармливают птенцов принося им корм до 300 раз в сутки.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Выступает ученик с информацией об аистах.
Комментарий учителя: после вылупления птенцов все усилия стариков сводятся к тому, чтобы накормить своих детей, которые очень прожорливы и все время требуют пищи. Родители от зари до зари беспрерывно летают от гнезда к болоту и обратно, таская детям лягушек, ящериц, птенцов и змей.
Видео (ласточки)
Выступают ученики с информацией о ласточках.
Комментарий учителя: птенец ласточки рождается слепым, с большим желтым ртом, в который постоянно требует положить порцию пищи. Родители старательно ухаживают, изо всех сил пытаясь обогреть и накормить неумных малышей.
Журавли. Кого в знаменитой русской сказке приглашала к себе лиса? (журавль)
Выступает ученик с информацией о журавлях.
Комментарий учителя: насиживающая птица ведет себя осторожно. При опасности скрытно покидает гнездо и взлетает на значительном от него расстоянии. Вылупившиеся птенцы покрыты густым пухом и могут самостоятельно передвигаться уже в первые часы жизни.
Песня жаворонока
Выступает ученик с информацией о жаворонках.
Комментарий учителя: с начала весны до конца лета у полевых жаворонков бывает две, а иногда даже 3 кладки. Птенцы покидают гнездо в возрасте 10-14 дней, но некоторое время ещё зависят от родителей. Укрывшись неподалёку от гнезда, они ждут, когда те принесут еду.
Правила поведения на природе. (дополняются учениками)
Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы, не бери … (в руки яйца или птенцов, сразу же уходи)
Не лови и … ( не уноси домой птенцов)
Не забывай …( кормить птиц ранней весной)
5. Закрепление и проверка знаний
Позаботься о … (скворечниках)
УЧЕНИКИ САДЯТСЯ ЗА ПАРТЫ (отметьте на своих деревьях достижений еще по листочку)
Проверка знаний:
Поставьте знак «+» возле строчек, где говорится о весенних заботах птиц (взаимопроверка)
Птицы весной высиживают птенцов.
Строят хатки.
Строят гнезда.
Уничтожают вредных насекомых.
Запасают еду.
Откладывают яйца.
Готовятся к отлету.
Впадают в спячку.
Выкармливают и оберегают птенцов.
6 Подведение итогов.
- Вернемся к нашему плану урока. Все ли этапы мы успешно прошли? Что у нас осталось?
- Чему был посвящен урок.
- Достигли ли мы поставленной цели? Узнали, каковы особенности жизни птиц весной?
- Какие у них заботы?
- Какие особые трудности?
- Почему человеку нужно знать о жизни птиц, заботится о них?
-Посмотрите внимательно на свои деревья достижений. Чьё дерево сегодня стало особенно зеленым. А что это значит?