Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
города Троицка
«Рассмотрено на заседании МО» _____ /______________ / ФИО руководителя МО «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 15» _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. |
Программа внеурочной деятельности
коррекционной направленности
по русскому языку
для 2 класса
составитель:
Колчанова Оксана Александровна,
учитель начальных классов
2016
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация программы направлена на достижение следующих целей:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний
Коррекционные задачи
Наиболее трудным предметом для детей с ЗПР на первых годах обучения становится математика. Это объясняется тем, что овладение математическими понятиями связано с достаточно развитыми способностями к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Вышеназванные функции мыслительной деятельности у детей указанных классов ещё недостаточно развиты.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо уже на раннем этапе пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность. Изучение программного материала должно, обеспечить не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности усвоении математики, строится в соответствии со следующими основными положениями:
-восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путём обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
-пропедевтический характер обучения; подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;
-дифференцированный подход к детям – с учётом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы; выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане;
-формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
-развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций;
-активизация речи детей в единстве с их мышлением;
-выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
-формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Предмет «Математика» является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал. Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений; оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи; укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Числа от 1 до 100. Нумерация. Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Числа от до 100. Сложение и вычитание. Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания. Сложение и вычитание. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Умножение и деление. Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел. Величины и их измерение. Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины. Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение). Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника. Цена, количество и стоимость товара. Время. Единица времени – час. Текстовые задачи. Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется: а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления; б) разностное сравнение. Элементы геометрии. Обозначение геометрических фигур буквами. Острые и тупые углы. Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части. Элементы алгебры. Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений видаа ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной. Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Табличное умножение и деление. Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления. Составлять таблицу умножения и деления на и 3. Решать задачи на умножения и деления и иллюстрировать их.
Итоговое повторение. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Прогнозировать результат вычисления. Моделировать изученные зависимости.
Программа должна помочь учащимся преодолеть трудности в усвоении учебного материала по математике.
Формы организации деятельности:
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая,
Режим занятий – 2 часа в неделю. Всего 68 часов.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математических олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
3.Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов |
| теория | практика |
Числа от 1 до 100. Нумерация. | 6 | 2 |
Числа от до 100. Сложение и вычитание. | 10 | 7 |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления). | 8 | 5 |
Умножение и деление. | 10 | 6 |
Табличное умножение и деление | 3 | 3 |
Итоговое повторение. | 4 | 4 |
Итого | 41 | 27 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Коли чество часов план/ факт | Дата проведе ния/ план | Факт | Корректировка | Тема | основные виды учебной деятельности обучающихся |
Числа от 1 до 100. Нумерация. (8 часов) |
1. | 1 | | | | Десятки. Счет десятками до 100. | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 . Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Решать задачи поискового характера, в том числе задачи-расчеты |
2. | 1 | | | | Числа от 11 до 100. Образование чисел. |
3. | 1 | | | | Однозначные и двухзначные числа |
4. | 1 | | | | Единицы длины: миллиметр. |
5. | 1 | | | | Метр. Таблица мер длины. |
6. | 1 | | | | Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30 |
7. | 1 | | | | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. (36 = 30 + 6) |
8. | 1 | | | | Единица стоимости. Рубль. Копейка. |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (17 часов) |
9. | 1 | | | | Задачи, обратные заданной. | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Находить длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия, Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Работать (по рисунку) на вычислительной машине. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Работать в парах, в группах. |
10. | 1 | | | | Сумма и разность отрезков. |
11. | 1 | | | | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого |
12. | 1 | | | | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого |
13. | 1 | | | | Единицы времени. Час. Минута. |
14. | 1 | | | | Порядок выполнений действий. Скобки. |
15 | 1 | | | | Периметр многоугольника. |
16. | 1 | | | | Прием вычислений вида 36+2, 36+20 |
17. | 1 | | | | Прием вычислений вида 36-2, 36-20 |
18. | 1 | | | | Прием вычислений вида 26+4, 30-7, 60-24 |
19-20. | 2 | | | | Запись решения в виде выражения |
21. | 1 | | | | Прием вычислений вида 26+7,35-7 |
22-23. | 2 | | | | Уравнение. |
24. | 1 | | | | Проверка сложения. |
25. | 1 | | | | Проверка вычитания. |
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) (13 часов) |
26. | 1 | | | | Сложение вида 45+23 | Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения. Находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. |
27. | 1 | | | | Вычитание вида 57-26 |
28. | 1 | | | | Проверка сложения и вычитания |
29. | 1 | | | | Угол. Виды углов (прямой, острый, тупой) |
30. | 1 | | | | Сложение вида 37+48, 37+53 |
31. | 1 | | | | Прямоугольник |
32. | 1 | | | | Сложение вида 87+13 |
33. | 1 | | | | Сложение вида 32+8, вычитание вида 40-8 |
34. | 1 | | | | Вычитание вида 50-24 |
35. | 1 | | | | Решение текстовых задач |
36. | 1 | | | | Вычитание вида 52-24 |
37. | 1 | | | | Свойство противоположных сторон прямоугольника |
38. | 1 | | | | Квадрат |
Умножение и деление. (16 часов) |
39. | 1 | | | | Умножение. | Моделировать действие умножение. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Находить периметр прямоугольника. Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Решать текстовые задачи на умножение. Искать различные способы решения одной и той же задачи. Моделировать действие деление. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания логического и поискового характера. Работать в паре. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
40. | 1 | | | | Конкретный смысл умножения |
41. | 1 | | | | Вычисление результата умножения с помощью сложения |
42. | 1 | | | | Задачи на умножение |
43. | 1 | | | | Периметр прямоугольника |
44. | 1 | | | | Умножение нуля и единицы |
45. | 1 | | | | Названия компонентов и результата умножения |
46. | 1 | | | | Решение задач |
47-48 | 2 | | | | Переместительное свойство умножения |
49-51 | 3 | | | | Конкретный смысл действия деления |
52 | 1 | | | | Названия компонентов и результат деления |
53 | 1 | | | | Приемы умножения и деления на 10 |
54 | 1 | | | | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» |
Табличное умножение и деление. (6 часов) |
55. | 1 | | | | Умножение числа 2 и на 2 | Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Прогнозировать результат вычислений. Решать задачи логического и поискового характера. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
56-57. | 2 | | | | Деление на 2 |
58. | 1 | | | | Умножение числа 3 и на 3 |
59-60. | 2 | | | | Деление на 3 |
Повторение (8 часов) |
61. | 1 | | | | Числа от 1 до 100. Нумерация | Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполнять проверку правильности вычислений. |
62. | 1 | | | | Числовые и буквенные выражения |
63-64. | 2 | | | | Равенство. Неравенство. Уравнение |
65-66. | 2 | | | | Длина отрезка. Единицы длины. |
67-68. | 2 | | | | Геометрические фигуры |